Не дай мне в памяти твоей угаснуть. /литературно-музыкальная композиция/
Не дай мне в памяти твоей угаснуть.
/литературно-музыкальная композиция/
Пояснительная записка.
Несколько десятилетий отделяет нас от времен Великой Отечественной войны. Время неизбежно меняет оценки отдельных лиц и явлений. Но не нужно забывать о том, что именно молодежь определяет будущее страны, и в то же время с ней сегодня не просто говорить на военную тему. Между нынешней молодежью и той, опаленной войной, стоит целая человеческая жизнь. Для них участники Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. – люди из другой эпохи, а сама война – историческая дата в учебнике. Несправедливо. Те, что воевали за свободу, не были безликими героями. Они их деды и прадеды.
Предложенный сценарий отражает эту мысль. Это «диалог прошлого с настоящим».
Этот сценарий – всплеск совести, чести, а главное – памяти. Побывав на таком мероприятии, молодой человек не уйдет, не вспомнив о своем родственнике, который воевал, а придя домой, обязательно спросит: «А где воевали мои прадеды?» Этот вопрос и станет первым шагом на пути возрождения интереса к исторической теме и, может быть, позволит взять книгу о войне, незаслуженно забытую сегодня.
Цель мероприятия: ненавязчиво, доступно объяснить молодежи, какими были их прадеды и деды в пору своей юности, раскрыть перед ними мир военного времени, культуру того периода; дать им возможность поразмышлять о событиях Великой Отечественной войны.
Оформление сцены.
На занавесе – плакат с изображением Вечного огня, плакат с цитатой:
Я шлю тебе письмо из сорок пятого
Взгляни на снимок, сверстник дорогой,
На нем я вместе с нашими ребятами,
Ты посмотри, какой я молодой.
На сцене – пенек, на нем горит свеча, лежат лист бумаги, пожелтевшие письма-треугольники, карандаш. Вокруг пенька – еловые ветки, макет костра.
В глубине сцены – экран, на который проецируются кадры военной кинохроники. На стенах – увеличенные фотографии времен войны.
Ход литературно-музыкальной композиции.
(Негромко звучит аудиозапись песни «Священная война»)
Голос за кадром:
Я, вопреки земным законам,
Пишу тебе, мой будущий внучок.
Садись, послушай, как жилось в погонах,
Прочти ту боль, что я пролью меж строк.
Почувствуй деда трепетные руки,
Сквозь толщу лет «отведай» тишину
Тебе пишу для жизненной науки,
Как исповедь сегодня напишу:
В моей землянке холодно и сыро,
Огарок свечки тлеет, чуть дыша,
Но я успею рассказать, как было,
Подробно, честно, не спеша.
Война! Что может быть ужасней
Для пацана, которому вчера
Исполнилась всего лишь двадцать,
А молодость как будто умерла.
Ты там, в своем бушующем столетии,
Перешагнувший рубежи веков,
Не знающий крестов, могил и смерти,
Нас не суди, забытых стариков.
И не суди волнующие вальсы,
Старинных песен звуки не суди.
Они писались от души, без фальши,
А строчки песен рвались из груди.
Все эти песни помогли солдатам
И в бой идти, и не бояться зла.
Послушай, что любили мы когда-то
В окопах петь до самого утра.
( Звучит песня «Землянка» в исполнении ученика. Муз. К.Листова, сл. А.Суркова)
Чтец 1.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, совсем не до песен. Но именно они поддерживали дух бойца. Есть у песен какое-то удивительное свойство: одна разбередит душу, другая бальзамом прольется на сердце.
Незримо песня создает настроение. В годы войны были просто необходимы патриотические песни, и не надо объяснять почему.
(Звучит аудиозапись песни «Священная война» - муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача).
«Священная война» была написана в первые дни войны. С этой песней на вокзалах городов родные и близкие провожали солдат. Ее слова звучат как присяга.
Это самая суровая и самая яркая песня военного времени. Впервые ее слова были опубликованы в газете «Известия» 24 июня 1941 года. В этот же день она была исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. «Солдаты, сидевшие на деревянных сундуках, - вспоминает один из исполнителей, - вдруг встали и в наступившей тишине стоя слушали песню. Потом требовали повторить ее еще и еще, пытались подпевать, запомнить слова, увезти с собой вместе с прощальной улыбкой женщины».
Чтец 2.
Дома оставались жены и матери, подруги. Неслучайно символом верности и надежды для солдата стала песня Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского «Катюша». Она была написана незадолго до войны. Текст песни не единожды переделывался ее исполнителями: каждый из них пытался выразить свои чувства и переживания. Но мотив песни знали не только в России. Немцы боялись этой песни, ее магического воздействия на солдат.
Исаковский так объясняет рождение строк песни: «Мы словно предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти».
За 4 года войны «Катюша» «прошагала» все фронты, все дороги. Один из примеров: в июле 1942 года гитлеровцы зверски расправились с жителями села Каспля Смоленской области за то, что те помогали партизанам. Когда приговоренных к расстрелу повели к яме, в наступившей тишине раздались слова песни.
(Звучит песня «Катюша» в исполнении ученика)
В годы Великой Отечественной войны «Катюшами» стали называть реактивные минометы. Откуда пошло это название, вероятно, никогда не удастся узнать. Но грозное оружие с таким ласковым именем приводило в ужас фашистов.
Чтец 3.
Песня «Темная ночь», которую знал каждый от мала до велика, родилась в далеком Ташкенте. Там шли съемки фильма «Два бойца», и по замыслу в ней не было песен. Съемочная группа чувствовала, что не хватает главного. И произошло чудо. Никита Богословский прочел сценарий и, сев за рояль, тут же сочинил музыку, поэт В.Агапов не замедлил подобрать к ней стихи.
(Звучит песня «Темная ночь»в исполнении ученицы).
С особой душевностью песню исполнил Марк Бернес. Пожалуй, на этом можно было и закончить рассказ об этой удивительной песне, созданной в годы тягчайших испытаний. Только еще одна маленькая подробность: вскоре после того, как «Темная ночь» прозвучала с экранов, она была записана в студии граммофонных пластинок. Когда стали испытывать пластинку, послышался какой-то хрип. Взяли вторую – то же самое, третью, пятую, седьмую – брак. Оказалось, что испорчена матрица: техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно облита ее слезами
Песня, рожденная минутным порывом, жива и сейчас. Многие ли песни могут похвастаться таким долголетием?!
Чтец 4.
«Синий платочек» Удивительная судьба у этой песни. История ее началась осенью 1939 года. В Москву приехал польский эстрадный коллектив «Голубой джаз» и исполнил эту песню. Москва буквально «заболела» «Синим платочком». Слова Я.Галицкого переделал Михаил Максимов. И она зазвучала на всех фронтах.
(Звучит песня «Синий платочек» в исполнении ученицы)
Любимую всеми песню исполнила Клавдия Шульженко. Впервые с ней она выступила в блиндаже, перед боем. Успех превзошел все ожидания: и певицу, и поэта наградили неслыханным, по тем временам, подарком – куском торта и стаканом клюквы.
Летчики-истребители на фюзеляжах своих самолетов писали: «За синий платочек!». Танкисты тоже помещали этот призыв на броне своих машин, артиллеристы – на орудийных стволах. Поразительный факт: 40 лет в репертуаре Клавдии Шульженко, до самого последнего дня, песня «Синий платочек» была как знамя, как ни на миг не гаснувшее воспоминание о войне.
Чтец 5.
Бесконечен поток мелодий военных песен, как бесконечна память о войне. Война От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого – 2600 км. Не так и много. Поездом – 4 суток, самолетом – 4 часа, прошагать, отступая и прорываясь, 4 долгих года. Четыре года песня помогала солдату выжить, стереть с души страх смерти.
Когда на смерть идут, поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Голос:
Надеюсь, внук, ты знаешь крепость дружбы,
И верю, можешь друга поддержать.
Нет на земле почетней этой службы,
Чем Родину и друга защищать.
А на войне острее угол чести,
А на войне изнанка на лицо.
И дружбу здесь нам проверяют немцы,
Зажав в тиски и запаяв в кольцо.
И лишь поэт, романтик фронта,
Об этом скажет лучше и умелей:
Один его израненный куплет
Дороже нам всех соловьиных трелей.
Чтец 1.
Из многих поэтов Великой Отечественной войны трудно выделить какого-то, все имеют право на нашу память.
«Стихотворцы обоймы военной», сегодня уже вошедшие в классику литературы, почти все были штабистами, прикрепленными к армейским газетам и выезжавшими на фронт не так часто. А оглохшие, пугающие своей наготой строки слагались на передовой никому не известными молодыми поэтами, которые числились не в поэтах, а в армейских списках.
И это неправда, что «рукописи не горят». Сколько стихов погибло на фронте в пожарищах и ледяной слякоти, записанных неровными буквами на мятой бумаге огрызком карандаша, осиротевших после очередного боя
Чтец 2.
Гибли стихи, гибли поэты Об известных стихах войны вы – молодые – знаете из литературы. Вот одно из них:
Нам не дано спокойно сгнить в могиле –
Лежим навытяжку и, приоткрыв гробы,
Мы слышим гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы
С больших дорог, которыми ходили.
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового.
И пусть не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Это стихи Николая Майорова.
Чтец 3.
У Семена Гудзенко есть не менее впечатляющие рифмы:
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной,
Разрыв – и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв – и лейтенант хрипит,
И смерть опять проходит мимо.
Чтец 4.
Но есть стихи, о которых не сказать невозможно, - стихи Константина Симонова. Они печатались во фронтовых газетах и никогда не пускались на солдатские махорочные самокрутки, а бережно хранились вместе с фотографиями любимых и близких. Лучшие из этих стихов: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Дом в Вязьме», «Открытое письмо», «Жди меня, и я вернусь» - преодолели испытанием временем. Они вам знакомы.
Они, поэты военного времени, вели свой бой и винтовкой, и пером, не требовали славы. Тогда славу ждали одну – Победу!
Чтец 5.
Стихотворным произведениям сегодня не повезло. Но ведь именно поэзия может выразиться лаконично, тонко, красиво, правдиво. Обратитесь к поэзии военных лет и поверьте, вы откроете для себя многое и в себе тоже.
Есть у поэта-современника Юрия Воронова такие строки:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как силы, нам нужна.
Голос:
Давай протянем мы друг к другу нить,
Соединим ладони через расстояние.
Мне хочется с тобою рядом быть,
Да только вот война – молчанье.
Она – разлучница, она – вдова,
Свирепый падший ангел преисподней.
Ты помни, внук, мои слова,
Которые я написал сегодня.
И если вдруг придется воевать,
И выпадет тебе такое горе,
Учись ты сердцем землю защищать,
А не влачить ту службу поневоле.
Ведь Родина одна у нас с тобой,
-5-
Одни березы, тополя и ели.
Служи Отчизне телом и душой,
Которую мы защитить сумели.
И ты, внучок, запомни
(Автоматная очередь, все смолкает, гаснет свеча.
Звучит аудиозапись песни «Давай за» гр. «Любэ»
На экране кино о военных действиях в Чечне)
Чтец 1.
Чечня! Жара. Идет война,
Внук стал бойцом, он стал солдатом.
Он помнил дедовы слова,
В землянке сочиненные когда-то.
Внук защищал Отечество от грязи
И так же смахивая слезы,
Писал простые, пацановьи фразы:
«Мать, положи на холмик розы»
Чтец 2.
Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет, а если прибавить Афганистан и Чечню.
Давайте почтим минутой молчания всех солдат, всех воинов, чья совесть перед Родиной чиста, как чист и безмятежен сегодняшний день.
(Звучит песня «Служу Отчизне»).
15