Конспект урока Народное декоративно-прикладное искусство
Приложение:
Конспект урока
Предмет: изобразительное искусство
Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану, 5 класс, Раздел «Народное декоративно-прикладное искусство»
Форма урока: Комбинированный урок
Цели:
Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу;
Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Оборудование и методическое оснащение:
Мультимедийное оборудование;
Презентация Приложение;
Выставка «Тряпичная кукла»;
Инструкционная карта по изготовлению куклы «Травница»;
Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон, лекарственные пахучие травы).
Ожидаемые результаты:
Усвоение знаний о традициях русского народа;
Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала
Этапы урока:
Орг. момент
Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний
Новый материал
Физ. минутка
Практическая работа
Закрепление изученного материала
Анализ и оценка работ, итог урока
Сообщение темы, целей следующего урока
Задачи урока:
Познакомить учащихся с бытом и нравом жителей русских деревень в древности.
Научить учащихся изготавливать куклу – оберег, по показу учителя.
Повторить правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницами, ручной иглой).
Закрепить выполнение прямого шва (намёточного).
Материалы к уроку:
Образцы кукол- оберегов.
Мультимидийная установка и слайды к уроку.
На каждом столе учащихся разложены материалы и инструменты для изготовления куклы- оберега (лоскуты ткани, вата, ножницы, ручная игла, катушечная нить, пряжа, лента).
Урок проводится с использованием презентации Power Point
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка списочного состава класса.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.
На Волге живу я
И песни слагаю
О счастье, не помня о зле.
И братьями всех я людей называю,
Живущих на нашей земле.
Здесь с русскими рядом
Живут по соседству
Чуваши татары, мордва...
И Волгу родную
Мы любим всем сердцем.
Здесь дружба народов жива.
Кувшинникова Е.В.
С 2011 года в Ульяновске реализуется новая культурная программа, проект «Ульяновск — культурная столица». Ульяновск провозгласил себя авиационной столицей. В Уляновской области очень много районов которые славятся: Город Сенгилей считается блинной столицей Поволжья, именно здесь пекутся самые вкусные в Поволжье блины.
В Мелекесском районе открыта «Грибная столица Ульяновской области». В районе провозглашены две столицы – плодово-ягодная в Никольском-на-Черемшане и грибная в поселке Лесной.
В Языково прошли лучшие годы русского поэта-лирика Николая Михайловича Языкова. 11 сентября в р.п. Языково в парке-усадьбе состоялось празднование 166-ой годовщины приезда А.С.Пушкина в Языково, в рамках проекта «Начни с себя».
Город Инза по показателям в спортивной деятельности претендует на звание спортивной столицы Ульяновской области.
НИКОЛАЕВСКИЙ РАЙОН «Озеро Белое» – особо охраняемая природная территория, памятник природы регионального значения. В этом году город отметит юбилей- 360 лет со дня основания Симбирска и в январе 2013 года отметит город Ульяновск свое 70- летие.
В стародавние времена не было изобилия игрушек, поэтому их изготавливали своими руками. Вот и мы с вами сегодня постараемся изготовить такую игрушку. Очень много разновидностей такой игрушки. А что это же это за игрушка?
Учитель: Девочки, отгадайте мою загадку . Отгадка подскажет нам, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
“Вот весёлая девчонка:Нос в веснушках, вьётся чёлка,И играть мне не леньС той игрушкой целый день”
Правильно, это кукла!
Вы все любили играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.
Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?
Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.
III. Изучение нового материала.
Слайд 2
Мы сегодня на уроке поговорим о быте и нравах жителей древней Руси и о куклах - оберегах. Сегодня на уроке каждая из вас, девочки, изготовит самостоятельно куклу-оберег. Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Сначала у куклы было предназначение оберегать семью, а немного позже девочки стали играть с этими куклами. Куклы делались из лоскутов ткани. Куклой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от любой напасти. Её брали в руки, три раза поворачивали её против часовой стрелки и приговаривали: “Отвернись злом, повернись добром”. В современном мире куклы считаются атрибутом детей. Ребёнок, играя с ними, растёт и развивается, учиться жить. В русских деревнях девочек учили изготавливать кукол, начиная с пяти лет. Ведь это было совсем не трудным занятием. Крестьянские куклы – обереги были совсем простыми в изготовлении и выполнялись с помощью простых приёмов: скручивания ткани.
Вопрос к учащимся: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы. Лицо кукле не прорисовывалось. Так как деревенские жители считали, что кукла может приобрести свой характер и не будет больше оберегать семью.
Слайд 3
Народные куклы делились на три группы:
Куклы-обереги;
Обрядовые куклы;
Игровые куклы.
Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?
Слайд 4
Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
Кукла на счастьеСвое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
ПеленашкаСамый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша. Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик - пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.
Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи. Кукла сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась.
Кувадки. В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. По верованиям наших предков, зарождение ребенка воспринималась как милость и расположение божественных сил, а с другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным. После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду».
День и Ночь — куклы-обереги жилища. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.
В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы Кузьма и Демьян. Именины Кузьмы и Демьяна празднуются 14 ноября и называются осенние кузьминки. Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же и покровители ремесел — «рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел (поэтому тряпичные куклы одеты в фартуки) и женского рукоделия.
«Кубышка-травница» Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.
Слайд 5
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
Сёмик и Семичиха Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.
Неразлучники. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно двигать по «руке».
Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит значит, то и образ, дающий этот обряд женский.
Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
Слайд 6
Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Кукол существует множество: Колокольчик - кукла добрых вестей; Симеон столпник - обрядовая кукла. Этот оберег – символ бесконечности жизни, мужского начала, без которого женское – слабо и бесплодно; Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага; Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой; кукла-работница Параскева, помогала в домашних хлопотах; С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Веснянка. Сороки – День весеннего равноденствия.Изготовление пасхальных кукол - «Вербниц» ит.д.
А какие вы еще знаете предметы которые оберегают наш дом?
Составление оберега
Сейчас мы вместе попробуем составить оберег из тех предметов, которые окружали и окружают людей в повседневной жизни. Только надо помнить о том, что любой предмет, в данном случае, является символов какого – то понятия.
Веник – защита дома от нечисти.
Подсолнух – тепло, свет, радость, жизнь.
Наполненный мешок, монеты, зерна или колосья – достаток, богатство в доме, сытость.
Подкова – счастье, дом – полная чаша.
Орех – крепкая и дружная семья.
Защита своего оберега.(домовенок»
Икона (именные иконы)-
Чертополох –
Очень часто за событиямиИ за сутолокой днейСтарину не вспоминаем,Забываем мы о ней.Хоть и более привычны Нам полеты на Луну,Вспомним русские обычаи,Вспомним нашу старину.
Мы сегодня будем изготавливать куклу- оберег.Для изготовления которой нам понадобятся некоторые части нашего тела. Отгадайте какие:
“Мы проворные сестрицы,Две сестрицы – мастерицы,Пишем, шьём, рисуем, вяжем,Про себя мы вам расскажем”.
Правильно, ответ загадки – руки. “Наши руки - не знают скуки”. С самого раннего детства деревенских девочек и мальчиков учили трудиться своим примером. Часто пожилые деревенские люди говорили своим внукам пословицы и поговорки о труде. Послушайте несколько пословиц о труде:
“Дерево сильно корнями, а человек – трудом”
“Деревья смотри в плодах, а человека – в делах”
Прививали деревенские жители своим детям любовь к родному краю, к Руси через пословицы и поговорки:
“За морем теплее, а у нас светлее”
“Велика святорусская земля, а везде солнышко”
“Своя земля и в горсти мила”
V. Практическая работа.
Слайд 8Мы будем изготавливать с вами вот такие куклы:
Технологическая карта
Для изготовления куклы - оберега нам понадобятся материалы, инструменты и приспособления. А вот что именно нам понадобится, вы догадаетесь, когда разгадаете мои загадки:
1. “Ткани я цветной кусок - называюсь….(лоскуток)
2. “Птичка невеличкаНосиком нырнёт, Хвостиком вильнёт, Дорожку проведёт” (иголка)
3. “Она соединяет детали изделия между собой” (нить)
4. “Два ножа, а посередине гвоздик” (ножницы)
Правильно, все инструменты, материалы и приспособления вы разгадали. Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с колющими и режущими инструментами, что мы должны вспомнить? Верно, правила безопасной работы с ножницами и иглой.
Слайд 9
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Слайды 10–15
Технологическая карта изготовления
Нам понадобятся следующие инструменты и материалы для изготовления куклы: вата, ручная игла, ткань белая, цветные лоскуты, лента атласная, ножницы, катушка белых ниток. Разложите на своих столах необходимые материалы и инструменты для изготовления куклы – оберега. Всё необходимое лежит в вашей швейной коробке. До начала работы давайте вспомним ТБ при работе с иглой и ножницами (ответы учащихся - повторение).
Приступим к первому этапу. Необходимо скрутить белую ткань трубочкой и сложить её пополам. Посмотрите на заставку. <Рисунок 4>
Теперь отмерьте от верха согнутой трубочки 4см возьмите нитку и туго замотайте ее на расстоянии 4-х см, так у нас получится голова. Затем в получившееся отверстие для головы, положите немного ваты, чтобы голова получилась круглой. Посмотрите на заставку. <Рисунок 5>
Затем возьмите лоскуток белой ткани размером 30 на 30 см, согните его треугольником, внутрь подставьте заготовку во внутреннюю часть центра сложенного треугольника, так чтобы в центре согнутого треугольника получилась голова. Посмотрите на заставку <Рисунок 6>
Затем возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы. Посмотрите на заставку <Рисунок 7>
Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. Давайте с помощью нитки отметим на заготовке кулачки. Для этого отступим от кончиков 0,5см и скрутим это место ниткой. Посмотрите на заставку < Рисунок 8>
Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмём цветной лоскуток прямоугольной формы, в иглу заправим двойную нить и завяжем узел. Отступим от длинного края 3мм и проложим на лоскуте с помощью иглы и нити прямой шов (намёточный). Правильно, молодцы! Соберите нитку на получившемся шве и немного потяните её, чтобы получилась юбка для куклы. Посмотрите на заставку <Рисунок 9>
Затем эту юбку оденем на куклу и закрепим её с обратной стороны куклы. Посмотрите на заставку <Рисунок 10>
Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежем фартук и приложим его к передней части юбки. Закрепим юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты, которую завяжем на бантик с задней стороны куклы. Посмотрите на заставку <Рисунок 11>
Завяжем кукле косынку, которую мы сделаем из цветной треугольной ткани. Посмотрите на заставку <Рисунок 12>
Вот такая кукла – оберег у нас получилась! Давайте устроим выставку ваших кукол. Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах.
VI. Закрепление изученного материала.
Учитель:
- Девочки, о чём мы сегодня говорили на уроке?
- Почему тряпичную куклу деревенские жители назвали оберегом?
- Как воспитывали деревенские жители своих детей?
- Из чего изготавливается кукла – оберег?
- Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («Кубышка-Травница»)
- Для чего она служила, какое было её назначение? (Она оберегала от болезней).
- А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? (Обрядовыми и игровыми).
- Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.
- Какие инструменты, материалы и приспособления необходимы для изготовления куклы? Девочки, а теперь уберите за собой свои рабочие места.
VII. Анализ и оценка работ учащихся. Итог урока.
Учитель подводит итог урока, совместно с учащимися делает вывод, выставляет оценки.
Вывод: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.
Вопросы:
Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?
Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?
Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы?
VIII. Сообщение темы, целей следующего урока.
Молодцы, девочки! А сейчас мы устроим с вами деревенские посиделки. Будем пить чай с ватрушками. (Затем девочки делятся мнениями о ходе урока) Конец урока.
Выставка получившихся кукол – оберегов
ПрезентацияИнтегрированный урок литературы и ИЗО в 5 классе, создание рисунка к произведению в жанре пейзажа.
Тема: Красота родной природы в стихотворении поэта XIX века И.С. Никитина «Утро»Цели урока:
Образовательные:
1.Обучать анализу лирического произведения, созданию рисунка на основе прочитанного произведения.
2.Помочь учащимся видеть красоту природы родного края через художественный образ, созданный писателем и художником.
Развивающие:
1. Способствовать формированию читательской культуры
2.Вырабатывать навык исполнения рисунка в определенном жанре (пейзаж), нахождения художественно-языковых средств в тексте. Воспитательные: воспитание гражданственности, любви к малой Родине. Оборудование: компьютер, проектор, экран, лист бумаги, кисточки, краски. Ход урока
Мы живая частичка природы.
Нам природу беречь и любить,
В благодатные дни и в невзгоды
У природы учиться жить.
А. Шапошников
Слово учителя.
1.Чтение эпиграфа учителем.
- Ребята, как вы поняли смысл этих строк?
- Какие ключевые слова можно выделить?
-Единство человека и природы. Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее?
Всмотритесь в картины известных русских художников-пейзажистов: Ивана Ивановича Шишкина и Исака Ильича Левитана. Удивительна русская природа на этих полотнах.
- Напоминает ли она вам нашу оренбургскую землю? (Дети размышляют о красоте родного края, своего села)
- Что дает нам природа? (ответы)
2. Постановка целей урока совместно с детьми
-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем размышлять? Какие рисунки создавать?
-Мне бы хотелось узнать, бывали ли вы когда-нибудь рано утром на реке, в поле или в лесу?
-Что вам удалось увидеть? (ответы детей)
"Березовая роща» И.И.Шишкин
«Ивы» И.И.Шишкин
«Лето» И.И.Левитан
Слово учителя. Молодцы, ребята! Я знала, что вы наблюдательные и неравнодушные, а вот черствый и эстетически неразвитый человек ничего не увидит в лесу, кроме деревьев, в реке ничего, кроме воды, в небе ничего кроме облаков. Вдумчивый, пытливый наблюдатель открывает для себя мир, полный удивительных и неожиданных открытий. Природа во все века поэтически воспринималась людьми. Вдохновляющую силу русской природы воспевали выдающиеся художники, музыканты, поэты.
-А какое дерево является символом России? (Береза)
3.Сегодня мы познакомимся с одним стихотворением Ивана Саввича Никитина «Утро». А прежде, чем знакомиться со стихотворением, послушаем биографическую справку о его жизни и творчестве. Это сообщение нам приготовила Егорова Анна:
Никитин Иван Саввич [1824—1861] — поэт.
Родился в Воронеже в семье зажиточного мещанина, владельца свечного завода. Окончив в 1839 духовное училище, перешёл в Воронежскую духовную семинарию, откуда был исключён «по малоуспешности». Никитин рассчитывал попасть в университет, но тяжёлые материальные и семейные условия заставили его сделаться содержателем постоялого двора. Писать Никитин начал ещё в семинарии, но первые его стихотворения напечатаны в 1853. В 1856 Никитин собрал свою первую книгу стихов и с помощью Д. И. Толстого издал её. С этого времени он входит в светский круг воронежского общества и расширяет свои знакомства. В 1854 начал писать поэму «Кулак», которую он закончил в 1857. В 1858 поэма вышла отдельным изданием.
В 1859 Никитин открыл в Воронеже книжную лавку и при ней читальню. Предприятие Никитина преследовало не только коммерческие, но и культурные задачи. Дела магазина пошли хорошо, но здоровье Никитина, подорванное раньше в связи с непрерывными заботами, становилось всё хуже и хуже. Поэт умер на 37 году жизни.
Подобно всем другим художникам своей эпохи Никитин не смог обойти молчанием центральную проблему этого времени — отношение к мужику. Именно на этом вопросе до конца обнажается социальная природа Никитина и его место в борьбе классов. Кроме этого у Ивана Саввича имеются многочисленные пейзажные зарисовки, с годами сделавшиеся «классическими» и вошедшие в хрестоматийный обиход стихотворения «Утро», «Утро на берегу озера», «Буря» и другие.
4.Выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Утро» заранее подготовленным учеником.
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается.По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается.Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая.Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая.Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися.Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися,Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут... А восток все горит, разгорается.Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается.Вот и солнце встает, из-за пашен блестит. За морями ночлег свой покинуло,На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло.Едет пахарь с сохой, едет - песню поет, По плечу молодцу все тяжелое...Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро веселое!
5.Словарная работа
Меркнут- делаются неяркими; лозняк- ивовый кустарник; шест- длинная палка; ракиты- кусты на берегу реки;
Соха – приспособление для обработки земли.
6. Работа над анализом стихотворения по плану.
1.Творческая история.
2.Тема и идея.
3.Композиция и внутренний сюжет (если есть).
4.Лирический герой и система образов.
5.Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса.
6.Жанр.
7.Особенности ритмики, размера, рифмы.
8.Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?
9. Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.
ИЗО: Создание пейзажного рисунка к лирическому произведению.
Слово учителя: мы выступали с вами в роли читателей, литературоведов, а теперь представьте, что вы художники-иллюстраторы, изобразите то, что вы увидели.
-В каком жанре должны быть исполнены ваши иллюстрации? ( Пейзажа)
-Что такое пейзаж? ( Изображение природы)
Учитель одновременно работает с текстом и рисунком ( включить спокойную музыку)«Звезды меркнут и гаснут». - Что означают эти слова, какую картину рисуют и как мы это покажем? - Вы говорили: на небе появляется заря, а поэт сказал иначе? «В огне облака». Перед нами снова целая картина. Кто-то из вас заметил, что рано утром, когда еще не поднялось солнце, бывает туман.
- Почему пар и почему расстилается? Как это изобразить? -Приходилось ли вам смотреть на речку или пруд ясным ранним утром? -Какая бывает вода? Никитин назвал ее зеркальной. А это как показать в рисунке? - Дальше: «Дремлет чуткий камыш». (Работа с понятием чуткие люди) А как изобразить
Учитель одновременно работает с текстом и рисунком ( включить спокойную музыку)«Звезды меркнут и гаснут». - Что означают эти слова, какую картину рисуют и как мы это покажем? - Вы говорили: на небе появляется заря, а поэт сказал иначе? «В огне облака». Перед нами снова целая картина. Кто-то из вас заметил, что рано утром, когда еще не поднялось солнце, бывает туман.
- Почему пар и почему расстилается? Как это изобразить? -Приходилось ли вам смотреть на речку или пруд ясным ранним утром? -Какая бывает вода? Никитин назвал ее зеркальной. А это как показать в рисунке? - Дальше: «Дремлет чуткий камыш». (Работа с понятием чуткие люди) А как изобразить чуткий камыш? -«Потянул ветерок...» Почему потянул, а не подул? -Были «тишь, безлюдье», а теперь? Вода уже не зеркальная, «воду морщит, рябит». (Изображаем). - Поэт рассказал не только о том, что видишь, но и что слышишь: -«Пронеслись утки...», «Рыбаки в шалаше..» Как это показать? -А что же происходит теперь на небе? «А восток...» Как нам это показать?
-А лес? Почему он улыбается? Разве может лес улыбаться? Как нам это изобразить? Но вот солнце. Вы говорили: поднимается солнце. А у Никитина? «Золотыми потоками хлынуло». Почему золотыми потоками? И что означает слово хлынуло? Как нам этот момент показать? Поэтический текст стал таким образом выражением собственных наблюдений.
- Помогла ли вам эта работа понять данное стихотворение?
( Рисунки вывешиваются на доске).
- Какие чувства вызывают у вас картины, представленные на слайдах? Пред вами во всем величии милая, неброская природа России. Да, здесь мы видим сочные яркие краски. Но как бы ни была богата русская природа, ее ресурсы небезграничны, а красота – хрупка.
Рефлексия. Чему же учат нас поэты, художники?( Любви к родной природе; чтобы мы бережно относились к ёё богатствам и т.д.)-Понравился ли вам урок?
-Какие оценки вы бы поставили сами себе? ( Самооценка своей работы за урок)
Вывод по уроку. «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни... Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. — будем охранять наши леса, степи, горы... Рыбе — вода, птице — воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
«Водоём в Абрамцево» В.Д.Поленов
Домашнее задание: по группам-1. Выписать из текста художественные средства по два примера: эпитеты, олицетворения, метафоры.
2. Создать пейзажную зарисовку.
4. Написать сочинение-миниатюру «Охранять природу - значит охранять Родину»
Фото
Работы выполненные учащимися к празднику «Пасха»
Работы к конкурсу «Вода на Земле» и награждение
Работы для конкурса «Белая Ромашка» и награждение победителя
Оформление ленты с поздравлениями для учителей