Конспект урока Мораль, право
Урок обществознания в 5 классе
Учитель обществознания Белущенко Н.С.
Цели:
рассмотреть содержание понятия “мораль” и «право», расширить, систематизировать и углубить знания о морали, праве;обосновать их значение в обществе.
Задачи урока:
образовательные: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “право ”; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.
развивающие: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.
воспитывающие: воспитывать в учащихся нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.
Предполагаемые результаты:
регулятивные – определять тему, цели урока, владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки).
коммуникативные - слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;познавательные - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
Основные понятия: “мораль”, “моральный поступок”, “право ”.
Оборудование: доска, учебник “Обществознание” 5 класс под редакцией Корольковой, заготовки таблицы, заготовки упражнения.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Мотивация к учебной деятельности 1) Учитель приветствует обучающихся.
2) Подскажите, что мы изучали на прошлых уроках?
3) Дайте определение этим понятиям
4) Что нас заставляет не нарушать моральные нормы?
5) Что такое аморальный поступок? Выполните упражнение
1) Обучающиеся приветствуют учителя и друг друга
2) Правило, обычай, мораль
3) Правило - требования, предъявляемые коллективом к своему представителю
Обычай – это привычный, установившийся порядок поведения, передающийся от отцов к детям
Мораль – это ценности и нормы, регулирующие поведение людей с позиций добра и зла
4) Определяют регуляторы морали (воспитание, совесть, страх общественного порицания - бойкот, стыд, потеря уважения)
5) Выполняют упражнение (Приложение 1) познавательные,
коммуникативные,
личностные
II. Определение темы урока, целей 1) Показывает фото (Приложение 2)
2) Определите цели урока 1) Обучающиеся определяют тему
2) –дать определение понятиям право (закон)
- определить, что приводит к нарушению закона
- сравнить мораль и право (закон) III. Открытие и применение нового знания Составьте ассоциацию к слову право
С помощью ассоциации, дайте определение понятию право
Что нас заставляет не нарушать закон?
Выполните упражнение
Учитель предлагает узнать о причинах появления закона. Выполните упражнение
Сравните право и мораль. Заполните таблицу
Сделайте вывод: Как мораль связана с правом? 1) Составляют ассоциацию к слову право
2) Дают определение праву
3) бойкот, стыд, потеря уважения, страх перед наказанием
4) Выполняют упражнение (стр. 117 упр.5)
5)Читают стр. 112-113 «Когда появился закон»
Выполняют упражнение (Приложение 3)
6) Заполняют таблицу (Приложение 4)
7) Делают вывод: Нарушение норм морали может привести к нарушению закона, регуляторы одинаковы познавательные,
коммуникативные,
личностные
IV. Закрепление нового знания Учитель задаёт вопросы (Приложение 5)
1) Ученики отвечают «да/нет» познавательные,
коммуникативные,
личностные
V. Рефлексия 1) Учитель возвращает внимание к целям: Достигли ли мы поставленных целей?
2) Предлагает проанализировать свою работу и оценить её (Приложение 6) 1) Определяют достигли ли поставленных целей
2) анализ и самооценка собственной работы (анкета приклеена в конце тетради) коммуникативные,
личностные
Приложение 2
Приложение 1
Приложение 3
Укажите последовательность причин появления закона, записав по порядку соответствующие буквы.
А. Появилась частная собственность.
Б. Между людьми стали возникать ссоры и разногласия.
В. Богатым нужно было защищать свое богатство, а бедным — защищаться от власти богатых.
Г. В связи с появлением земледелия и скотоводства изменились условия жизни.
Приложение 4
Вопросы для сравнения Право Мораль
Кто создаёт? Где закреплено? Последствия нарушения Выполнение Что регулирует? Приложение 5
Ответьте на вопросы да или нет
1. Выбирая между добром и злом человек делает правовой выбор
2. Быть моральным это значит совершать добрые дела.
3. Выполнение норм права не обязательны.
4. Нарушение правовых норм наказывается общественным мнением.
5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности.
6. Золотое правило морали учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам.
7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе.
8. Законы создаёт общество.
9. Выполнение норм морали обязательно.
10. Мораль представляет собой нормы, установленные государством.
11. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением.
12. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим
Приложение 6