Рабочая программа по немецкому языку для 6 класса (как второму иностранному языку)
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа учебного курса предназначена для 6 класса общеобразовательных учреждений при изучении немецкого языка как второго после английского и составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ МО от 17 декабря 2010 г. №1897), на основе Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и на основе авторской программы Аверина М.М. «Рабочие программы к предметной линии учебников «Горизонты» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. (Москва, «Просвещение» 2012 г.) Учебный курс является адаптированной к российским условиям версией международного курса.
Представленный курс также отвечает требованиям Европейских стандартов (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами - носителями разных языков и культур.
Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный.
Главные цели курса соответствуют зафиксированным целям в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владении ключевыми компетенциями, а также развитии и воспитании потребности школьников пользоваться немецким языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в развитии национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
При создании настоящей программы авторами учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, видах работы, методическом аппарате.
Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного речевого общения. Совершенное (на уровне носителей языка) овладение одним или более языками отдельно друг от друга не является целью. Целью становится развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям. Поэтому изучение второго иностранного языка сегодня - это насущная необходимость. При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций.
В основной школе в соответствии с новым базисным учебным/образовательным планом (БОП) предусматривается введение элективного курса второго иностранного языка и выделяется 1 час в неделю. Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей. Это, с одной стороны, меньшее количество выделяемых на него учебных часов и более сжатые сроки его изучения, а с другой стороны, изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков - родного, первого (ИЯ1) и второго иностранного (ИЯ2), что обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе.
Несмотря на то, что возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не только со стороны родного языка, но и со стороны первого иностранного языка, перед учащимися открываются большие возможности для опоры на уже имеющийся опыт изучения первого иностранного языка для положительного переноса, особенно если изучаются языки одной языковой группы. Положительный перенос оказывает большое влияние на общее развитие учащихся в разных аспектах:
-чем большим количеством языков человек владеет, тем более развиты его речемыслительные механизмы (такие, например, как кратковременная память, механизмы восприятия - зрительно и на слух, механизмы выбора, комбинирования, механизмы продуцирования при говорении и письме и др.);
-сходные лингвистические явления в родном языке и ИЯ 1 переносятся учащимися на ИЯ2 и облегчают тем самым их усвоение;
-на уровне учебных умений, которыми обучающийся овладел в процессе изучения как родного языка, так и ИЯ, которые переносятся им на овладение ИЯ2 и тем самым существенно облегчают процесс усвоения;
-на социокультурном уровне: социокультурные знания, приобретённые в процессе изучения первого неродного языка (ИЯI) , и на этой основе новые социокультурные поведенческие навыки также могут быть объектами переноса, особенно при наличии близости западноевропейских культур (если изучаются два европейских языка).
Чтобы предотвратить интерференцию и способствовать положительному переносу, необходим контрастный подход к изучению второго иностранного языка, побуждающий учащихся к сравнению/сопоставлению изучаемых иностранных языков на всех указанных выше уровнях, что также будет содействовать общему образованию, воспитанию и развитию школьников.
Общая характеристика учебного курса
В основной школе можно условно выделить два этапа обучения: 5-7 классы и 8-9 классы. На первом этапе придаётся большое значение осознанию и закреплению тех навыков, которые были получены при изучении первого иностранного языка, а также их применению и развитию при изучении второго иностранного языка.
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и содержательного плана. К первым относятся:
-меньшее количество выделяемых на него учебных часов (1 час);
-более сжатые сроки его изучения (начиная не с начальной, а с основной школы).
К особенностям содержательного плана относятся:
-его изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков - родного, первого (ИЯl) и второго иностранного языка (ИЯ2), что, с одной стороны, обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе; с другой стороны возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не только со стороны родного языка, но и со стороны первого иностранного языка, что вызывает определённые трудности;
-наряду с этим возникают большие возможности для опоры на уже имеющийся оnыт изучения первого иностранного языка, для положительного переноса, особенно если изучаются языки одной языковой группы. Например, германской: английский, немецкий или западноевропейские языки, имеющие в силу исторического развития достаточно много общего, например английский и французский, английский и испанский.
Возможность опереться на положительный перенос при изучении второго иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, сделать его эффективным и результативным, несмотря на более сжатые сроки обучения. Это позволяет ставить в основном те же цели в обучении второму иностранному языку, что и первому.
5777230150495/
00/
При изучении второго иностранного языка, как и первого, учащиеся готовят и представляют проекты, которые должны создавать условия для реального общения учащихся на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и презентации этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве оформителя (класса, школы), члена жюри, репортёра и др. Проектная деятельность учитывает возрастные и психологические особенности каждого учащегося, позволяет раскрыть возможности учащихся, отвечает их интересам и потребностям.Особенность данного курса заключается в разнообразии методов и приёмов работы с языковым материалом, он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из реальных потребностей и возможностей учащихся.
Место учебного курса в учебном плане
Представленная программа предусматривает изучение немецкого языка в качестве второго иностранного в 6 классе 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
Цели и задачи обучения немецкому как второму иностранному языку
В последнее время концепция многоязычия стала определяющей в подходе Совета Европы к проблеме изучения языков. Согласно монографии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка», многоязычие — это не многообразие языков, которое можно понимать как знание нескольких языков или сосуществование нескольких языков в данном обществе. Многоязычие возникает по мере расширения в культурном аспекте языкового опыта человека от языка, употребляемого в семье, до языка, употребляемого в обществе, до овладения языками других народов, причём коммуникативная компетенция формируется на основе всех знаний и опыта, где все языки взаимосвязаны и взаимодействуют.
С этой точки зрения цель языкового образования изменяется. Теперь совершенное (на уровне носителей языка) овладение одним или более языками отдельно друг от друга не является целью. Целью становится развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям.
При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.
Применительно к курсу для 6 класса следует говорить о развивающих, воспитательных и практических задачах:
-способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребёнка;
-развивать его память и воображение;
-создавать условия для творческого развития ребёнка;
-прививать навыки рефлексии и саморефлексии;
-развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью;
-создавать ситуации для самореализации личности ребёнка;
-воспитывать в ребёнке самоуважение;
-воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности самостоятельно;
-способствовать формированию чувства успешности;
-учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их;
-развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран изучаемого языка;
-раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими иностранными языками.
Практические цели должны отвечать тем требованиям, которые заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и определены европейскими уровнями языковых компетенций.
Результаты изучения учебного предмета
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты должны отражать:
-освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
-понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое высказывание, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляцию своей деятельности;
-владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по второму иностранному языку состоят в следующем:
В коммуникативной сфере (т. е. владении вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
-умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
-умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал, сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
-описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей; аудирование:
-воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
-воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио – и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
-воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/интересующей информации; чтение:
-читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
-читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного пере вода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов; -читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменная речь:
-заполнять анкеты и формуляры;
-писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
-составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
-применение правил написания изученных слов;
-адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка;
-соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, побудительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
-распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
-знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
-понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
-распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
-знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского/ родного языков.
Социокультурная компетенция:
-знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка;
знакомство с образцами художественной, публицистической и научнопопулярной литературы;
понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
-представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе мировую культуру;
-представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция:
-умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов.
В познавательной сфере:
1)умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; 2)владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной задачи
(читать/слушать текст с разной глубиной понимания); умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
3)готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
4)умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
5)владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В ценностно-ориентационной сфере:
-представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
-приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.;
-достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;
-развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
Обучая учащихся немецкому языку как второму иностранному по УМК «Горизонты», учитель должен учитывать требования Федерального государственного стандарта общего образования.
Формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, а именно:
-совершенствовать приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
-учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения). В 6 классе начинается более систематическая работа учащихся в рамках проектной деятельности с использованием Интернета, в которых учащиеся адресуются к определённым сайтам с целью получения более подробной информации.
Развивать специальные учебные умения при обучении второму иностранному языку (немецкому), учитывая, что их формирование уже было начато при изучении первого иностранного языка (английского), а именно: овладение разнообразными приёмами раскрытия значения слова с использованием словообразовательных элементов, синонимов, антонимов, контекста, а также с опорой на знания первого иностранного языка (английского) раскрыть значение этого же слова на немецком языке. Развивать коммуникативную и социокультурную компетенцию:
-умение начинать и завершать разговор, используя речевые клише, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая, а также иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка, знать различия в употреблении фоновой лексики и реалий стран изучаемого языка.
Таким образом, в УМК «Горизонты» представлен широкий спектр заданий, направленных на развитие различных умений и навыков, соответствующих современным требованиям, что ни в коей мере не мешает учителям творчески подходить к использованию данных заданий либо дополнять собственными разработками. Необходимо только ориентироваться на требования ФГОС. УМК для 5 и 6 классов позволяют выйти на уровень А1 европейских языковых компетенций.
Требования Совета Европы к уровням владения иностранным языком. УровеньА1.
Понимание:
Аудирование
Чтение
Я понимаю отдельные знакомые слова и очень простые фразы в медленно и чётко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят обо мне, моей семье и ближайшем окружении.
Я понимаю знакомые имена, слова, а также очень простые предложения в объявлениях, плакатах или каталогах.
Письмо:
Письмо
Я умею писать простые открытки (например, поздравления с праздником),
заполнять формуляры, вносить свою фамилию, национальность, адрес в регистрационный листок в гостинице.
Учебно-тематическое планирование. 6 класс (35 ч)
№ п/п Темы
разделов Количе-ство часов Содержание урока Характеристика учебной деятельности учащихся
1. Hobbys.
Хобби
Контрольные мероприятия:
Рассказ о своем хобби 4
Неотделяемые приставки: be- , ge-,er-,ver-,zer-, emp-, ent-, miss.
Глаголы:
Вопросы с вопросительным словом (wie, was, wo, woher) и ответы на них.
Порядок слов; интонация простого предложения -ведут этикетный диалог в ситуации бытового общения;
-соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
-употребляют глаголы kochen, schwimmen tanzen, malen,sein в
утвердительных и вопросительных
предложениях в первом, втором лице и вежливой форме;
-заполняют анкету;
-читают и пишут по образцу сообщения в чате.
-говорят о о своём хобби, о том, что умеют и не умеют делать;
-договариваются о встрече.
2. Mein Zuhause/ Мой дом
Контрольные мероприятия:
Рассказ о своей комнате
Контрольная работа 6
Личные местоимения: er/sie, wir, ihr.
Глаголы: liegen, sitzen,stehen, haben,sein.
Определённый и неопределённый артикли: der, das, die, ein, eine.
Притяжательные местоимения: mein, dein
Предлоги: in, auf,zwischen,
unter,hinter
Числа;; названия предметов мебели.
Ударение в предложении; интонация вопросительного предложения; словарное ударение -ведут диалог-расспрос ;-рассказывают о своей комнате;
-оперируют активной лексикой в процессе общения;
-воспроизводят наизусть тексты рифмовок;
-понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие
доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном
языковом материале; краткие диалоги, рифмовки, песни;
-вербально и невербально реагируют на услышанное;
-понимают на слух и произносят цифры и группы цифр;
-выразительно читают вслух небольшие тексты,
построенные на изученном языковом материале;
-пишут небольшой рассказ о своей комнатес опорой на образец;
-соблюдают правильное ударение в словах, фразах, интонацию в целом;
-употребляют спряжение известных глаголов в утвердительных и
вопросительных предложениях, определённые и неопределённые артикли
в ед. числе, притяжательные местоимения mein, dein
-Вести диалог-расспрос о местонахождении предметов.
- Описывать картинки с использованием предлогов места.
3. Das schmekt gut
Контрольные мероприятия:
Рассказ о любимом блюде
Контрольная работа 8
Спряжение глаголов haben, sein, essen, trinkenВопросы с и без вопросительного слова
Винительный падеж
Множественное число существительных
Нулевой артикль
Названия продуктов питания
Словарное ударение, краткие и долгие гласные -ведут диалог-расспрос (о еде);
-рассказывают (о своих предпочтениях в еде);
-оперируют активной лексикой в процессе общения;
-понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие
доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном
языковом материале;
-выразительно читают вслух небольшие тексты, построенные
на изученном языковом материале;
-пишут небольшой рассказ о свое любимом блюде, прецепт с
опорой на образец;
-соблюдают правильное ударение в словах и предложениях,
интонацию в целом;
-проводят интервью о любимых блюдах и сообщения на
основе собранного материала;
-употребляют винительный падеж и множественное число
существительных, вопросы без вопросительного слова.
4. Meine Freizeit
Контрольная работа
8 Спряжение глаголов Wollen, gehen, spielen,schlafenПорядок слов в предложениях с указанием времени
Названия часов, времени суток, дней недели, времен года
Краткая и долгая гласная -Произносить по буквам названия месяцев и времён года.
-Читать и понимать электронное письмо,находят нужную информацию.
-Писать с опорой на образец диалоги о планировании свободного времени.
-Слушать и разыгрывать диалоги по теме «Планирование свободного времени».
-Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
-Употреблять отрицание nicht и kein, предлоги времени im, um, am, модальныйглагол wollen.
-Оперировать активной лексикой в процессе общения.
-Брать интервью о распорядке дня, записывают информацию/сообщения
на основе собранного материала.
-Сравнивать информацию о каникулах, оценках в странах изучаемого
языка и вРоссии.
-Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты в
аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале,
находят нужную5. Das sieht gut aus
Контрольные мероприятия:
Проект «Мода»
Проект «Тело человека»
Контрольная работа 5
Активная лексика: der Mund, das Haar, der Kopf, die Hand,
Die Jeans, der Bikini, der Pullover и т.д.
Прямой порядок слов в предложении
Спряжение слабых глаголов
-рассказывают о строении тела человека
-оперируют активной лексикой в процессе общения;
-пишут электронное письмо о себе по образцу;
-понимают на слух речь учителя, одноклассников и
небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные
на изученном языковом материале, находят запрашиваемую информацию;
-вербально и невербально реагируют на услышанное;
-соблюдают правильное ударение в словах, предложениях,
интонацию в целом;
-слушают и выразительно читают стихотворение;
-употребляют предложения с указанием времени,
соблюдая правильный порядок слов и временные предлоги;
-рассказывают о моде,
-готовят проекты.
6. PartysКонтрольне мероприятия:
Проект
Контрольная работа 4 Активная лексика: дни недели, продукты питания
Прямой порядок слов в предложении
Спряжение слабых глаголов
-Читать и понимать электронное письмо, находят нужную информацию.
-Писать с опорой на образец диалоги о планировании вечеринки.
-Планируют собственную вечеринку
-Слушать и разыгрывать диалоги по теме «Вечеринка у друга».
-Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
-Употреблять отрицание nicht и kein, предлоги времени im, um, am, модальныйглагол wollen, können.
-Оперировать активной лексикой в процессе общения.
-Брать интервью о, записывают информацию/сообщения на основе
собранного материала.
-Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты в
аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, находят
нужную информацию.
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку
6 класс (как 2-ой иностранный язык) – 1 час в неделю (учебник «Горизонты» 6 класс(Москва, Просвещение: Cornelsen, 2012)
Наимено-вание Дата Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Оборудование Домашнее задание
Общие метапредметные цели: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи , развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Общие предметные цели: умение начинать, вести и заканчивать различные виды диалогов, соблюдая нормы речевого этикета, умения расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, рассказывать о себе, своей семье, друзьях, сообщать краткие сведения о своём городе, своей стране, описывать события, явления, воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников, воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания, заполнять анкеты и формуляры, писать поздравления, личные письма с опорой на образец.
Тема 1 «Хобби» 4 часа
Хобби. Вводный урок Групповая и индивидуальная работа Введение и отработка лексического материала (хобби),
аудированиеПервичная активизация лексики, уметь понимать на слух речь учителя, тексты в аудиозаписи. ИКТ Интервью Групповая работа Активизация новой лексики
Спряжение сильных и слабых глаголов
Уметь реагировать на вопросы и отвечать на них,
Уметь употреблять в речи лексику по теме,
ИКТ У кого какое хобби? Индивидуальная и групповая работа Спряжение глагола Können,
Активная лексика по теме,
Прямой порядок слов в предложении
уметь читать текст с полным пониманием смысла,
Уметь реагировать на вопросы и отвечать на них,
Уметь спрягать слабые глаголы ИКТ Контрольная работа Индивидуальная работа Лексика по пройденной теме,
Прямой порядок слов в предложении,
Спряжение слабых и сильных глаголов,
Спряжение глагола könnenУметь спрягать слабые глаголы,
Уметь употреблять в речи лексику по теме,
ТЕМА 2
«Мой дом» 6 часов Моя комната. Групповая работа Комбинир. урок Введение и отработка лексического материала (мебель, домашние обязанности), аудирование.
Активизация новой лексики, глаголы hangen, stehen, liegen и предлоги, употребляемые с дательным падежом. Уметь описывать местоположение предметов в комнате, использовать речевые образцы, уметь вычленять детали при прослушивании аудиозаписей. ИКТ Активизация лексико-грамматического материала в письменной и устрой речи. Парная работа. Оглушение согласных
в конце слова b/p, g/k, d/t, глаголы hangen, stehen, liegen и предлоги, употребляемые с дательным падежом, активизация лексического материала. Уметь применять лексические и грамматические знания в монологической, диалогической речи и в игровых ситуациях. ИКТ «Комната моей мечты» проектная работа. Групповая работа Глаголы hangen, stehen, liegen и предлоги, употребляемые с дательным падежом, оглушение согласных в конце слова b/p, g/k, d/t, систематизация прилагательных.
Умение вести диалог-расспрос, оперировать активной лексикой по теме « Мой дом», проявлять творческие способности при выполнении проектной работы по теме «Комната моей мечты». ИКТ
(ПрезентацияГлагол müssen. Групповая работа Систематизация прилагательных, продолжение работы над проектом, модальный глагол mussen, активизация нового грамматического материала в устной и письменной речи. Уметь употреблять в устной и письменной речи модальные глаголы mussen и konnen, умение вести диалог-расспрос. Раздаточный материал. Выражение побуждения/просьбы. Групповая работа Активизация лексики по теме «Мой дом», выражение побуждения, просьбы. Уметь выражать просьбы, желания, уметь анализировать, сопоставлять разные языковые явления. Рабочие карточни. Повторение. Контроль говорения. Комбинир. урок Глаголы hangen, stehen, liegen и предлоги, употребляемые с дательным падежом, модальный глагол mussen, активизация лексики по теме «Мой дом», выражение побуждения, просьбы Уметь описывать местоположение предметов в комнате, использовать речевые образцы, уметь выражать просьбы, уметь употреблять в устной и письменной речи модальные глаголы mussen и konnen, уметь реализовывать ТЕМА 2
«Это вкусно» 8
часов Продукты питания. Введение новой лексики. Комбинир. урок Введение в тему «Это вкусно», введение нового лексического материала, активизация лексики на письме, активизация лексики в устной речи в ситуации «Интервью», повторение правила употребления неопределённого, отрицательного и нулевого артикля. Уметь вести диалог-расспрос, уметь брать интервью о своих предпочтениях в еде, записывать информацию и рассказывать о результатах опроса, оперировать лексикой в процессе общения, использовать в речи правила употребления неопределённого, отрицательного и нулевого артикля. ИКТ
(Презентация) Завтрак, обед и ужин. Контроль аудирования. Комбинир. урок Активизация нового лексического материала в речи, аудирование, использование выражений ich esse gerne, lieber, am liebsten, диалогическая речь. Понимать на слух речи учителя, аудиозаписи. Вербально реагировать на услышанное, уметь читать тексты и находить заданную информацию, воспроизводить и составлять собственные диалоги, уметь употреблять в речи выражение ich esse gerne, lieber, am liebsten. CD проигрыватель. Меню школьной столовой. Комбинир. урок Детализированное чтение, активизация изученной лексики по теме, введение нового речевого образца es gibt, составление собственных диалогов. Чтение с полным пониманием содержания, воспроизводить и составлять собственные диалоги, уметь употреблять новый речевой образец es gibt, делать проектную работу «Меню для школьной столовой». Рабочие листы. Особенности
кухни в Германии, Австрии
и Швейцарии. Контроль чтения Комбинир. урок Развитие навыков чтения, неопределённо-личное местоимение man, активизация лексического материала по теме. Уметь читать текст с пониманием общего содержания, употреблять в речи неопределённо-личное местоимение man, рассказывать о традициях еды в своей стране, семье..ИКТ
(Презентация) Кафе на Пратере. Аудирование. Парная работа Знакомство с новым страноведческим материалом, аудирование, знакомство с новыми речевыми образцами в ответах ja – nein – doch. Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом, употреблять спряжение известных глаголов в утвердительных и вопросительных предложениях, определённый. неопределённый и нулевой артикли, речевые образцы в ответах с ja – nein – doch, понимать на слух и воспроизводить оттенки чувств. CD проигрыватель.
ИКТ
(ПрезентацияВ школьном буфете. Групповая работа Разыгрывать диалоги по теме «в школьном буфете», употреблять в устной речи речевые образцы das ist freundlich, neutral, unfreundlich. CD проигрыватель.
Повторение. Комбинир. урок Речевые образцы с es gibt, ich esse gerne, lieber, am liebsten, das ist freundlich, neutral, unfreundlich, неопределённо-личное местоимение man. Уметь читать текст с пониманием общего содержания, употреблять в речи неопределённо-личное местоимение man, рассказывать о традициях еды в своей стране, семье, употреблять в устной речи речевые образцы das ist freundlich, neutral, unfreundlich, уметь употреблять новый речевой образец es gibt. Рабочие карточки. .
Контроль письма. Диктант. Урок проверка знаний. Контроль умений и навыков по пройденному материалу. Контроль умений и навыков по пройденному материалу. ТЕМА 3
«Моё свободное время» 8
часов Моё свободное время. Комбинир. урок Введение в тему «Моё свободное время», введение нового лексического материала, первичная активизация названий времён года и месяцев в устной и письменной речи, селективное чтение, аудирование. Уметь произносить названия месяцев и времён года, сравнивать важные моменты школьной жизни (начало учебного года, сроки и названия каникул, оценки, оперировать активной лексикой в процессе общения, понимать на слух речь учителя, тексты аудиозаписи, находить нужную информацию на слух.CD проигрыватель.
Письмо из Потсдама. Контроль чтения. Парная работа Активизация лексического материала по теме в устной речи, селективное и детализированное чтение текста «Письмо из Потсдама», знакомство с модальным глаголом wollen. Уметь произносить названия месяцев и времён года, читать и понимать электнонное письмо. Находить нужную информацию, исправлять ошибки в тексте, писать коллективный ответ на электронное письмо, использовать новый модальный глагол wollen в устной и письменной речи. Грамматические карточки Интервью «Планирование свободного времени». Ролевая игра Спряжение модального глагола wollen, активизация речевых образцов Das will ich, das muss ich в мини-диалогах, составление диалога-интервью по заданной теме. Слушать и разыгрывать диалог по теме «Планирование свободного времени», соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. CD проигрыватель.
Написание E-Mail. Аудирование. Комбинир. урок Написание E-Mail. аудирование. Уметь писать коллективный ответ на электронное письмо. Понимание на слух основное содержание несложных звучащих текстов диалогического характера в рамках изучаемой темы. Рабочие карточки. Отрицание с nicht и kein. Контроль говорения. Комбинир. урок Повторение темы отрицание с nicht и kein, развитие навыков селиктивного чтения, развитие навыков диалогической речи по ключевым словам. Знать разницу между употреблением отрицательных частиц nicht и kein, читать с выборочным пониманием необходимой/запра-шиваемой информации, уметь вести беседу. Используя приведённые выражения и текстовый материал. Традиции школьной жизни в Германии, Австрии и Швейцарии. Групповая работа Активизация речевого образца с отрицанием nicht и kein, чтение с выборочным пониманием необходимой информации, работа с таблицей, развитие навыков краткого монологического высказывания. Знать разницу между употреблением отрицательных частиц nicht и kein, читать с выборочным пониманием необходимой/запра-шиваемой информации, уметь высказываться и сравнивать информацию из таблицы с реалиями жизни у себя на родине. Рабочие карточки. Предлоги um, am, im. Повторение. Комбинир. урок Активизация названий времён времён года, месяцев и дней недели с предлогами um, am, im, повторение изученных лексических и грамматических единиц данной главы, аудирование. Знать правило употребления предлогов um, am, im, выборочно понимать на слух необходимую информацию, знать лек4сические и грамматические единицы изученной главы. CD проигрыватель.
Промежуточный контроль Урок проверка знаний. Контроль умений и навыков по пройденному материалу. Контроль умений и навыков по пройденному материалу. Маленькая перемена Общие метапредметные цели: Развивать память, внимание, фонематический слух, формировать ценностное отношение к окружающему миру, воспитывать уважение к культуре и традициям других народов, формировать познавательную активность, развивать умение выбирать нужный материал из прочитанного текста, научить вычленять детали, развивать умения сбора и анализа информации, развивать логику высказывания, воспитывать чувство ответственности, развивать конпенсаторные умения в письменной речи, воспитывать чувство самоуважения м самокритики, научить использовать знания первого иностранного языка, развивать наблюдательность, формировать систему нравственныз взглядов, формировать эстетическое чувство.
Общие предметные цели: Обучение краткому устному высказыванию, обучение селективному чтению, обучение детализированному чтению, семантизация грамматического материала, обучение письменной речи, работа над произносительной стороной речи, развитие устной речи в ситуации «Интервью», активизация речевых образцов и грамматических структур в устной речи, развитие навыков селективного аудирования, развитие навыков диалогической речи по ключевым словам, обучение выражению договорённости в устной речи, обучение краткому описанию картинок на основе прочитанного текста.
ТЕМА №4
«Смотрится отлично» 5 часов Смотрится отлично. Комбинир. урок Парная работа Введение лексики, введение в тему, первичная активизация лексики, обучение диалогической речи по ключевым словам, описание картинок с использованием речевых образцов, написание письма-извинения. Чтение текста, описание картинок на основе прочитанного по заданным фразам-образцам.
Уметь отвечать на вопросы, используя новую лексику и составлять письменно аналогичные вопросы, писать по образцу письмо, оперировать активной лексикой, придумывать и записывать отговорки. Читать и понимать текст, описывать людей с помощью информации из текста.
ИКТ
Одежда. Парная работа Презентация лексики по теме «Одежда», активизация лексики. Оперировать лексикой в процессе обучения. Иллюстрации.
Личные местоимения в винительном падеже. Групповая работа Презентация и активизация грамматической темы «Личные местоимения в винительном падеже», работа над диалогами, инсценировка диалогов. Употреблять местоимения в винительном падеже, читать и вести диалоги о моде. СDОбразование множественного числа имён существительных.
Контроль аудирования. Комбинир. урок Систематизация образования множественного числа имён существительных, аудирование. Употреблять существительные во множественном числе и местоимения в винительном падеже, понимать на слух речь учителя, одноклассников, тексты аудиозаписей, вербально реагировать на них, говорить о моде, одежде, о внешности. СDОписание человека. Комбинир. урок Описание человека по фотографии, чтение писем, работа над ними. Описывать человека (внешность, одежду, отношение к моде, описывать себя). Фотографии. Контроль письма. Урок-проверка знаний. Систаматизация и активизация изученного лексико-грамматического материала главы. Лексико-грамматический материал главы. Рабочие листы. ТЕМА 5
«Вечеринки» 4 часа Вечеринки. Парная работа Введение в тему, введение новой лексики, чтение аутентичного текста с частичным пониманием содержания, аудирование с частичным пониманием содержания, активизация лексических и речевых оборотов на письме. Уметь обсуждать друг с другом приглашение на день рождения, планировать праздник, оперировать активной лексикой в процессе обучения, понимать на слух речь учителя, одноклассников, несложные аутентичные тексты, читать длинные тексты, находить нужную информацию. СDПлан проведения дня рождения. Групповая работа Читать диалоги, восстанавливать правильную последовательность, инсценирование диалогов, дописать слова, опираясь на рисунки, читать текст, определять его соответствие с иллюстрациями. Повторение речевых образцов в ситуации «Приглашение», «Поздравление», Чтение, аудирование, обсуждение плана проведения для рождения. Читать длинные тексты, находить нужную информацию, инсценировать диалоги.
Оперировать активной лексикой, понимать на слух речь учителя, одноклассников, несложные аутентичные тексты, читать длинные тексты, находить нужную информацию. Беседовать по теме, составлять план. ИКТ
Проект «Мы планируем вечеринку» Урок-проект. Введение лексики по теме «Мы планируем вечеринку», презентация своих проектов. Уметь презентовать созданные проекты. СDКонтроль чтения. Урок-проверка знаний. Систаматизация и активизация изученного лексико-грамматического материала главы. Лексико-грамматический материал главы. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа обеспечивается компонентами УМК М.М.Аверина « Горизонты>> для 6 класса (Москва, «Просвещение» 2011 г.)
Учебник для 6 класса состоит из семи глав, страноведческих блоков, << Маленькой перемены>> и << Большой перемены», а также немецко-русского словаря.
С помощью красочного коллажа на титульной странице каждой главы происходит введение в тему. На страницах учебника расположены тексты, диалоги и упражнения, направленные на развитие всех четырёх языковых компетенций: говорения, письма, чтения и аудирования. В соответствии с правилами составления европейского языкового портфеля учащиеся регулярно собирают информацию о себе и собственных достижениях. Особое внимание уделено страноведению. В рубрике "Land und Leute" представлена информация о немецкоязычных странах. Рубрика "Denk nach " содержит пояснения грамматического материала. Учащиеся должны осмыслить и логически продол жить или закончить грамматическое правило. А проверить себя учащиеся могут по рубрике "Grammatik: kurz uпd bündig". Главы
<< Маленькая перемена>> и « Большая перемена» соответственно после 3-й и 7-й глав предназначены для повторения пройденного материала в игровой форме. Словарь в конце учебника содержит все лексические единицы активного словаря.
Рабочая тетрадь соотносится с учебным материалом учебника и содержит задания, nомогающие школьникам
овладеть техникой чтения и письма, лексикой и речевыми образцами, содержащимися в учебнике. Рабочая тетрадь содержит большое количество заданий игрового и творческого характера, например: инсценировка диалогов, составление аналогичных, разгадывание кроссвордов и т. д., а также заданий, рассчитанных на обучение nрименению nолученных знаний в жизни, например: рассказать о себе, своей семье и т. д., ключи к контрольным заданиям.
Аудиоприложение на CD является неотъемлемой частью УМК «Горизонты». Оно содержит: диалоги и тренировочные
задания к ним; задания по развитию навыков устной речи; задания на развитие навыков аудирования; задания по развитию произно-
сительных навыков; заnиси песен и рифмовок; контрольные задания к каждой главе и задания итогового контроля.
Контрольные задания для 5-9 классов являются неотъемлемым компонентом УМК << Горизонты>> и содержат материалы для письменного контроля учащихся, который учитель проводит после прохождения каждой главы учебника, а также материалы для итогового контроля учащихся в конце учебного года. Контролъные задания чётко структурированы и охватывают все виды речевой деятельности.
Книrа для учителя является одним из важных комnонентов УМК «Горизонты». Она содержит подробную
характеристику содержания и структуры УМК, раздел , освещающий цели , принципы и технологию обучения немецкому языку как второму иностранному, а также методические рекомендации по организации учебного процесса , ключи к заданиям из рабочей тетради , тексты для аудирования .
Кроме традиционных компонентов, предлагаются также онлайн-материалы, размещённые на сайте: hppt://www.prosv.ru/umk/horizonteКнигопечатная продукция
1)Учебник «Немецкий язык» для 6 класса (серия «Горизонты» Москва, «Просвещение» 2011 г.)2)Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3)Примерная программа среднего образования по иностранному языку.
4)Аверин М. М., Гуцалюк Е. Ю., Харченко Е. Р. «Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников <<Горизонты>> 5-9 классы.
5)Книга для учителя к УМК «Немецкий язык» для 6класса.
6)Немецко-русский и русско-немецкий словари
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, магнитофон, мультимедийные средства обучения, CD для занятий в классе и самостоятельных занятий дома.
Сайт дополнительных образовательных ресурсов УМК «Немецкий язык» серии «Горизонты» http:/www.prosv.ru/umk/horizonte