Обобщение педагогического опыта по немецкому языкупо теме Внеурочная деятельность как средство повышения мотивации учащихся при обучении немецкому языку в рамках реализации программ дополнительного образования


Конкурс «Калейдоскоп педагогических идей» 11-19.02.2016г.
Тема: Внеурочная деятельность как средство повышения мотивации учащихся при обучении немецкому языку в рамках реализации программ дополнительного образования.
( приложение: электронная презентация)
Внеурочная деятельность является составной частью всего учебно- воспитательного процесса и способствует творческому развитию учащихся, создаёт благоприятные условия для формирования и развития социокультурной компетенции. Стандарт основного общего образования по иностранному языку гласит: « социокультурная компетенция- приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка…; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения».
Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по иностранному языку можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, а результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками». Внеурочная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность.
Один из главных принципов внеурочной деятельности в малокомплектных группах - это помнить об уровне языковой подготовленности учащихся, учёте их возрастных и индивидуальных особенностей и принципе межпредметных связей. Учителю иностранного языка не составляет труда следовать этому принципу, так как именно учитель иностранного языка является самым широко образованным учителем в школе, потому что ни один школьный предмет не имеет связи с таким количеством других предметов, как иностранный язык.
Очень важна роль межпредметных связей, так как конечная цель всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. С учётом этого требования внеклассные мероприятия следует разрабатывать не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами, тем более, что у ребят есть такой помощник как Интернет. Работа с Интернетом – процесс творческий, требующий больших временных затрат, направленный на сбор информации , ознакомление с этой информацией, её анализ и обобщение фактов по конкретной теме, что в конечном итоге способствует повышению любознательности учащихся, а обработанные материалы дополняют и углубляют те знания, которые учащиеся получают в ходе изучения языка и различных школьных дисциплин.
Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности. Поэтому, особенно на первых порах, весьма важно найти стимулы, которые могли бы заинтересовать учащихся еще до того, как они глубже познакомятся с предметом в порядке прохождения школьной программы. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как средству коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей: преподаватель – группа, преподаватель – ученик, ученик – группа, ученик – ученик. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.
Можно выделить основные направления внеурочной деятельности:
- Формирование и развитие у учащихся коммуникативных умений и
навыков;
- Расширение кругозора учащихся в области страноведения
-Усиление мотивации для дальнейшего изучения иностранных языков.
- Развитие исследовательских навыков учащихся
Единство этих основных направлений обеспечивает гармоническое развитие личности в системе внеурочной работы по иностранному языку, побуждает ребёнка к активности, а этот принцип в процессе обучения был и остаётся одним из основных в педагогике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности учащегося, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью ребёнка в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такая активность сама по себе появляется не так уж часто, она является следствием целенаправленного педагогического воздействия и организации педагогической работы, то есть используемой конкретной педагогической технологии.
Внеурочную деятельность облегчают современные образовательные технологии, делают её интересной и эффективной, позволяют учителю и ученикам идти в ногу со временем.
У любой технологии есть средства, которые в состоянии активизировать деятельность учащихся, но есть и такие технологии, где эти средства составляют основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игровая технология в проведении внеклассных мероприятий доминирует не случайно. Именно эта технология лучше помогает решить практические, общеобразовательные и воспитательные задачи.
Игры доставляют детям удовольствие, способствуют самореализации, помогают общаться и преодолевать различные трудности. Игра отвечает интересам детского коллектива, так как чаще всего не занимает много времени, не громоздка, способствует использованию ситуативных речевых образцов, удачно сочетается со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Внеурочная деятельность предполагает организацию и проведение
*** массовых мероприятий( 2-4 раза в год по возрастным категориям) «Deutschsprachige Länder» -2014г.,«Erntedankfest»-2015г. «Winterfest» -2014г. , «Weihnachten am Teetisch» -2015г. с участием как можно большего количества учащихся, что способствуют повышению мотивации в изучении иностранных языков. Проводятся мероприятия в течение года:der Muttertag, Weinachten, Neujahr, Ostern, Maifeste und andere . Но для этого необходимо, чтобы тематика внеклассных мероприятий была интересна каждой группе учащихся и отвечала бы их культурным запросам. Так, для учащихся начальной школы я подбираю лингвистические и подвижные игры, викторины, загадки, песни, рифмовки, конкурсы. Учащиеся начальной школы уже должны ощущать удовлетворение от собственных успехов, учиться слушать других учащихся и получать свой опыт в общении. Поэтому провожу все внеклассные мероприятия с учётом присутствия на них сверстников и даже родителей, которые вполне могут помочь в организации и оформлении.
Для учащихся среднего и старшего звена лучше предложить интеллектуальные игры, смотры знаний, тематические вечера и театральные постановки. Во время подготовки к таким мероприятиям успешно используются технология сотрудничества (вместе готовятся, помогают друг другу, решают возникшие проблемы) и социального партнёрства (участвуют несколько классов одной параллели или даже разных параллелей), что даёт неоценимый опыт взаимодействия, общения и взаимопонимания.
К внеурочной деятельности необходимо отнести и организацию
*** лингвистических кружков Программа„Deutsch für Jedermann“ (2011-2012г.,2013-14г), работа которых направлена на изучение разговорного языка, грамматики и т.д. Важную роль здесь играет использование информационно – коммуникационных технологий, без которых сегодняшнюю внеклассную работу невозможно представить. На занятиях в лингвистических кружках используются различные обучающие интернет - программы, тестирования в режиме on-line, работа на интерактивной доске и т.д.
Во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий учителю необходимо вместе с детьми переживать, сомневаться, искать ответы на возникающие вопросы, помогать решать проблемы. Учитель должен хорошо представлять, чего от него ждут дети, ведь именно они являются главными индикаторами нашей деятельности.
Технология развивающего обучения наиболее актуально и применяема при проведении предметных недель, семинаров, конференций.
*** предметная неделя (тема: «Природа в живописи и поэзии»--2012г, «Планета Земля в опасности» 2013г., «Осень идёт по планете»- 2014г., «Год Литературы.Из немецкой классики»-2015г. проходит в разные месяцы по плану школы, но учитель иностранного языка может не ждать нужного срока для проведения внеклассных мероприятий.
План предметной недели вывешивается на стенде заранее, чтобы ребята знали, что им предстоит сделать для её проведения. Учащиеся активно участвуют в организации мероприятий, они помогают составлять разнообразные викторины и конкурсы и проводят их учащиеся 8-9 классов сами. Дни предметной недели мы обычно распределяем так: понедельник - 5-6 классы, вторник - 7-8 классы, среда – 9 классы, а в пятницу проводим большое совместное мероприятие, в котором задействуем представителей всех классов.. *** ученические конференции и семинары как групповая форма внеклассной работы по ИЯ. („Ökologische Konferenz“- 2013г.- 7-9 кл., семинар «Wir wählen den Beruf»-2014г.-8-9кл. ) Ученическая конференция и семинары как правило, носят тематический характер. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовят доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематики. Ученическая конференция даёт возможность учащимся и учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Жесткие рамки урока и четко определенное содержание учебных дисциплин не всегда позволяют учащимся познать все богатство связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями. В этом случае с целью актуализации, обобщения и систематизации изученного ранее материала, его углубления, расширения и упрочения проводятся ученические конференции. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников. Задача ученической конференции — привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся.
В конференции могут принимать участие как учащиеся параллельных, так и непараллельных классов.(в нашей школе учащиеся разных классов)
Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора, что связано не только с интеллектуальным , содержательным обеспечением доклада (сообщения), но и с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильной интонации, простоты, научности, доступности, четкости.
Повышению эффективности занятий по иностранному языку в школе,
кроме общепризнанных средств, способствуют разнообразные формы
музыкальной наглядности, которые являются активным средством оптимизации
всей образовательной деятельности учащихся.
Музыка и песни является эффективным средством в обучении иностранному языку ( изучаем в течение года и на уроках, и на кружке . Презентация песен на общешкольных мероприятиях )
Музыка, как сильнейший психический побудитель, воздействует не только на сознание учащихся, но и проникает в их эмоциональную сферу, способствуя комплексному решению практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения. Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей.В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Разучивание и исполнение коротких , несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей, стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.Песня используются для развития речевых навыков и умений. Для успешной работы с музыкальным материалом на занятиях иностранного языка в первую очередь определяется круг интересов учащихся, их музыкальные предпочтения. Очевидно, что, отбирая песенный материал соответственно современным предпочтениям учащихся, учитель повышает у обучаемых мотивацию учения и заинтересованность в самом изучении иностранного языка. Однако далеко не любая песня , которая вызывает интерес у обучаемых, может быть использована на уроках иностранного языка в школе. Поэтому при отборе музыкальной наглядности в образовательных целях учителю иностранного языка необходимо придерживаться определенных критериев, к которым, прежде всего, относят аутентичность. Аутентичность – один из наиболее важных критериев отбора музыкального материала. Работа с подлинными, ценными в познавательном отношении учебными материалами дает возможность школьникам не только овладеть еще одним способом общения, но и проникнуть в новую национальную культуру. Использование песенного материала в классе может улучшить эмоциональную атмосферу на уроке, повысить интерес к таким занятиям и сделать процесс изучения иностранного языка увлекательнее для учащихся. На базе ОУ организована деятельность таких детских объединений, как «Страноведение. Увлекательный немецкий» -2015г., «Сказочная страна»-
2014г. , «Немецкий для каждого»-2013г.(за последние 3 года)
*** предметные кружки - это групповая и эффективная форма внеклассной работы по иностранному языку. В этом случае умело организованная
кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Кружковая работа по иностранному языку предусматривает следующие цели:
*образовательные : усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках иностранного языка;
*развивающие: развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов; помощь ребенку в формировании мировоззрения;
* воспитательные: воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается;
Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы уроков. Организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость.
Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач:
*привитие интереса к предмету;
* расширение и углубление знаний, полученных на уроке;
*формирование и совершенствование практических навыков и умений по учебному предмету;
*развитие индивидуальных наклонностей учащихся к изучению языка;
*развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности;
* вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду;
*организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание.
Кружковая работа базируется на программном материале и подготовке, полученной учащимися на уроке, что даёт им возможность применять свои знания, навыки и умения. Для этого я на занятиях
а) активизирую уже усвоенный школьниками словарный запас и грамматические формы во время конкурсных лексических, грамматических игр, загадок и т.д.;
б) создаю естественную дополнительную практику для аудирования на иностранном языке во время прослушивания кратких сообщений на иностранном языке и номеров художественной самодеятельности;
в) даю учащимся возможность получать удовлетворение от подготовки, полученной на уроках, а не заставлять их выучивать все новое.
г) подбираю материал доступный большинству посещающих кружок для понимания и совместного исполнения;
д) даю дополнительную информацию, доступную по языковому уровню и содержанию, т.е. дарить радость познания нового;
е) ввожу школьников в атмосферу иноязычного общения;
ё) воспитываю чувство интернационализма, т.е. интерес и уважение к истории, литературе, искусству стран изучаемого языка;
ж) развиваю художественно-эстетические навыки, т.е. навыки художественного чтения, сценического исполнения стихов и пьес, хорового и сольного пения и т.п.
Программный материал доступный, интересный, даёт дополнительную информацию для всех воспитанников. Добровольный характер кружковой работы по иностранному языку, трудности в ее подготовке и проведении обусловливают необходимость разработки мер комплексной мотивации личности, соблюдения всех требований к содержанию, формам и методам.
Предметным кружкам, в сравнении их с другими формами внеклассной учебной работы, присущи такие особенности: -- общность познавательных интересов учащихся
-- их положительное отношение к изучению предмета
-- любознательность и др.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов внеурочной кружковой деятельности по иностранному языку – исходные положения которых определяют требования к ее содержанию, методам и организационным формам. Реализация принципа связи обучения с жизнью позволяет обеспечить тесную связь кружковой работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребенка. Принцип коммуникативной активности реализуется при использовании наиболее интересных и доступных видов деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на иностранном языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях драматического кружка и т.д. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся подразумевает постепенное расширение лексико-тематических связей в тематике кружковой работы, создает благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач. Принцип учета возрастных особенностей дает учителю возможность осуществить перспективное планирование кружковой работы по иностранному языку, определить ее задачи и способы организация на каждом этапе. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работ позволяет оптимально подобрать партнеров, распределить их роли. Принцип межпредметных связей предполагает проведение кружковой работы по иностранному языку не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности.
Кружок лучше всего организовать из учащихся параллельных классов и в состав каждого включать по 10—15 учащихся, если нет параллелей, то формировать разновозрастную группу. В детском объединении нашей школы работает разновозрастной состав по причине малокомплектности школы. Членами кружка являются не только хорошо успевающие учащиеся, по любой ученик, изъявивший желание заниматься в данном кружке. Практика существования предметных кружков показывает, что ученики со средней успеваемостью, работая активно в кружке начинают хорошо учиться как по данному, так и по другим предметам. Я, как опытный учитель специально вовлекаю в кружок и плохо успевающего учащегося, стараюсь заинтересовать его, а заинтересовав, ставлю перед ним задачу: ликвидировать проблемы в своей учебной работе. В случае необходимости организую через коллектив помощь этому учащемуся. Результаты такой работы, как правило, положительные.
Каждый член кружка принимает активное и добровольное участие во всех мероприятиях, проводимых кружком, выполняет конкретную работу в соответствии со своими интересами и возможностями.
Кружок работает систематически (обычно 4-5 занятий в месяц), продолжительность занятий 1,5—2 часа. Кружок работает по плану согласно общешкольному расписанию (графику) кружковой работы, а занятия фиксируются руководителем в специальном журнале. Программа детского объединения органически связана со школьной учебной программой по данному предмету, но вместе с тем может выходить за ее пределы и дополнять ее. В программе отражены цели и задачи, содержание работы кружка, а также виды, методы и формы работы. Формы работы планируются самые разнообразные, исходя из специфики предмета, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, материальных условий и др. Это могут быть занятия по изучению новой лексики, доклады учащихся по различным проблемам, репетиции к спектаклям, музицирование на иностранном языке.
На кружковом занятии применяю проблемное изложение материала, создаю систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предлагаю такие индивидуальные и групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. В первом случае учащиеся будут следить за ходом мысли, рассуждений учителя, во втором - частично привлекаться к поисковой деятельности и в третьем – самостоятельно осуществлять все этапы поисковой деятельности.
Такие задания развивают сообразительность и настойчивость, элементы нестандартного мышления, умения анализировать и обобщать, реферировать и моделировать языковой материал. Это стимулирует учебно-познавательную деятельность учащихся, становится фактором создания творческой атмосферы в процессе внеклассной работы.
Слаженная работа предметного кружка способствует повышению успеваемости всех учащихся, качества их знаний, уровня их воспитанности.
Общность интересов и духовных потребностей школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.
Таким образом: кружковая работа по иностранному языку является неотъемлемой частью общей системы учебно-воспитательных средств формирования личности.
Задача учителя - сделать ее полноценным компонентом учебно-воспитательного процесса. В соответствии с современными требованиями педагогики и методики кружковая работа по предмету должна быть оптимально полезной и максимально направленной на предмет.
В заключении хочется сказать, что учебная деятельность и внеурочная работа по предмету представляют одно неразрывное целое. Главная наша задача состоит в том, чтобы мы, учителя, смогли: научить быть, научить знать, научить делать и научить жить вместе (четыре опорных направления будущего образования: доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века). Развитие лингвистической и социокультурной компетенции через внеурочную деятельность должны помочь ребятам приобрести те навыки и умения, которые им будут нужны в профессиональной жизни: способность работать в группах ; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества; стремление к совершенству, служения общему делу и патриотизм.
Правильно поставленная внеурочная деятельность в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни.