Внеклассное мероприятие по информатике Путешествие на поезде ИнфоУмка (7-8 класс)
Игра «Путешествие на поезде «ИнфоУмка»
Составитель: Трикиша Галина Анатольевна, учитель информатики
МБОУ г. Иркутска СОШ №38
Игра Путешествие на поезде «ИнфоУмка» представляет собой внеклассное мероприятие, проводимое для учащихся 7-8 классов. Цель проведения игры состоит в привитии интереса к информатике, развития навыков работы в команде, накопление запаса знаний и фактов по предмету. Мероприятие стартует в актовом зале, где участники представляют свои команды, знакомятся с правилами проведения игры и получают путевые листы с планом прохождения этапов конкурса. Каждая команда должна пройти несколько станций, на которых зарабатываются баллы за правильно решенные задачи и вопросы. Станции располагаются в специально оформленных отдельных кабинетах, где помощниками выступают учащиеся старших курсов (9-11 класс). После прохождения всех этапов команды собираются в актовом зале, где жюри подсчитывает баллы по путевым листам и объявляет победителей конкурса. Все участники получают сертификаты, победители - грамоты.
Цель:
Повышение познавательного интереса к предмету информатика.
Задачи:
Развитие устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Развитие умения оценивать правильность выполнения задачи и разнообразие возможных решений.
Формирование умения принимать правильные решения в короткие сроки.
Развитие умения строить логические рассуждения и делать выводы применительно к поставленным задачам.
Формирование умения работать в группе и находить общее решение.
Развитие умения формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Возраст участников: 13-14 лет, обучающиеся 7-8 классов.
Оборудование:
ручки, карандаши (для участников);
маршрутные листы (для капитанов команд);
вывески – названия каждого этапа, которые прикрепляются на двери определенного кабинета;
задания для каждого этапа;
грамоты для награждения победителей.
Предварительная подготовка: проводится подготовительная работа с учащимися 9-11 классов, которые будут руководителями на этапах (желательно на каждом этапе поставить по два ученика). Руководители этапа должны уметь грамотно, четко объяснить команде задание. Каждый этап – это отдельный кабинет, в котором постоянно находятся руководители этапа, а команды переходят от этапа к этапу в соответствии с маршрутным листом. Маршрутный лист вручается каждой команде на линейке в начале игры. Маршрутные листы составляются таким образом, чтобы команды попали на разные этапы, и чтобы на последующих этапах не получилось совмещения двух команд на одном этапе. В игре может принимать участие любое количество команд по числу этапов или их должно быть меньше, чем этапов, но не наоборот. В каждой команде может быть любое количество игроков. На каждый этап отводится определенное количество времени (5–10 мин).
Продолжительность игры: 60 минут.
Технологическая карта
Этап игры Элементы содержания этапа Деятельность учеников Формируемые УУД
Станция Лингвистическая Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстового редактора. Включение в текст списка. Находят зашифрованные в сканворде понятия информатики.
Оформляют их в виде пронумерованного списка по алфавиту, используя текстовый процессор Word.
регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу, определять последовательность действий, соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи;
коммуникативные УУД: уметь планировать совместное учебное сотрудничество;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, создание письменных сообщенийСтанция Арифметическая Создание линейных алгоритмов по управлению учебным исполнителем Составляют алгоритмы для исполнителя Делитель регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу, определять последовательность действий, соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи;
коммуникативные УУД: уметь планировать совместное учебное сотрудничество;
познавательные УУД: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Станция Комбинаторная Поиск количества путей в ориентированном графе Определяют количество различных путей в графе по заданному маршруту. Перечисляют их.
регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу, определять последовательность действий, соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи;
коммуникативные УУД: уметь планировать совместное учебное сотрудничество;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, владение информационно-логическими умениямиСтанция Логическая Решение логических задач Решают логическую задачу, используя круги Эйлера регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу, определять последовательность действий, соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи;
коммуникативные УУД: уметь планировать совместное учебное сотрудничество;
познавательные УУД: умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования
Станция Графическая Редактирование изображения с помощью инструментов графического редактора В графическом редакторе Paint редактируют готовое изображение, используя инструменты редактора регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу, определять последовательность действий, соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи;
коммуникативные УУД: уметь планировать совместное учебное сотрудничество;
познавательные УУД: владение информационно-логическими умениями, создание графических объектов
Станция Поисковая Поиск информации с применением правил поиска
(построения запросов) в компьютерных сетях Используя телекоммуникационную сеть Интернет за ограниченное время (7 минут) находят ответы на предложенные вопросы.
регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу, определять последовательность действий, соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи;
коммуникативные УУД: уметь планировать совместное учебное сотрудничество;
познавательные УУД: поиск и организация хранения информации; анализ информации.
Сценарий игры:
Игра начинается с общего построения.
В е д у щ и й. С каждым годом информационные технологии все прочнее входят в жизнь современного человека. Даже самые обычные профессии не обходятся без использования компьютерных программ. Сегодня вас ждет увлекательное путешествие в мир информации на поезде «ИнфоУмка». Команды-участники будут решать задачки, создавать оригинальные рисунки, искать информацию и обрабатывать данные и выполнять многие другие увлекательные задания.
Но сначала, как при посадке на любом поезде, надо купить билет. Стоимость билета – это число очков, которые вы заработаете при ответе на вопросы. (Командам раздаются листки с устными вопросами). За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
Задачи
Назовите самую распространенную причину поломки компьютера.
Ответ: пролитая жидкость на клавиатуру
Если в слове А отбросить первые две буквы, то получится слово В. Если в слове В заменить одну согласную букву на некоторую другую, то получится слово С. А и В – название цифр десятичной системы счисления; С – несколько соединенных между собой компьютеров. Определите слова А, В, и С.
Ответ: восемь, семь, сеть
Какое минимальное суммарное количество раз необходимо отразить некоторые буквы на картинке, чтобы получилось название популярного поискового сервиса?
Ответ: 4 раза
Какой компьютерный термин английского происхождения при дословном переводе означает «междумордие»?
Ответ: интерфейс (от англ. Interface)
Как называется неотъемлемый элемент личной странички в социальных сетях, который можно рассматривать как уменьшительно-ласкательное название одного из персонажей одноименного фильма Джеймса Кэмерона?
Ответ: аватаркаРазвитие компьютерной техники не стоит на месте. Люди научились делать роботов. На пример, один из них — это робот для стрижки овец. У него восемь «рук» и все они заняты своим делом. Каким?
Ответ: четыре держат овцу за ноги, одна — за голову, две стригут, одна собирает шерсть)Дано уравнение вида Х=А+В+С, в котором Х, А, В и С есть некоторое слово. Также дано определение терминов А, В и С. Расшифровав слова А, В и С и «сцепив» их, необходимо получить слово Х, связанное с информатикой.
А – учреждение для хранения старых документов, документальных материалов
В – гласная буква
С – фигура вращения, напоминающая бублик
Ответ: архиватор
Какой носитель информации имеет форму пиццы?
Ответ: диск
Именно эта птица стала талисманом операционной системы Linux. Однажды Линуса Торвальдса, ещё до того, как он создал операционную систему Linux, в зоопарке укусила эта удивительная птица. Это стало одной из причин выбора талисмана Линукс.
Ответ: пингвин
Что такое «подмышка» на компьютерном языке?
Ответ: коврик под мышью
Какое понятие объединяет данную группу картинок?
Ответ: понятие «код»
Опознай пословицу: «Что из Корзины удалено, то исчезло».
Ответ: что с возу упало, то пропало
Название какого поискового сервиса произошло от слова, которое означает десять в сотой степени?
Ответ: GoogleВ зависимости от результата командам выдаются билеты в мягкий, купейный, плацкартный вагоны. Количество баллов и тип вагона записываются на маршрутном листе. При равенстве баллов побеждает в конце игры та команда, которая ехала в лучшем вагоне.
На каждой станции «стоянка» - 5-10 минут.
Маршрутный лист
Станция Тип вагона Номер кабинета Баллы
1. Лингвистическая 2. Арифметическая 3. Комбинаторная 4. Логическая 5. Графическая 6. Поисковая Итого баллов ____________________
Примерные маршруты
1 команда 2 команда 3 команда
Лингвистическая Логическая Комбинаторная
Арифметическая Поисковая Графическая
Комбинаторная Лингвистическая Логическая
Графическая Арифметическая Поисковая
Логическая Комбинаторная Лингвистическая
Поисковая Графическая Арифметическая
Движение по маршрутам
Станция Лингвистическая
Задания выполняются на компьютере в текстовом процессоре MSWord. Достаточно иметь один компьютер.
Найдите зашифрованные в сканворде понятия информатики. Оформите их в виде пронумерованного списка по алфавиту.
Ответ:
Бит
Информация
Ложь
Меню
Презентация
Таблица
Шифр
Примечание: за каждое правильное слово начисляется 1 балл. Оформление ответа в виде нумерованного списка – 1 балл, по алфавиту – 1 балл. Максимальное количество баллов – 9.
Станция Арифметическая
У исполнителя Делитель две команды:
раздели на 2
прибавь 1
Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая увеличивает его на 1.
Исполнитель работает только с натуральными числами.
Составьте алгоритм получения из числа 23 числа 4, содержащий не более 5 команд.
Ответ:
прибавь 1
раздели на 2
раздели на 2
раздели на 2
прибавь 1
Примечание: задание оценивается в 3 балла.
Станция Комбинаторная
На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Ж? Перечислите их.
Ответ: 6 путей (АБДЖ, АГБДЖ, АГВБДЖ, АГВДЖ, АГВЕЖ, АГЕЖ).
Примечание: за каждый правильный путь начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.
Станция Логическая
В классе 36 учеников. Многие из них посещают кружки: физический (14 человек), математический (18 человек), химический (10 человек). Кроме того, известно, что 2 человека посещают все три кружка; из тех, кто посещает два кружка, 8 человек занимаются в математическом и физическом кружках, 5 — в математическом и химическом, 3 — в физическом и химическом. Сколько человек не посещают никаких кружков?
Решение
Решим задачу, используя круги Эйлера.
177165127001
2
5
4
3
6
7
физический
математический
химический
1
2
5
4
3
6
7
физический
математический
химический
Физический кружок посещают 14 человек: К1+К2+К5+К4=14.
Математический кружок посещают 18 человек: К2+К3+К5+К6=18.
Химический кружок посещают 10 человек: К4+К5+К6+К7=10.
Все три кружка посещают 2 человека: К5=2.
В математическом и физическом кружках занимаются 8 человек: К2+К5=8. Отсюда К2=6.
В математическом и химическом кружках занимаются 5 человек: К6+К5=5. Отсюда К6=3.
В физическом и химическом кружках занимаются 3 человека: К4+К5=3. Отсюда К4=1.
Найдем:
К1=14-К2-К5-К4=14-6-2-1=5
К3=18-К2-К5-К6=18-6-2-3=7
К7=10-К5-К6-К4=10-2-3-1=4
Общее количество учеников, посещающих кружки, равно:
К1+К2+К3+К4+ К5+К6+К7=5+6+7+1+2+3+4=28.
Не посещают никаких кружков: 36-28=8.
Ответ: 8 человек.
Примечание: задание оценивается в 10 баллов.
Станция Графическая
Задания выполняются на компьютере в графическом редакторе Paint. Достаточно иметь один компьютер.
1) Из 9 одинаковых квадратов составили фигуру. Разрежьте её на три части равной площади. Закрасьте полученные части, используя инструмент Заливка.
Ответ:
32385013271500
2) Циферблат часов нужно разрезать на 6 частей так, чтобы во всех частях сумма чисел была одинаковая.
Ответ:
3) Как тремя отрезками, не отрывая карандаша от бумаги, перечеркнуть все точки? Началом 1-го отрезка и концом 3-го является точка А.
Ответ:
Примечание: каждое верно выполненное задание оценивается в 2 балла. Максимальное количество баллов за все задание – 6.
Станция Поисковая
Станция размещается в кабинете информатики, где имеются несколько компьютеров с выходом в Интернет. Требуется за ограниченное время (7 минут) найти ответы на предложенные вопросы.
Ровно половина байта. (Ответ: нибл)
Основателю какой компьютерной компании прнадлежит цитата «Инновация отличает лидера от догоняющего»? (Ответ: Apple)
В 2007 году был подсчитат объем цифровой информации по всему миру. Какая цифра получилась в результате? (Ответ: 281 экзабайт)
Как зовут жену основателя крупнейшей социальной сети в мире? (Ответ: Присцилле Чан)Какие географические координаты (долгота, широта) имеет город Иркутск? (Ответ: долгота 104°16′50″, широта 52°17′11″)
Как называют ледей, в одинаковой степени владеющих обеими руками? (Ответ: амбидекстры)
Лозунг о мире в двух словах. (Ответ: Миру – мир!)Название этой страны пришло из языка индейцев ирокезов. (Ответ: Канада)Назовите единственное произведение, подписанное Микеланджело. (Ответ: Пьета) Как с французского переводится «мармелад»? (Ответ: тщательно приготовленное блюдо цвета яблок)
Примечание: каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за все задание – 10. Так как время прохождения станции ограничено, команда должна догадаться распределить вопросы между собой и искать ответы одновременно на разных компьютерах.
Завершение мероприятия
Подведение итогов. Если команды набрали одинаковое количество очков, учитывается, в каком вагоне ехала команда.
Награждение команд грамотами, памятными призами…(блокнот, ручка).
Рефлексия:
Ребята, вам понравилась наша игра-путешествие?
На доске вы видите облако "тегов", которые необходимо дополнить:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Используемая литература:
Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
Златопольский Д.М. Занимательная информатика : учебное пособие / Д.М. Златопольский. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 424 с. : ил.
Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры в информатике. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 400 с.: ил.
Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коломенская. Занимательные задачи по информатике. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 119 с: ил. – (Задачник)