Проект Казаки Забайкалья к школьной конференции Шаг в науку


ГС(К)ОУ «Петровск - Забайкальская школа-интернат».
Творческий историко-технологический проект
«Жилище и костюм казаков Забайкалья».
Выполнили: Рубба Александра (9кл), Белкина Катя
(7 кл), Мацай Иван (5б кл), Малинин Сергей(7бкл),Пулыгин Рома (5 кл.)
Учителя-консультанты: Н.Н. Макарова,
Е.И. Макарова, А.Н.Шабанов.
г. Петровск-Забайкальский.
2013 г.
Содержание.
Обоснование возникшей проблемы и потребности.
Схема обдумывания.
Исторические и теоретические сведения.
Банк идей.
Дизайн-анализ.
Правила безопасности во время работы.
Технология изготовления.
Контроль качества.
Самооценка.
Литература.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Тема нашего проекта: Жилище и костюм казаков Забайкалья.
Цель проекта: исследование особенностей жилища и костюма казаков Забайкалья.
Задачи:
- изучить историю и традиции забайкальского казачества;
- выявить особенности жилища и костюма казаков Забайкалья;
- изготовить макет усадьбы и костюм казаков Забайкалья.
1.Обоснование проекта.
История родины начинается с истории родной семьи, родного села, района, области, края. История забайкальского казачества является частью истории нашего края. Многие страницы ушедшей истории невосполнимы, в том числе и история казаков Забайкалья. Сохранилось очень мало источников по данной теме. Нам хотелось внести свой вклад в изучение истории казачества нашего края и открыть новую страницу школьного этнографического музея, посвященную казакам Забайкалья.
2. Схема обдумывания.
Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять все этапы работы.
Жилище и костюм казаков Забайкалья

Проблема, потребность
работы.
Историческая справка

Стиль. Модель. Конструкция.


Материалы, инструменты, приспособления, оборудование

Технология изготовления


Охрана труда

Экономическое обоснование

3. Историческая справка и теоретические сведения.
Первые казаки появились в Забайкалье в XVII в. Они заложили здесь остроги - укреплённые крепости для охраны российской границы. Казаки- этническая группа в основном в составе русского народа. В тюркских языках «казак»-вольный человек. Главной обязанностью казаков была военная служба, на которую они являлись на своем коне, с полным вооружением и обмундированием. В Забайкалье казаки появились в середине XVII века по правительственному Указу, чтобы собирать ясак с местных народов, вести разведку месторождений серебра, строить зимовья, остроги.
Жилище забайкальских казаков.

Казачья усадьба состояла из жилого дома, двора, прилегающего к ним огорода. Как правило, обязательным постройками были: баня, амбар, сарай, хлев для скота, колодец. Все это огораживалось забором из досок, бревен, жердей или частоколом.
Однако, в некоторых караулах из-за отсутствия леса изгородь не делали, а
из надворных построек был только небольшой амбар.
Улицы в станицах были широкие, протяженностью на две-три версты. Дома, как правило пятистенные, из толстых бревен, покрывались берестой, а сверху драньём.

У зажиточных же казаков дома крылись тёсом, а хозяйственные постройки (стайки т т.п.) покрывались соломой или лиственной корой. Дом делился на две половины, одну из которых делили перегородками. Вход в избу, как правило, был со двора. При входе в дом располагалось высокое крыльцо, половицы которого делали из широких, толстых плах.
Незаменимым в хозяйственных делах местом были сени. Здесь хранились домашние заготовки, припасы. Так, с правой стороны была кладовка («казёнка»), для освещения которой в стене делали узкую прорезь. Здесь стояли лари для зерна, на стене устанавливали парки для вяления мяса. Также в сенях располагался погреб, где летом хранился картофель, капуста, молоко в глиняных крынках. Из сеней на чердак вела лестница из толстых плах, где хранили и сушили черёмуху, яблоньку.

Избы были светлыми, просторными, с высокими потолками. Убранство комнаты было простым и практичным : вдоль стен стояли лавки. В переднем углу- красный угол, украшенный иконами и расшитым полотенцем. В «кутном» углу широкая полка для посуды или небольшой шкафчик. На самом видном месте, на стене висела шашка. В горнице обычно было восемь окон, одно из которых выходило на крыльцо. Окна в доме завешивались ситцевыми занавесками. Зажиточные казаки делали в своих домах окна большие с закругленным верхом. Дверные и оконные косяки внутри и снаружи украшались узорами. Покрашенным стенам развешивали киоты-фотографии в рамках, картинки с птицами, цветами, нарисованными на стекле. У стены стоял сундук с вещами. Если в одно время в доме жили две семьи, то у каждой был свой сундук.

Также вещи развешивали на стенах под ситцевыми занавесками. В комнате стоял большой стол, покрытый самотканой скатертью. Почти половину избы занимала огромная русская печь. Нижняя часть печи представляла собой ящик из плах, набитый галькой и глиной, а поверх был настлан кирпичный под, из кирпича выкладывались стены и свод. Печь красили охрой, позже стали белить, для красоты по бокам выдалбливали узоры. Печь всегда была основным хозяйственным центром в доме, она грела, кормила, на ней спали зимой, на ней же сушили хлеб для помола. Внизу печи располагалось углубление для кур (шесток). Пространство вокруг печи также было подчинено хозяйственным целям: здесь стояла кадка для воды и лоханка над которой умывались. За печью около стены размещалась широкая полка 2гопчик», на которую складывали ухват, кочергу, хлебные лопаты и др.Рядом с печкой под потолком находились полати.

Пол, стены, потолки в доме, как правило, были необтесанными и небелеными. Один раз в год, к Пасхе, их тщательно вымывали и выскабливали ( скребли особыми железными скребками). Покрывать известкой стены стали намного позже. Чистый пол посыпали песком, который носили с речки. Иногда полы застилали самоткаными ковриками: ковриками и дорожками. И в кухне и в комнате были подпольницы (подполы), где хранили овощи. Из комнаты лаз выходил на улицу, на зиму его плотно закрывали.
Зимой в доме за особыми перегородками держали телят, ягнят и поросят.
КОСТЮМ.
На сегодняшний день описание казачьего костюма можно встретить лишь в этнографических источниках, в быту он практически не сохранился. На ранних этапах освоения Забайкалья одежда казаков не отличалась от одежды казаков, живших в европейской части России.

Женский костюм.
Традиционная одежда женщины – казачки состояла из парочки:
широкой юбки;
и кофточки (блузы) в обтяжку, с басками.

Юбки носили длинные, простые казачки из небогатых семей носили кофты из ситца.
Богатые казачки шили юбки из сукна, кофты чаще атласные или сатиновые. Также юбки шили из сатина, из дрели и шерсти, блузы из ситца или шелка – все в зависимости от достатка. Юбки украшались «хайбарой» (файбара). Файбара – присборенный волан, который пришивался к низу юбки. Часто на файбару нашивались две полоски из узенькой ленты или тесьмы.
Носили женщины и запон (фартук) без файбары, светлый. На него нашивались две полоски ленты.
Кофты оформлялись рюшами, воротник – стойка.

На кофте должно было быть одиннадцать пуговиц.
Характерно и обилие кружев. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки — оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую.
Большое распространение имело и женское платье (кубелек ) из фабричной ткани: юбка с длинным подолом, со сборками и кофта в талию.

Головы покрывали белыми платками, цветными полушалками, пуховыми платками из козьего и собачьего пуха. Способы завязывания платков были различные, соответственно возрастным категориям.
Замужние женщины носили две косы. Укладывали их венком на голове при помощи накосника и сверху повязывали платочком, косынкой или лентой.

Девушки волосы заплетали в косу и покрывали голову разноцветными платками и цветными яркими лентами.
Излюбленным украшением казачек были бусы (одна -две нити): из янтаря, речного жемчуга, бисера. Также в качестве украшений использовались кольца, которые имели свою символику:
- серебряное колечко на левой руке – девушка на выданье, «хваленка»;
- серебряное колечко на правой руке – просватана;
- серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке – значит суженый на службе;
- золотое кольцо на правой руке – женщина замужем;
- на левой – разведенная;
- два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова (второе кольцо –умершего или погибшего мужа).
Женщины, как и мужчины, носили сапоги, ичиги, чирки с шерстяными чулками, валенки. Лишь по праздникам надевали ботинки на каблуках. Чулки, носки, перчатки, варежки и шарфы вязали сами.
Мужской костюм.

По словам наших предков, казачья «справа» - форменная одежда, конь и оружие.
По верованиям древних одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки, никогда не носили чужую одежду и уж тем более, одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти в «волю» дарителя и потерять свою. Поэтому казак ни за что не надел бы «шубу с царского плеча».
Бытовая одежда казака традиционно состояла из кафтана, зипуна, рубахи – сорочки и шаровар, заправленных обычно в сапоги. Шаровары шили из холста, сукна. Праздничные шаровары шили из плиса и бархата. Отличительной эмблемой шаровар являются лампасы – цветные полосы, нашитые на швы с боков в три пальца шириной. Шаровары с лампасами носили не только по долгу службы, но и в быту.

Лампасы – исторически закрепленный знак принадлежности к казачьему сословию. Донские и сибирские казаки нашивали лампасы красного, уральские – малинового, оренбургские – темно-голубого, астраханские, семиреченские, забайкальские, уссурийские и амурские – желтого цветов. Забайкальские казаки считают, что цвет желтого лампаса связан с лучом золотого Даурского солнца, наливным хлебным колосом, является символом плодородия.
Рубахи были двух видов: русские и башмет. Русские заправляли в шаровары, а башмет носили на выпуск.

Головным убором служили шапка, папаха и фуражка.

Шапка всегда была больше, чем просто головной убор. Говорили: «шапка – продолжение головы»; для казака она была олицетворением чести и достоинства. Так, например, сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. Брошенная «оземь» шапка, означала, что вскоре казак в заклад ставит свою голову – «отвечает головой». Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься. За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было – потерять папаху казак мог только с головой. Папаха под влиянием казачества распространилась и у крестьян. Казаки  в Уральских, Амурских, Забайкальских, Уссурийских,  Красноярских и Иркутских частях носили папахи из черного бараньего меха, но с длинным ворсом. Фуражка была единой для всех: зеленая с желтым околышем и желтым кантом по верху, с козырьком.
Наиболее распространенной обувью являлись сапоги из различной кожи. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков: ичиги, чирки, туфли-галоши, которые одевали поверх ичигов, либо поверх толстых, чесаных носков, в которые заправляли шаровары. Богатые казаки носили сапоги, а бедные – ичиги. Иногда вместо ичигов мужчины надевали стомы – голяшка из сукна, внизу кожа. Зимой носили валенки.

Интересной особенностью являлось ношение серег казаками мужчинами.

Серьги указывали на роль и место казака в роду:
- одна серьга в левом ухе - единственный сын у матери;
- одна серьга в правом ухе - последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии; - две серьги – единственный ребенок у родителей.
Серьги играли определенную роль при несении воинской службы, командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.
Подобная казачья одежда с некоторыми изменениями сохранилась до конца 19 столетия. А на рубеже веков по покрою и наличию предметов, ее составляющих, приблизилось к армейской форме.
4. Банк идей.
В качестве объектов творческого проекта мы выбрали усадьбу и костюм казаков Забайкалья. В процессе выбора был рассмотрен ряд вариантов.
Костюм.
Изготовить женский костюм в натуральную величину.
Изготовить женский и мужской костюм в натуральную величину.
Изготовить женский и мужской костюм в уменьшенном размере (на куклы).
Вывод: Был выбран третий вариант, так как является более оптимальным и практичным. Не требуется больших затрат материалов, можно использовать различные остатки ткани и других материалов, и не займет много места, как экспонат школьного этнографического музея.
Макет жилища:
Отдельная казачья изба.
Изба с пристройками.
Казачья усадьба.
Вывод: Был выбран третий вариант, т.к. позволяет наиболее полно представить условия жизни и быта Забайкальских казаков. Предусмотрено выполнить надворные постройки - амбар, колодец и обнести все частоколом.
5.Дизайн-анализ.
Костюм казаков Забайкалья


КАК?
Ручной и машинный способ изготовления
ДЛЯ КОГО?
Для учащихся школы
ДЛЯ ЧЕГО?
Для школьного музея
СКОЛЬКО?
Малые финансовые затраты

ЧЕМ?
Инструменты
ГДЕ?
Место применения
ИЗ ЧЕГО?
Материалы

ножницыыы
Швейная машина
наперсток
Ткань (атлас, бязь, ситец, шерсть, ватин),нитки, тесьма, атласные ленты, бусины, кожа, мех

Школьный этнографический
музей

игла

Утюг
линейка


Сантиметровая лента

Усадьба казаков Забайкалья


КАК?
Ручной способ изготовления
СКОЛЬКО?
Малые финансовые затраты
ДЛЯ ЧЕГО?
Для школьного музея
ДЛЯ КОГО?
Для учащихся

ГДЕ?
Место применения

ИЗ ЧЕГО?
Материалы
ЧЕМ?
Инструменты


Школьный этнографический музей
Столярные инструменты

Древесина

Правила безопасности во время работы.
ПРИ РАБОТЕ С ИГОЛКАМИ И БУЛАВКАМИ
Шейте с наперстком.
Храните иголки и булавки в определенном месте (специальной коробочке, подушечке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите в рот.
Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.
ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ
Храните ножницы в определенном месте (коробке).
Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
Передавать друг другу кольцами вперед.
ПРИ РАБОТЕ С УТЮГОМ
Не оставляйте включенным утюг без присмотра.
Включайте и выключайте утюг сухими руками.
Ставьте утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.
Следите за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщайте учителю.
Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
Отключайте утюг только за вилку.
В помещениях с бетонными полами во время утюжки стойте на резиновом коврике.
ПРИ РАБОТЕ С БИСЕРОМ
Работать за столом при дневном свете, если недостаточно освещения использовать настольную лампу.
Свет должен падать слева или спереди.
Время непрерывных занятий – не более 30 минут.
Для бисера использовать ткань однотонной, спокойной расцветки, чтобы бисер был хорошо виден (размером 20х20 см).
Бисер хранить в небольших баночках.
ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ
Перед началом работы:
Спрятать волосы под косынку.
Проверить, не осталось ли в изделии булавок и игл.
Проверить, нет ли посторонних предметов на платформе машины.
Во время работы:
Следить за правильным положением рук, чтобы не проколоть пальцы иглой.
Не наклоняться низко к движущимся и вращающимся частям машины.
Не производить чистку и смазку машины на рабочем ходу.
По окончании работы:
Обрезать нитки ножницами.
ПРИ РУЧНЫХ СТОЛЯРНЫХ РАБОТАХ
До начала работы
1. Надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат) и головной убор (берет или косынку).
2. Проверить наличие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).3. Разложить на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. Удалить с верстака все лишнее.
Во время работы
1. Надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.
2. Пользоваться только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Использовать инструмент только по назначению.
3. Работать лучковой пилой только после того, как убедитесь, что полотно хорошо разведено и надежно закреплено в шаховках, шнур обеспечивает необходимое его натяжение.
4. Работать строгальными инструментами, имеющими исправные рожок (шерхебель, рубанок, фуганок) или вывеску (зензубель, калевка, галтель) и округлую и гладкую заднюю часть колодки. Расщепленные части стругов немедленно заменить. Ручки инструментов должны быть удобными для работы.
5. Технологические операции (пиление, отесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполнять на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски.6. Не допускать захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращать учителю инструмент общего пользования.
7. Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.
8. Очищать струги (рубанок, шерхебель, фуганок) от стружек деревянными клиньями.
9. В случае порчи инструмента во время работы немедленно заменить его.
После окончания работы
1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.
2. Проверить состояние инструментов и положить их в порядке, установленном учителем.
3. Убрать свое рабочее место, пользуясь щеткой-сметкой. Не сдувать стружку ртом и не сметать ее рукой.
4. Выходить из мастерской только с разрешения учителя.
7.Технология изготовления.
Казачья женская блузка.
Выкройка переда, спинки и рукава.

Выкройка воротника – стойки.
Выкройка баски.

Последовательность пошива блузки.
Раскроить детали блузки.
Обработать вытачки.
Обработать плечевые срезы.
Обработать кокетку блузки с одновременным втачиванием кружева.
Соединить детали воротника, вывернуть, выметать.
Вшить воротник в горловину блузки.
Выполнить складки по окату рукава.
Вшить рукава в проймы блузки.
Обработать нижние срезы рукавов кружевом.
Соединить детали баски, вывернуть, выметать, соединить с блузкой по линии талии.
Выполнить обработку застежки блузки, пришить пуговицы.
Выполнить влажно-тепловую обработку блузки.
Юбка.
выкройка юбки.

выкройка волана юбки или так называемой файбары.
Последовательность пошива юбки.
Выкроить детали юбки.
Выполнить боковой шов юбки.
Обработать нижний срез файбары кружевом, а верхний срез присборить, настрочить на волан (файбару) атласную ленту.
Соеденить детали юбки.
Обработать верхний срез юбки, вставить резинку.
Выполнить влажно-тепловую обработку юбки.
Мужской костюм.
Рубаха.

Выкройка казачьей рубахи.
Последовательность пошива рубахи.
Застёжка. Каждую планку переда сложить вдоль пополам изнаночной стороной вовнутрь и приутюжить. Внешние половинки планок притачать к продольным срезам передаю. Припуски переда надсечь в нижних уголках выреза переда наискосок. Припуски швов притачивания планок заютюжить на планки. Внутренние половинки планок подвернуть и приметать над швами притачивания планок. Планки отстрочить близко к швам. Левую планку наложить на правую и приколоть. Нижние концы планок взять вместе и притачать к переду. Припуски шва заутюжить вниз. Планки отстрочить поперёк на 1 см выше нижнего конца.
Обработать карманы и соединить с передними половинками рубахи.
Выполнить смещённые вперёд плечевые швы и отстрочить их по спинке близко к швам.
Воротник-стойка. Детали воротника сложить лицевыми сторонами и стачать внешние срезы, начав и закончив строчку точно у линии шва втачивания. Припуски шва срезать близко к строчке. Воротник вывернуть и приутюжить. Внешний воротник втачать в горловину с изнаночной стороны рубашки. Припуски шва заутюжить на воротник. Внутренний воротник подвернуть и приметать с изнаночной стороны рубашки. Воротник отстрочить с лицевой стороны по внешнему краю и вдоль шва втачивания на расстоянии 2 мм.
Рукава. Головки рукавов слегка присборить. Рукава втачать в открытые проймы. Припуски швов заутюжить на перёд и спинку. Перед и спинку отстрочить близко к швам втачивания рукавов.
С каждой стороны единой строчкой выполнить боковой шов и шов рукава. Припуск на подгибку низа рубашки подвернуть, приутюжить и отстрочить с лицевой стороны на расстоянии ок. 1 см от края.
. Цельнокроеные обтачки низа рукавов заутюжить на изнаночную сторону. Каждый рукав отстрочить на 4,5 см выше нижнего края.
Рукава гимнастёрки выполняются с манжетами. Манжеты могут быть с любым количеством пуговиц. Чтобы рука свободно проходила в рукав и манжеты не были слишком узкими, они выкраиваются с учетом индивидуальных особенностей человека. Для расчета ширины манжеты перед раскроем нужно измерить обхват кисти в самой широкой ее части (над костяшками пальцев, рука свободно опущена) и к этой мерке прибавить 4 см на застежку. У разреза рукава на расстоянии 4-6 см от того края, где будут петли, на расстоянии 2-3 см друг от друга выполняются две складки в направлении к разрезу (спереди назад), ширина складок по нижнему срезу рукава при раскрое отмечается в виде отрезков длиной по 2-3 см. Перед притачиванием манжеты к рукаву нужно приложить детали друг к другу и проверить, чтобы нижний срез рукава соответствовал ширине манжеты.
Брюки.
Последовательность пошива брюк.
Стачать боковые срезы. К боковым швам пристрочить лампасы. Стачать шаговые срезы.2. Половинки брюк вложить одну в другую, лицевой стороной к лицевой стороне. Выполнить передний средний шов выше верхней и ниже нижней метки застёжки. Выполнить задний средний шов выше линии сгиба. Оставить в шве открытым участок для вдевания резинки. Передний разрез сметать.3. Цельнокроеные обтачки застёжки разложить плоско. Левую обтачку застёжки срезать до ширины 4 см. На левой обтачке обметать две петли, не прихватывая ткань брюк. Левую переднюю половинку брюк отстрочить по разметке от верхнего среза до начала скругления, прихватывая обтачку. Правую обтачку застёжки наложить на левую переднюю половинку, у линии сгиба снова подвернуть и приутюжить. Вверху и внизу обтачку приметать. Застёжку отстрочить до конца, прихватывая припуск под застёжку.4. Цельнокроеную обтачку верхнего среза брюк отвернуть по линии сгиба на изнаночную сторону, подвернуть и настрочить. В пояс продеть резинку.5. Припуск на подгибку низа заутюжить на изнаночную сторону, подвернуть до ширины 3–4 см и пришить вручную или настрочить. Подшивать брюки можно также с использованием специальной ленты, которая предварительно пристрачивается к припуску на подгибку низа с лицевой стороны ткани (в этом случае брюки подшиваются вручную).
Папаха.

Выкройки казачьей папахи.
Последовательность пошива.
Раскроить детали папахи.
Соединить стороны прямоугольной детали.
Соединить детали папахи.
Обработать подклад, вшить его в готовую папаху.
Сапоги.
2 детали

Голяжка – 4 детали
4 детали

2 детали


Выкройки сапог.
Соединить боковые части голенища сапог.
Соединить детали верхней части сапог между собой.
Соединить голенища и верхние части сапог между собой.
Вшить подошвы.
8.Контроль качества.
Готовые изделия отвечают следующим требованиям:
Цветовое сочетание материалов гармонично.
Все элементы костюма выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
Работа оформлена в конечное изделие.
В целом изделие производит благоприятное впечатление.


9.Самооценка.
В процессе работы над проектом мы узнали много нового и интересного о жилище и костюме казаков Забайкалья. Исследовали особенности пошива костюма, изготовления усадьбы казаков. Мы получили неизгладимое впечатление и удовольствие от осуществления нашего проекта. Таким образом, мы выполнили все наши задачи и приготовили новую экспозицию для школьного этнографического музея.
10.Литература.
1. Бахметьева Е.А. Забайкалье в XVII-XVIII в.в.: Учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных школ. – Чита: 2002 г.
Карпова М.М. Казачество: история и материальная культура. –Чита, 2009
Карпова М.М.Казачество: духовная культура .-Чита, 2009
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. Книга для чтения в общеобразовательных учреждениях. М: «Русское слово» 1998 г.
А.В.Константинов.,Н.Н.Константинова.История Забайкалья (с древнейших времен до1917года).-Ч.:2002
В.С.Левашов. Сборник песен Забайкальского казачьего войска.-Чита, 2009.
Н.Смирнов.Забайкальское казачество.-М.:Вече,2008
Интернет –ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Словарь.
 БАСКА – похожий на юбку дополнительный элемент, ранее пришивающийся к мужскому жилету, позже – к женскому лифу. Несколько удлиняет одежду от талии.  Пришивалась к казачьей блузе.     
 БАШЛЫК - у большинства казаков тоже имел символический смысл. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака - завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди - следует по делу; концы, заброшенные за спину, - свободен, отдыхает. 
ЗАПОН – разновидность фартука с грудкой, был элементом казачьего костюма женщин Забайкалья.
ЗИПУН - мужская и женская верхняя одежда из домотканого коричневого, черного и темно-синего сукна
 КОЛЬЦО - мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. А серебряное кольцо на левой руке - девушка на выданье. На правой - просватана. Кольцо с бирюзой - жених служит (бирюза - камень тоски). Золотое кольцо на правой руке - замужняя, на левой - разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки - вдова (второе - кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда носили на ладанке. 
КУБЕЛЕК или КОБЕЛЕК - старинное праздничное платье Казачек; его древность датируется иногда 11-12 вв.; по рисункам Ригельмана. в XVIII в. К. это шелковое платье закрытое под шею, но без воротника, сшитое в талию и с очень расширенными книзу рукавами. На груди К. застегивался рядом пуговиц из ценных камней, по большей части, агатов. Когда Казачка поднимала руки кверху, широкие рукава выглядели как крылья мотылька и, очевидно, от этого сходства произошло название платья в его первоначальной тюркской форме, потому что словом «кобелек», «кебелек» тюркские народы называют мотылька, бабочку.
ЛАМПАС - возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету - к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности. Лампасы нашиваются на наружные боковые швы шароваров шириной в отделке 6,6 см, края лампасов загибаются внутрь и прострачиваются ниткой, соответствующей цвету лампаса по краям. 
НАГАЙКА - знак есаульца и приставов на Круге. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака. Нагайка общего казачьего образца является обязательной принадлежностью каждого казака - от генерала до простого казака (разрешается носить за голенищем сапога). Нагайка дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери спальни. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены.
СЕРЬГИ (у мужчин) - означали его роль и место в роду. Так единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии, - серьгу в правом ухе. Две серьги - единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. 
ПАРОЧКА – комплект женской казачьей одежды, состоящей из блузы и юбки.
ПОГОНЫ - неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода "на льготу". Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно. ПОСОХ - символ старости и мудрости. Все члены совета стариков сидели, опершись о посох. Посохами наделялись судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, - особо важное сообщение.
ФАЙБАРА (ХАЙБАРА) –присборенный волан юбки, который пришивался книзу.    
 ШАПКА - не всякая, специального образца. Первоначально - "клобук со шлыком", папаха, а затем фуражка - знак обладания казаком юридическим полноправием. В 19 веке функции "клобука" перешли сначала к киверу, а затем - к фуражке. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Круге казак обязан быть в шапке. Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В доме красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины. 
Выкройки одежды казаков, неиспользуемые при изготовлении костюма в проекте.
Шаровары.
Китель.

Гимнастерка.

Кубелек.

Запон.

Зипун.