Статья Theoretical bases of formation of universal educational actions of seniors
Сусленкова Яна Александровна
SUSLENKOVA Yana ALEKSANDROVNA
Теоретические основы формирования
универсальных учебных действий старшеклассников
Theoretical bases of formation of
universal educational actions of seniors
Ключевые слова: стандарты второго поколения, универсальные учебные действия, самостоятельность, активность, мотивация.
Аннотация: в работе представлены цели и стратегические направления стандартов второго поколения, дана сущностная характеристика содержания универсальных учебных действий, обозначена их роль в становлении и развитии самостоятельности, поисковой активности, учебной мотивации и познавательной инициативы старшеклассников.
Keywords: standards of the second generation, universal educational actions, independence, activity, motivation.
Аннотация: в работе представлены цели и стратегические направления стандартов второго поколения, дана сущностная характеристика содержания универсальных учебных действий, обозначена их роль в становлении и развитии самостоятельности, поисковой активности, учебной мотивации и познавательной инициативы старшеклассников.
Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня, в рамках «Стандартах второго поколения», целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Теоретической основой фундаментального ядра содержания общего образования Федерального государственного образовательного стандарта служит системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова [3]. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований [1]. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
В рамках системно-деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса [4]. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Федеральный государственный образовательный стандарт понимает под универсальными учебными действиями способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [2].
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Одной из особенностей универсальных учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
К основным функциям универсальных учебных действий относятся:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
В качестве основных видов универсальных учебных действий выделяются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. Овладение ими учащимися происходит в контексте разных учебных предметов, Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования универсальных учебных действий, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
Важным аспектом формирования и развития универсальных учебных действий является вопрос о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
В процессе образования должно происходить постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся. Ученики действуют самостоятельно, решая сначала специально отобранные и сконструированные учебные задачи в начальной школе. Затем в основной школе - задачи, в том числе творческие, включающие социальный контекст. И наконец, приобретают самостоятельность и эффективность в решении широкого круга жизненных задач - в старшей школе.
Учебная самостоятельность старшеклассника существенно зависит от опыта учебного сотрудничества, который ученик приобрел в начальной школе, от того, насколько учитель умеет строить учебное сообщество и включать каждого ребенка в совместный поиск нового знания.
Детская инициатива, поисковая активность учеников, направленная на «изобретение» самостоятельное открытие средств и способов решения задач, - одна из высших ценностей учебной деятельности. Бережно поддерживать и выращивать поисковую активность - цель любого учителя, стремящегося сформировать у школьников умение учиться самостоятельно, без его (учителя) постоянной помощи и побуждения.
Таким образом, универсальные учебные действия определяют способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Поэтому работа по формированию универсальных учебных действий, как психолого-педагогической составляющей образовательного процесса позволит решить многие острые проблемы школьного обучения - низкий уровень учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, недостаточную сформированность общепознавательных и логических действий.
Литература
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005.
Пономарева Е. А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 39-42.
Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М. : Просвещение, 2009.
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
СУСЛЕНКОВА ЯНА АЛЕКСАНДРОВНА, педагог дополнительного образования МБОУ Лицей г. Нижний Тагил
Адрес: 622052, г. Н-Тагил, ул. Зари, д. 35, кв. 4.
Эл адрес : g-gs @ mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
SUSLENKOVA Yana ALEKSANDROVNA - teacher of additional education of MBEL Lyceum of Nizhni Tagil
Эл адрес : g-gs @ mail.ru
13PAGE 15
13PAGE 14115