Внеурочная деятельность. Литературная гостиная. «Поёт зима, аукает…» (4 класс)
Внеклассное мероприятие
«Поёт зима, аукает»
Стихотворения поэтов о зиме
Цели мероприятия:
познакомить учащихся с произведениями русских поэтов – классиков о зиме;
расширить знания об их творчестве; развить память, речь, мышление;
прививать любовь к природе, к поэзии.
(Дети выучили стихи, пословицы, поговорки о зимних месяцах, русскую народную песню "Метелица", оформили выставку рисунков.)
I. Организационный момент.
-Прозвучала композиция в исполнении оркестра русских народных инструментов "Метелица" Слайд 1
Уважаемые гости! Мы ради приветствовать Вас в нашей литературной гостиной. Когда в последний раз Вы слушали, как читают стихи? И не просто читают, а дарят ощущение настоящего театра? Когда человек на авансцене не только перевоплощается сам, но и заставляет измениться пространство, останавливает время и возрождает казавшиеся забытыми чувства? Мы все бежим, торопимся остановитесь, оглянитесь вокруг, насладитесь с нами союзом волшебных звуков, чувств и дум..
II. Разгадывание загадок. Рассматривание выставки рисунков.Какой это мастер
На стекла нанесИ листья, и травы,И заросли роз?
(Мороз)Ни ведерка, ни кисти, ни рук,А побелит все крыши вокруг.
(Зима)Прозрачен, как стекло,А не вставишь в окно.
(Лед)Не колючий, светло-синийПо кустам развешан...
(иней)
Рассыпала ЛукерьяСеребряные перья,Закрутила, замела,Стала улица бела.
(Метель)С неба падают зимоюИ кружатся над землеюЛегкие пушинки,Белые...
(снежинки)Меня хлопали лопатой,Меня сделали горбатой,Мена били, колотили,Ледяной водой облили.И скатились все потомС моего горба гуртом. (Горка ледяная)
– Какой темой объединены все эти загадки? (Темой «Зима»)
– Определите тему. («Здравствуй, гостья – зима!»)
– Какие зимние месяцы вы знаете?
Декабрь год кончает, зиму начинает. В декабре зима стелит белые холсты, через реки наводит мосты.
Январь – всему году запевка. Январь – году начало, зиме серединка.
Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый? В феврале зима с весной встречается впервой.
III. Работа по теме.
1. Слово ведущего (Музыка гусли ) Слайд 2
Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Он лег на крыши домов, на улицы, на поля, на леса. Снег сверкает на солнышке, как серебро. Кругом так чисто, так бело. Ребятишки с радостью идут кататься на горку, на лыжах. Наверное, нет такого человека, который бы не любил зиму. Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его; это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками!
Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова. Они написаны в разное время, каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу, и в то же время есть в этих стихах что-то общее. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
2. Выступления детей.
Николай Скороденко «Цвета зимы» (Палехова Вероника)
Пришла зима, и в стихи Тютчева вошла сказка, похожая на сон. "Зима недаром злится" В его стихах природа жива, деятельна, В этом стихотворении столкновение времен года представлено в виде сказочного сражения,
Федор Иванович Тютчев «Зима недаром злится» (Зуев Артём) Зима недаром злится,Прошла ее пора – Весна в окно стучитсяИ гонит со двора.И все засуетилось,Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небеУж подняли трезвон.Зима еще хлопочетИ на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочетИ пуще лишь шумит...Взбесилась ведьма злаяИ, снегу захватя,Пустила, убегая,В прекрасное дитя...Весне и горя мало:Умылася в снегуИ лишь румяней сталаНаперекор врагу
- Послушайте стихотворение К. Ибраева «Зима» (Иванов Павел)
Величава зима – Называть ее хочетсяНе по имени просто,А по имени-отчеству.Ой, зима, ты – Морозовна,Ой, зима, ты – Метельевна!Утром кажется розовымСнег под синими елями.Ветер с веток березовыхСыплет хлопья на головы Ой, зима, ты – Морозовна,Ой, зима, ты – Метельевна!
– Какой перед нами предстает зима? (Величавая, мудрая, седовласая)
– Зима статная, гордая, настоящая повелительница снежного королевства.
Нужные слова приветствия этой снежной королеве нашел Иван Саввич Никитин, замечательный русский поэт. Прекрасные, задушевные строки посвятил Никитин родной природе.
Встреча зимы. (Ягудин Марсель)Поутру вчера дождьВ стекла окон стучал,Над землею туманОблаками вставал.Веял холод в лицоОт угрюмых небес,И, бог знает о чем,Плакал сумрачный лес.В полдень дождь перестал,И, что белый пушок,На осеннюю грязьНачал падать снежок. На дворах и домахСнег лежит полотномИ от солнца блестит
Разноцветным огнем...
Здравствуй, гостья-зима!Просим милости к намПесни севера петьПо лесам и степямЕсть раздолье у нас, – Где угодно гуляй;Строй мосты по рекамИ ковры расстилай.Нам не статьПривыкать, – Пусть мороз твой трещит:Наша русская кровьНа морозе горит!
- Настроение человека и природы в лирике подчас зависит от смены времени года. Поэзия А. С. Пушкина свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает у нас глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли, и родного слова.
А.С. Пушкин (Гамидова Эльмира) Музыка 3
Пожаров «Зима» (Пак Александра) Музыка 3
- Мы вместе с поэтами пытались через поэзию понять красоту зимней природы.
Какой изобразили поэты зиму? (Чародейка, волшебница, кудесница, русская красавица,«Щеголиха в белой разлетайке, русская красавица зима», величавая, мудрая, седовласая) Как красиво звучат эти слова. Литература- это один из видов искусства, который словом может нарисовать зиму.
Какие ещё виды искусства могут это сделать? слово на доске (Живопись)
-А теперь посмотрите, как художники запечатлели на своих полотнах зиму.
V. Работа по картинам. (слайды1,2,3,4,5)
- Ещё полвека назад о ледяной скульптуре никто не слышал. Теперь каждую зиму по всем городам проходят конкурсы ледяных скульптур. (слайд 1,2,3)слово на доске (Скульптура)
- Во всём этом мы узнаём зиму и ещё во многих её проявлениях
С.Есенин « Вы узнаёте зиму?» (Шарапов Антон)
С.Есенин « Пороша » (Кумиспай Айту)
Пётр Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане» (Жукова Маргарита )
- Много поэтов запечатлели ребячий восторг от первого снега и зимних игр. Каждый взрослый становится ребёнком, радуясь первому снегу.
Александр Блок «Ветхая избушка» (Косыгина Анастасия)
-Прослушайте музыкальную зарисовку композитора Лядова русская плясовая "Свистулька".
VI. Работа с пословицами.
-Сегодня звучали загадки, стихи, рассказы о поэтах. Наш урок мне хотелось бы закончить пословицами и поговорками о зиме. Помогите мне
Предлагаю игру "Левый берег- правый берег " (часть детей начинает поговорку, другая - отвечает)
Зимой снег глубокий – (летом хлеб высокий)
Земля зимой отдыхает, (а весной расцветает)
Мороз не велик, (да стоять не велит)
В зимний холод (всякий молод)
Два друга – (мороз да вьюга)
Хороший снежок (урожай сбережет)
Не будет снега, (не будет и следа)
Зиме и лету (союзу нету)
Зимой съел бы грибок, (да снег глубок)
VII. Итог. (Работа с художественным языком литературы)
– Какую мы увидели зиму у поэтов и художников, скульпторов, композиторов?
Чародейка, волшебница, кудесница, русская красавица. «Щеголиха в белой разлетайке,Русская красавица зима». (слова появляются на доске, можно провести орфографическую работу на уроке русского языка, написать сочинение – описание зимы. )
-В заключение нашего мероприятия хотим порадовать гостей русской народной песней "Вдоль по улице метелица идёт"
Самоанализ воспитательного мероприятия литературная гостиная
« Поёт зима, аукает»
I. Общие сведения
Внеклассное мероприятие литературная гостиная «Поёт зима, аукает» стихотворения поэтов о зиме проводилось 27.01.2014 года с учащимися 3а класса. Организатором мероприятия выступила классный руководитель - Солдатенко Н.А. В подготовке мероприятия принимал участие весь класс.
Данное мероприятие проводилось с целью:
познакомить учащихся с произведениями русских поэтов – классиков о зиме;
расширить знания об их творчестве; развить память, речь, мышление;
прививать любовь к природе, к поэзии.
подготовить учеников к написанию сочинения по разделу литературного чтения № 7 "Поет зима, аукает"
II. Анализ подготовки мероприятия
Инициатором организации данного мероприятия являлся классный руководитель, но готовилось оно совместно с учениками. Активность проявлялась в самостоятельном поиске и подборе литературного материала к мероприятию, оформлению выставки рисунков. Мероприятие было подготовлено в короткие сроки. Оно требовало подготовку, связанную со школьными предметами. Так на уроках чтения происходило знакомство с творчеством поэтов; на уроках музыки - с жанрами народных песен; на уроках ИЗО – с живописью. Ребята очень оживлённо и с интересом отнеслись к данной подготовительной работе и проявляли познавательную и творческую активность.
III. Анализ хода мероприятия
Во время проведения мероприятия ученики волновались и переживали, проявление таких чувств говорит об ответственности за выполняемую работу. Ребята успешно справились с поставленными задачами: донести до зрителей настроение, интерес и любовь к разным видам искусства, объединенных одной темой – "Зима". В результате проделанной работы, учащиеся класса пополняли словарный запас (как активный, так и пассивный), развивали память, речь, мышление, воображение. В ходе мероприятия поддерживался доброжелательный характер взаимоотношений между воспитанниками и педагогом, подобранный материал соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
IV. Общая оценка воспитательного мероприятия
Проделанная воспитательная работа способствовала достижению общей цели мероприятия через реализацию поставленных задач.
Об этом свидетельствуют:
- плодотворная, активная, осознанная работа учеников, благоприятный микроклимат в коллективе, положительный эмоциональный отклик приглашенных гостей, уровень приобретенных знаний, желание принимать участие в подобных мероприятиях.
!ђЗаголовок 1!ђЗаголовок 2!ђЗаголовок 315