Исследовательская работа Изучение качества воды в реке Ташла Труновского района
МКОУ СОШ №3
-533401307465Изучение качества воды в реке Ташла Труновского района
Изучение качества воды в реке Ташла Труновского района
Исследовательская работа
Работу выполнили:
ученики 2Г класса
Руководитель:
Бороздина Ольга Михайловна,
учитель начальных классов
2017 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Общее описание реки Ташла………………………………………................4
Выбор точки отбора……………………………………………………………....4
Изучение органолептических показателей воды………………………………5
Определение цвета воды…………………………………………………………5
Определение прозрачности воды………………………………………………..5
Определение запаха воды………………………………………………………..5
Оценка качества воды методами количественного и качественного анализа………………………………………………………………………….....7
Определение жёсткости воды……………………………………………………7
Выводы…………………………………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………..8
Список использованной литературы……………………………………………9
Введение.
Каждый водоем, с точки зрения экологии, может стать природным наследием. От состояния водоемов зависит климат, здоровье человека. Жители нашего села замечают, что качество воды ухудшается с каждым годом. На данный момент водоемы "зацветают", становятся источником болезнетворных бактерий. На берегах рек имеются отходы в виде битых бутылок, бумаги, пластика, автомобильные шины, банки, трубы. Часто люди даже моют свои автомобили в реке и стирают ковры, особенно в летнее время. Чтобы поддерживать реки в хорошем состоянии, нужно иметь представление о качестве воды.
В школьных лабораториях оборудование пока отсутствует, но существуют и доступные способы определения качества воды.
Целью данного проекта является выявление степени загрязнения воды в реке Ташла и разработка предложений по профилактике загрязнений.
Объект исследования: река Ташла на территории Труновского района.
Задачи исследования:
1) составить общее описание реки Ташла,
2)произвести отбор пробы и общий анализ воды на определение показателей:
- органолептических (запах, цвет, прозрачность),
- общих (общая жёсткость),
3) разработать рекомендации по профилактике загрязнений реки.
Гипотеза исследования:
Возможно,что современное состояние водоёмов не соответствует нормам качества воды
Актуальность данной проблемы очевидна. Вода из реки используется для удовлетворения некоторых потребностей человека (купание, живущие на берегу реки используют её для хозяйственных нужд: орошения сельскохозяйственных культур; водопоя скота), а для этого нужна чистая вода.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и физические методы контроля воды.
Исследование проводилось в течение трёх месяцев: сентябрь, апрель, май.
Место исследования: территория села Безопасного
Этапы работы:
Для исследования воды из реки Ташлы проводились следующие этапы:
- изучение литературы с целью подбора методик для определения показателей качества воды,
- отбор проб воды,
- анализ воды,
- обработка результатов экспериментальной работы и сравнение полученных показателей с санитарными нормами качества воды,
- формирование выводов и разработка рекомендаций по охране реки.
Общее описание реки Ташла.
Скорость течения реки средняя. Водная растительность присутствует в большом количестве. Прибрежная растительность – древесно-кустарниковые породы ивы.
Имеются отходы в виде битых бутылок, бумаги, пластика, автомобильные шины, банки, трубы. Было выявлено, что основными загрязнителями реки Ташла являются не только сельскохозяйственные предприятия, но и жители села, часто устраивающие самопроизвольные свалки на берегах реки, сбрасывающие пищевые отходы, бытовой мусор, мертвых животных, а так же выпасающих вблизи реки домашний скот. Кроме того, реку используют для мытья сельскохозяйственных машин, что приводит к образованию на водной поверхности реки масляных пятен. В некоторых местах глубина реки составляет 2 метра и более.
Выбор точки отбора проб.
Была выбрана следующая точка отбора проб.
Территория под оживлённым транспортным мостом.
Скорость течения на данном участке средняя. Прибрежная растительность – древесно – кустарниковые породы ивы, заросли камыша. По берегам имеются отходы в виде бутылок, бумаг, канистры. На воде замечены плёнки маслянистой жидкости, по запаху похожие на бензин. Скорее всего, это результат того, что на этом месте моют автомобили.
Изучение органолептических показателей воды.
Органолептические методы анализа основаны на оценке параметров окружающей среды при помощи органов чувств (органы зрения, обоняния).
Определение цвета воды.
Цвет воды не должен обнаруживаться в столбике высотой 15 см.
Мы заполнили пробирку водой и сравнили его с белым фоном бумаги. Цвет воды был разный в зависимости от месяца отбора пробы. Данные занесли в таблицу 1.
Инструктивная карточка №1
Определение цвета водыОборудование: стаканчики, лист белой бумаги, пробы воды Ход работы:
Заполнили стаканчики пробами воды. Отметили цвет воды, сравнивая его с белым фоном бумаги (голубой, зелёный, серый, жёлтый, коричневый).
Определение прозрачности воды.
Инструктивная карточка №2
Определение прозрачности (мутности) водыОборудование: стаканчики, пробы воды, газета, линейка Ход работы:
Мы заполнили стаканчики водой. Под пробирками расположили газетный текст на расстоянии 4 см от дна сосуда и попытались прочитать его. Линейкой измерили высоту столбика воды, результаты (в см) внесли в таблицу 1.
Определение запаха воды.
Инструктивная карточка №3
Определение запаха водыОборудование: стаканчики, крышки, пробы воды Ход работы:
Мы налили в стаканчики пробы воды и закрыли крышками, хорошенько встряхнули.Поочередно открывали крышки и определяли запах воды с помощью таблиц, результаты записали в таблицу 1.
Интенсивность запаха воды.
БАЛЛ Интенсивность запаха
0 отсутствует
1 Очень слабый
2 слабый
3 ощутимый
4 отчётливый
5 Очень сильный
Характер и род запахаХарактер запахаПримерный род запахаАроматическийОгуречный, цветочныйБолотныйИлистый, тинистыйГнилостный
Фекальный, сточной водыДревесныйЗапах мокрой щепы, древесиныЗемлистый
Прелый, свежевспаханной землиПлесневый
Затхлый, застойныйРыбий
Рыбы, рыбьего жираСероводородныйТухлых яицТравянистый
Скошенной травы, сенаНеопределённый
Не подходящий под предыдущие определения Таблица 1.
Характеристика качества воды.
Номер пробы Цвет Запах Прозрачность,
см Характер и род запаха При 200С При 600С 1(апрель) серый Слабый(2 балла) Слабый (2 балла) 10 Рыбий 2(май) серый Очень слабый
(1 балл) Очень слабый
(1 балл) 10 Рыбий 3(сентябрь) зеленоватый Ощутимый
(3 балла) Отчётливый
(4 балла) 7 Рыбий
Оценка качества воды методами количественного и качественного анализа.
Определение жёсткости воды.
Инструктивная карточка №4
Определение жёсткости водыОборудование: стаканчики, сода, чайная ложечка, пробы воды.
Ход работы:
К 100 мл. воды добавили чайную ложку соды. Если вода жёсткая, то выпадает осадок. Если осадка нет, то вода в реке – мягкая. Результаты внесли в таблицу 2.
Определение класса качества воды.
Инструктивная карточка №5
Загрязненность воды в водоеме принято оценивать с помощью классов качества воды. Существует семь классов качества:
1 класс – очень чистая вода
2 класс – чистая3 класс – умеренно загрязненная4 класс – загрязненная5 класс – грязная6 класс – очень грязная7 класс – чрезвычайно грязнаяМы определили класс качества воды, результаты внесли в таблицу 2.
Таблица 2
Номер пробы Жесткость, мягкость Класс качества воды
1(апрель) мягкая 4 класс
2(май) мягкая 4 класс
4(сентябрь) мягкая 4 класс
Выводы.
В ходе исследования была проделана огромная работа. Мы описали реку Ташла Труновского района, отобрали пробы и сделали анализ воды на занятиях кружка «Изучаем природу родного края». В начале июня совершили экскурсию по берегу реки, очистили берег реки площадью 200 квадратных метров.
Заключение.
Вода – это природный ресурс, без которого невозможно представить жизнь. А её чистота зависит от нас.
В исследовании воды из реки принимали участие ученики 2-го класса, посещавшие кружок в прошлом году.
Сейчас в «санитарный день », а это один раз в квартал, убираем мусор, чистим берег. Люди начали меньше выбрасывать свои отходы в реку. А это большой шаг к чистой воде и здоровому образу жизни.
Список использованной литературы
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.В., Гущина Э.В. Практикум по экологии. – уч. Пособие. – М.: АО МБС, 1996.
Белов Н.В «10 000 советов аквариумисту». – М.: Дрофа, 2000.
Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991.
Махлин М.Д. Под охраной «голубых патрулей». М.: легкая и пищевая
пром-ть, 1981.
Секреты аквариумного рыбоводства. Сост. Смирнов В.А. – М.: Нива России, 1993.
Химия в школе. Журнал. № 2 – 2009.
Химия в школе. Журнал. № 7-2009.
Программа «Изучаем природу родного края» под ред. Р.Г.Чураковой.- М.: Академкнига/Учебник, 2014.