Народное декоративно — прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольника
Царенко Елена Дмитриевна
Старший воспитатель
Народное декоративно - прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольника
Народное искусство – обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Собирая в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет большое значение для развития личности ребенка.
Народное искусство широко используется в художественном воспитании детей, развитии творчества ребенка. Известно, что художественно – творческие способности, умения и навыки необходимо развивать как можно раньше, так как они способствуют развитию у ребенка воображения, наблюдательности, художественного мышления, памяти. При этом необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но индивидуальные особенности каждого ребенка. А это значит, что развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку. Ведь только в изобразительной деятельности ребенок может проявить свою индивидуальность, непохожесть.
Обучение и ознакомление детей с декоративно – прикладным искусством построено на концепции эстетического воспитания дошкольников (Т.С. Комаровой.Основной целью ознакомления и обучения детей дошкольного возраста народному искусству является – развитие у детей художественно -творческих способностей, эстетической культуры и приобщения детей к истокам русского народного творчества. Задачи, заключены в следующем:
1.Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народным декоративным искусством, эстетический вкус, творчество и фантазию, любознательность и воображение;
2. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за умение и мастерство русского народа, самобытность, многообразие и неповторимость народного творчества;
3. Совершенствовать технические умения и навыки рисования, рисовать декоративные элементы разных видов народных росписей;
4. Знакомить с особенностями построения геометрического и растительного орнамента, придумывать узоры для различных бумажных силуэтов, украшать вылепленные изделия росписью.
Дошкольное детство можно сравнить с весенней пашней, что посеешь в благодатный внутренний мир ребенка – то и взрастет. Упустить это время никак нельзя! Но чтобы заинтересовать ребенка, любым видом деятельности, нужно, прежде всего, самой быть заинтересованной, увлеченной данной темой. Обучение дошкольников декоративному рисованию разделила на три этапа:
ознакомление с историей народного промысла, основными элементами узора;
знакомство с особенностями построения декоративного узора на различных бумажных силуэтах и вылепленных из соленого теста изделиях;
творческое использование полученных знаний, умений и навыков, создание декоративной композиции.
Знания, полученные детьми в процессе знакомства с народным творчеством, не только развили их художественно – творческие способности , но и привили чувство гордости за свой народ- умелец , эстетический вкус, культуру.
Тема народного искусства наиболее актуальна именно сегодня, когда потеряна связь между прошлым и настоящим, наши дети начинают забывать – что они потомки великого русского мастерового народа.
Организованная и проведенная работа по данной теме дала возможность увидеть и прочувствовать все плюсы и минусы моей работы.
В течение 3 лет я изучала, собирала разный материал по этой теме, разрабатывала занятия, используя практические предложения и наработки других педагогов, так же увлеченных этой темой. Конечно не все получилось так как задумывалось сначала, но я добилась главной, поставленной перед собой цели детям было интересно знакомиться с народным искусством, они получали удовольствие от рисования. Они научились самостоятельно составлять узоры, освоили разные приемы и технику рисования кистью и другими предметами. И самое главное у детей развился эстетический вкус и культура. Для проведения диагностики по данной теме я использовала диагностическую карту.
Высокий уровень – ребенок знает историю возникновения росписи, узнает основные элементы, имеет навыки рисования элементов, составляет узор на круге, полосе, квадрате, умеет самостоятельно расписывать предложенную ему плоскостную или объемную фигуру.
Средний уровень – ребенок имеет представления о видах росписи, узнает элементы росписей, составляет узор на полосе, круге, квадрате при помощи образца.
Низкий уровень – ребенок узнает один или два вида росписи, затрудняется в названии элементов и составлении узора.
Внедрение в свою работу данной диагностической карты, помогло мне в организации и планировании дальнейшей работы по ознакомлению детей с народным искусством, необходимым условием развития эстетической культуры личности.
Список используемой литературы
А. В. Орлова - Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду// г. Владимир -1995 .
О. Л. Князева. - Приобщение детей к истокам русской народной культуры//
г. Санкт – Петербург -2001.