Конспект урока по информатике на тему линейные алгоритмы (4 класс)
Класс: 4Б
Тема: Линейные алгоритмы
Тип: Закрепление изученного материала
Форма: игра
Цель: закрепить полученные знания на практике
Задачи: 1.Образовательня – систематизировать и обобщить полученные знания
2. Развивающая – развить логическое и алгоритмическое мышление
3.Воспитательная – воспитывать уважение к товарищам , дисциплинированность, аккуратность.
Оборудование: компьютер, проектор, обучающая программа «Мир фантазий», презентация к уроку.
Структура урока:
1.Организационный момент (1мин)
2.Информационная минутка (7мин)
3.Проверка домашнего задания (10мин)
А) индивидуальный опрос
Б) работа у доски
4.Сообщение темы и цели урока (1мин)
5.Систематизация и обобщение знаний (12мин)
А) линейный алгоритм
Б) блок-схема алгоритма «Внимание»
В) блок- схема алгоритма «Счет»
Г) физкультминутка
6) закрепление изученного материала (12мин)
А) работа в учебнике – тетради
Б) инструктаж по технике безопасности
В) инструктаж по выполнению задания
Г) работа на компьютере
Д) Упражнение для глаз
7. Домашнее задание (1мин)
8.Подведение итогов (1мин)
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку
2.Информационная минутка
Информационную минутку целесообразно начать с диалога. Ребята должны, опираясь на личный опыт и знания, полученные на предыдущем уроке во время информационной минутки, ответить на вопросы: Зачем же, по вашему мнению, нужен компьютер? Где он применяется? Чем он помогает людям? Учитель анализирует и обобщает (последнее слово должно быть за учителем) ответы учащихся, акцентирует их внимание на том, что компьютеры сегодня мы видим в банках (прежде всего для выполнения сложных расчетов), на вокзалах (чтобы подучить информацию о расписании поездов и ценах на билеты), в библиотеках, в больницах и т.п. В конце беседы следует еще раз отметить способность компьютера хранить информацию и показать необходимость ее переноса с одного компьютера на другой (достаточно наглядно это можно сделать на примере игровых программ). Используя прием сравнения (с обычным бытовым магнитофоном), учитель говорит о том, что информация записывается на магнитные диски (дискеты). А чтобы прочесть информацию с таких дисков, необходимо дополнительное устройство, которое называется дисковод (подобно магнитофону, который считывает информацию с кассет). На этом этапе целесообразно провести лексический анализ слова "дисковод". . Далее дети получают новую "порцию" стихотворения: Вот, Познакомьтесь ДИСКОВОД! Если с дисководом дружен То и справочник не нужен: В упаковке, как конфета, Быстро вертится дискета Там записаны программы И для папы, и для мамы! Там веселых игр десятки Друг за другом, по порядку! Наверное, вас очень интересует вопрос, сколько же информации можно уместить на такой дискете? Вот посмотрите внимательно, я принесла один том детской энциклопедии "Все обо всем" (это может быть любой знакомый детям школьный учебник). Так вот, на дискете уместятся примерно две такие книги (метод сравнения позволяет активизировать наглядно-образное мышление). В этой книге есть интересная статья, которая называется "Кто первым придумал алфавит?". Давайте вместе ее прочтем: "До изобретения алфавита человек, чтобы записать какие-либо события или передать сообщения, использовал рисунки..." Ребята, мы ведь до сих пор иногда так поступаем. Вспомните дорожные знаки или знаки, запрещающие в заповедных лесах рвать цветы, ловить бабочек (можно вспомнить уже знакомое детям понятие "пиктограмма"). Продолжим... "Изображение нескольких антилоп могло обозначать "здесь хорошая погода". Например, рисунок ноги мог обозначать глагол "идти". Но проблема с подобным Письмом заключалась в том, что послание разными людьми могло быть понято по-разному. Постепенно этот метод изменялся. И египтяне были первыми, кто создал алфавит, включив в него 24 знака, обозначающие различные звуки. Это было приблизительно 3500 лет назад (очень-очень давно!). Ребята, а как же мы называем знаки, из которых состоит алфавит? (Буквы) И вот сегодня мы с вами отправимся в чудесный мир, удивительную страну Букварию! (Логически последовательный переход к теме урока.)
3.Проверка домашнего задания
А) индивидуальный опрос
1.сколько видов алгоритма вам известно?
2.какие виды алгоритма вы знаете?
3.какие способы записи алгоритма вы знаете?
Б) работа у доски
1.Изобразите блок начала или конца алгоритма
2.Изобразите блок ввода данных (чисел) или вывода результатов
3.Изобразите блок проверки условия, например x>3
4. Изобразите блок выполнения команд
4.Сообщение темы и цели урока
Тема нашего сегодняшнего урока «Линейные алгоритмы».
5.Систематизация и обобщение знаний
А) Линейны алгоритм
Сегодня на уроке мы познакомимся с линейными алгоритмами, записанными в виде блок-схем. Линейными называются алгоритмы, в которых действия выполняются одно за другим в порядке их записи.
Все ранее изученные нами алгоритмы являются линейными. Подробно рассмотреть блок-схемы алгоритмов "Внимание" и "Счет" (рис. Б, В).
Блок - схема
Блок-схема Алгоритма «Внимание» Алгоритма «Счет»
Предложить учащимся ответить на вопрос: "Наглядно ли изображение алгоритмов в виде блок-схем?"
Г) Физкультминутка
Все ребята дружно встали,
На месте тихо (!) зашагали,
Пальцы сжали и разжали,
Головою покивали.
Руки вверх потянули, потянули.
Отдохнули? Отдохнули.
6. Закрепление изученного материала
А. работа в учебнике - тетради
Задание2. Для примера (15-5)/2+18-7 составьте и запишите алгоритм в виде блок- схемы
1.Инструктаж по технике безопасности
1) трогать разъемы соединительных кабелей;
2) прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
3) прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора;
4) включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
5) класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;
6) работать во влажной одежде и влажными руками.
2.инструктаж по выполнению задания
Требуется ввести с клавиатуры соответствующий представленной на экране блок-схеме пример (вводимый текст отображается в голубом прямоугольнике) и решить его (т. е. ввести знак равенства и ответ). Стереть неверно введенные символы можно с помощью клавиши
.После того, как пример и ответ введены, нужно нажать кнопку Готово или клавишу . Если пример записан и решен правильно, программа предложит следующий. Предлагается 3 варианта заданий, каждый из которых содержит 5 примеров.
Б) работа на компьютере
Обучающая программа «Мир фантазий»
В) упражнение для глаз
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
7.Домашнее задание
Для примера 25-21-3+9+18+36+24-7-24+3. Составьте и запишите алгоритма в виде блок – схемы.
8. Подведение итогов
Оценивание учащихся за урок
Рисунок 715