Конспект открытого урока по теме: Обобщающий урок по теме Наречие. (9 класс)


Тема: «Обобщающий урок по теме «Наречие»
Класс: 9
Тема урока: Обобщающий урок русского языка по теме «Наречие».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма: деловая игра.
Цели и задачи:
• обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Наречие»;
• формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний,
• знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты;
• развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи;
. формирование чувства ответственности за результаты своего труда;
• воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.
Урок сопровождается компьютерной презентацией:
Обобщение материала по теме «Наречие» Мы делаем газету
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.  Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках? (наречие)
- Сегодня последний урок по этой части речи.
- Какова, по вашему мнению, цель нашего урока? (Ответы)
- Цель нашего урока -  обобщить и повторить весь пройденный материал по теме “Наречие”, но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты «Школьная жизнь». (Слайд с темой урока).
Вы сотрудники газеты: корреспонденты – ребята, сидящие на первом ряду.
Работники рекламного отдела – ребята, сидящие на втором ряду.
Редактор - самое главное и ответственное лицо. Письменные работы будут поступать на проверку редактору.
- Давайте откроем тетради и запишем число, тему урока.
(тема урока на слайде)
VI. Семинар – повышения квалификации.
- Чтобы приступить к работе над номером газеты, всем вам необходимо посетить семинар – повышения квалификации.
- Давайте вспомним, что такое наречие?
- С какой частью речи в предложении связано наречие?
- Наречие, это какая часть речи? Неизменяемая.
- На какие вопросы отвечает наречие?
- Каким членам предложения является?
- Давайте вспомним, что обозначают наречия? (время, место, способ действия).
- Заполните таблицу. Проверка.

1. Работа по карточкам.
Совсем недавно я прочитала высказывание, что журналисты – народ малограмотный, часто допускают ошибки, особенно на правописание наречий с А и О на конце. Уверена, что вас это не касается.  
На карточках дано задание: собрать наречия из разных частей слова. Чтобы правильно выполнить данное задание, нужно знать правило: Правописание наречий с А и О на конце.
- Какая часть слова указывает на окончание наречия? (приставка) (работа по карточкам)
Проверка.
- Прочтите, какие наречия у вас получились.
- Почему вы написали: налевО, и слевА?
- Кто расскажет правило написания наречий с а и о на конце? (слайд с правилом)

- Вы посетили семинар, теперь мы приступаем к работе над выпуском газеты «Школьная жизнь».
(Учитель вывешивает на доску газету)
- Перед вами газета, с пустыми колонками. Нам необходимо продуктивно поработать и заполнить все странички газеты. Приступим!
II. Редактирование интервью.
- Начнём мы с вами с замечательной рубрики «Интервью со звездой». Наши корреспонденты взяли интервью у очень интересного, жизнерадостного и активного человека. Её знает, любит и уважает вся школа: учителя и учащиеся - это завуч по воспитательной работе Семенова Светлана Александровна.
На ваших столах лежит черновой вариант этого интервью.
- Ребята, журналистов часто обвиняют в отсутствии профессионализма при составлении статей. Ваша задача - письменно отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть наречия, заключенные в скобки, употребить в правильной форме.  Время пошло!
Интервью со “звездой”.
«Прекрасной души человек!»
- Когда вы захотели стать учителем?
- Стать учителем мне очень (сильнее) захотелось в раннем детстве.
- Как вы учились в школе?
- В школе я училась хорошо, можно сказать – (отличней)! (Чаще) выступала за честь школы.
- Какие уроки любили, а какие нет?
- Очень любила физику. Изучать ее хоть и (сложней), но интересно! А вот русский язык мне не особо нравился.
- Чем вы любите заниматься дома?
- Дома меня ждёт замечательная внучка! Нам вместе (веселей) и (интересней).
- Пока корреспонденты редактируют интервью, предлагаю рекламному отделу поработать с рекламными объявлениями.
III. Реклама.
- Ребята! К нам в редакцию поступили рекламные объявления, которые необходимо напечатать в нашем номере. Работники рекламного отдела зачитают их. (Учитель раздает рекламные объявления)
1. Кружок «Очумелые ручки».
Хотите научиться шить?
Опытные педагоги качественно, быстро и доступно обучат вас шить различные изделия, вышивать картины и изготавливать мягкие игрушки.
Непременно записывайтесь в наш кружок.
2. Профильное обучение «Штукатур-маляр».
Уважаемые выпускники 9-х классов!
Профильное обучение «Штукатур-маляр» приглашает вас овладеть самой востребованной, самой надёжной, самой жизненной профессией!
Вы не будете сидеть на месте, а бегать туда, сюда, вверх, вниз! Очень спортивная профессия!
3. Внимание спортсмены и любители спорта!
Секция «Быстрее, выше, сильнее!» приглашает вас в нашу секцию. У нас весело, задорно, радостно и спортивно!
Записывайтесь немедленно.
4. Уважаемые выпускники!
Школа кулинарии «Натощак» приглашает овладеть самой ходовой, самой вкусной, актуальной профессией: повар - кулинар – кондитер.
Работать нужно вручную, проворно, оперативно и легко.
Приглашаем вас записываться в нашу школу!
-  Спасибо. Теперь вам необходимо выписать в тетрадь из этих объявлений наречия.
(Учащимся из рекламного отдела раздаются объявления, они выписывают из них наречия)
- Пока работники рекламного отдела выписывают наречия, корреспонденты отредактировали интервью.
-Проверяем интервью. (Читает один человек интервью). (Слайд)
- Какие наречия используются в этой статье?
(очень, сильно, хорошо, отлично, часто, сложно, интересно, особо, весело)
- Запишите их в тетрадь.
- Давайте проверим, какие наречия вы выписали из объявлений работники рекламного отдела:
(качественно, быстро и доступно, непременно, туда, сюда, вверх, вниз, очень, быстрее, выше, сильнее, весело, задорно, натощак, радостно и спортивно, немедленно, вручную, проворно, оперативно, легко)
- Сдайте работы редактору. Редактор выберет только два объявления, и объяснит почему.
Орфоэпическая зарядка.
- Очень часто допускаются ошибки в произношении наречий. Потренируемся. Прочитайте наречия с правильной постановкой ударения. (слайд)
IV. Корректорская работа.
Ребята, любой экземпляр газеты – результат не только вашей деятельности, но и кропотливой работы корректоров. Именно они исправляют ошибки и доводят до совершенства любой материал.
- Сейчас каждый из вас попробует себя в роли корректора.
- В нашей газете есть рубрика «Календарь знаменательных дат». Мы посвятим её предстоящему празднику - Дню Космонавтики, который отмечается 12 апреля. В этом году отмечается 55 лет со дня первого полёта в космос.
- Кто совершил этот полёт?
- К нам в редакцию поступили поздравительные открытки от учеников 5 «А» класса посвященная этому празднику.
- Вам необходимо откорректировать данные открытки, чтобы мы смогли их разместить в нашем номере газеты. Помогите подобрать более точные наречия. Будьте внимательны!
Уважаемые космонавты!
Поздравляю Вас с 55-летием первого в истории полёта в космос!
Полёт Ю.А. Гагарина наконец открыл новую эпоху в развитии человечества и положил начало освоению космического пространства.
Хочу пожелать новых космических исследований,
звонко, смешно и увлеченно отметить этот знаменательный день!
Ученик 5 «А» класса, Петров Кирилл.
Слова для справок: навсегда, радостно, весело, празднично.

- Какие речевые ошибки вы заметили? (неточный подбор наречий)
- Отредактированные открытки опубликуем в нашем выпуске.
V. Физминутка.
- Даны слова. К какой части речи они относятся? (наречия)
- С данными наречиями составить и выполнить упражнения.
влево – вправо; вверх – вниз; быстро – медленно; глубоко.
Страничка любителей русского языка.
- Переходим к следующей рубрике.
- Вам необходимо подобрать по смыслу и вставить в предложения пропущенные наречия из скобок.
Наш язык и скромен, и богат,В каждом слове скрыт чудесный клад,Слово “____________ ” произнеси – И представишь сразу неба синь.Если скажешь слово ты “______________ ” - Сразу вечер поглядит в окно.Если скажешь “______________ ” ты – Тут же вспомнишь ландыша цветы.Ну, а если скажешь ты “_______________ ” - Пред тобою сразу вся Россия!
(темно, красиво, высоко, ароматно)
Проверка.
- Кто выразительно прочтет это стихотворение?
V. «Весёлая страничка».
- В каждой газете есть «Весёлая страничка», где можно отгадывать различные ребусы, загадки. Вот и в нашем выпуске необходимо оформить такую страничку.
1.Найдите слово:
От глагола звонить взять корень – звон
От сущ-го машинка взять суффикс – к
От сущ-го солнышко взять окончание о
- Что получилось? (Звонко)
- Какая часть речи?
-На какой вопрос отвечает?
- Это наречие обозначает что? (способ действия)
2.Перечислите подряд пять дней недели, не называя их. /Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра/
3.Разгадать ребус, записать наречие, определить, что оно обозначает (время, место, способ действия). Ребусы на слайде.
VI. Верстка газеты.
 - Уважаемые работники редакции. Настал момент верстки первого номера газеты. Прошу редактора и одного представителя от рекламного отдела заняться этим.
VII. Музыкальная страничка.
- Сейчас вы услышите музыку известного композитора Арама Ильича Хачатуряна «Танец с саблями».Ваша задача: описать эту музыку, используя наречия. Работа в тетради.
- Как звучит музыка? Творческого вам вдохновения!
А теперь проверим, как работает ваше воображение. Прочтите какие наречия вы употребили.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- И вот перед вами первый номер газеты «Школьная жизнь».
Спасибо всем, кто сегодня потрудился над выпуском газеты, посвященной теме «Наречия». Мы с вами неплохо сработались!
- Сегодня на уроке мы обобщили и расширили сведения о наречии как части речи, повторили орфограммы, связанные с изучением наречия, попробовали себя в роли журналистов.
  На этом уроке я вспомнил….
  На этом уроке я запомнил….
  Я никогда не ошибусь…

IX. Оценивание работы учащихся.
X. Домашнее задание.
-  Взять интервью у учителей и работников нашей школы. В своих вопросах используйте наречия.
-Успехов вам и хорошего настроения! Спасибо за урок!