Программа дополнительного образования по пионерболу (ФГОС)


   

Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа № 115»
Дополнительная образовательная программа
«Пионербол»
Руководитель: Карней Геннадий Анатольевич
                                               
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности 4
3. Тематическое планирование 6
4. Содержание программы и методические рекомендации 8
5. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности 9
6. Материально-техническое обеспечение 12
7. Список литературы 13
8. Календарно-тематическое планирование 14
1.Пояснительная записка
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности “Пионербол” предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 4 классах.
       Пионербол (по правилам волейбола) - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в школе. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся. Пионербол развивает основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки и постепенно готовит детей к более сложной  игре в волейбол.
     Круглогодичные занятия пионерболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия.
     В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических способностей.
В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость учащихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья учащихся в нашей школе, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Пионербол” для обучающихся 4 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье учащихся.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Пионербол” предназначена для учащихся 4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность 90 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.
Таблица 1
Формы проведения занятия и виды деятельности
Однонаправленные занятия Посвящены только одному из компонентов подготовки занимающихся: техникой, тактикой или физической.Комбинированные занятия Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
Целостно-игровые занятия Построены на учебной двухсторонней игре в пионербол по правилам.
Контрольные занятия Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению “Пионербол” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
2. Цели и задачи обучения, воспитания и развитиядетей по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению “Пионербол” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению “Пионербол” носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
 Цели программы:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
обеспечение прав и возможностей учащихся на удовлетворение их потребностей на занятиях физической культурой и спортом;
создание условий для занятий пионерболом по месту учебы;
проведение соревнований по пионерболу среди учащихся общеобразовательных школ;
       
 Задачи программы:
приобретение учащимися общеобразовательных школ знаний о физической культуре, понимания её значения в жизнедеятельности человека;
укрепление здоровья учащихся, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности;
формирование средствами физической культуры нравственных качеств у детей;
совершенствование у учащихся жизненно-важных умений и навыков, относящихся к физической культуре:
развитие у учащихся основных физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости;
использование факторов отбора (критерии, методы, организацию) для дальнейшей спортивной ориентации в области пионербола;
освоение учащимися простейших способов самоконтроля за физической нагрузкой;
привитие учащимся потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом.
            Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ.
Курс обучения игре в пионербол и технические приемы, которые в ней задействуются, содержат в себе большие возможности не только для формирования двигательных навыков у детей и развития их физических способностей, но и также служат примером нравственного воспитания учащихся.
Игра в пионербол развивает у школьников стремление к познанию, вырабатывает волю и характер, формирует чувство коллективизма, и способствует становлению личности. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации  и   профессиональной  деятельности  в  области   пионербола. 
Программа рассчитана на количество часов, отводимые на изучение образовательной области «Физическая культура», базисным учебным планом и системой дополнительного образования. Программа разделена по классам и реализуется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с учебным планом.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
3. Тематическое планирование

Занятия Содержание учебного материала Количество
часов
1 Инструкция по технике безопасности
Стойка игрока (исходные положения)
Подвижные игры: «Вышибалы», «Мяч вверх» Тестирование. 1
2-10 Правила игры. Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Прыжки со скакалкой. Основы знаний о физкультуре и спорте. Пионербол. 9
11-14 Прием мяча  снизу ,сверху. Подача мяча. Прыжки  со скакалкой. Пионербол. 4
15-20 Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). Опрос по правилам игры. Пионербол 6
21-28 Передача мяча сверху двумя руками  (вдоль сетки и через сетку). Пионербол. 8
29-32 Передача мяча сверху двумя руками. Подготовка к турниру. Формирование команд. Пионербол. Инструкция по технике безопасности 4
33-34 Турнир по пионерболу 2
35-38 Нижняя прямая подача. Техника атаки. Пионербол. 4
39-42 Приём мяча снизу двумя руками. Пионербол с блокированием. 4
43-46 Приём мяча сверху двумя руками. Тестирование. Пионербол. 4
47-50 Техника быстрой атаки. Пионербол. Основы знаний о физкультуре и спорту. 4
51-54 Приём мяча снизу двумя руками. Пионербол. 4
55-58 Эстафеты с мячом. Пионербол 4
59-64 Правила судейства. Пионербол. 6
65-66 Подготовка к турниру. Формирование команд. Инструкция безопасности. Тестирование. 2
67-70 Турнир по пионерболу. 4
Всего 70
4. Содержание программы и методические рекомендации
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению “Пионербол” предназначен для учащихся 4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 2 раз в неделю, 70 занятий в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке учащихся.
 Программа состоит из пяти разделов:
1.   Основы знаний о физической культуре и спорте.
2.  Техника безопасности и охраны труда на занятиях  физической культурой     и      спортом.
3.  Общая физическая подготовка.
4.  Специальная физическая подготовка.
5.  Контрольные и тестовые упражнения.
В разделе «Основы знаний о физической культуре и спорте» представлен материал, который" дает начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических требованиях при занятиях физической культурой и спортом.
Раздел «Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом» знакомит учащихся с основными правилами техники безопасности, при организации занятий физической культурой и спортом.
Раздел «Общая физическая подготовка» содержит материал, реализация которого формирует у младших школьников общую культуру движений, укрепляет их здоровье, содействует развитию и совершенствованию умений и навыков, развивает основные физические качества.
В разделе «Специальная физическая подготовка» представлен материал с рекомендациями физических упражнений игрового характера, способствующих обучения младших школьников основным техническим приемам игры в футбол. В этом разделе учитель имеет право самостоятельно подбирать игровые задания.
Раздел «Контрольные и тестовые упражнения» содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет учителю определить степень усвоения учебного материала и физическую готовность учащихся.
  Основы знаний (теоретическая часть):
-основы истории развития волейбола в России;
-сведения о строении и функциях организма человека;
-правила игры в пионербол;
-места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
-строевые упражнения;
-гимнастические упражнения;
-легкоатлетические упражнения;
-подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
-упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
-подвижные игры;
-упражнения для развития прыгучести;
-упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
-упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча.
Техника нападения (практическая часть):
-перемещения и стойки;
-действия с мячом;
-передачи мяча.
Техника защиты:
-действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Тактическая подготовка.    
Тактика нападения:                                                                                                          -индивидуальные действия;                                                                                                     -командные действия.
Тактика защиты:                                                                                                          -индивидуальные действия;                                                                                                      -командные действия.
Контрольные игры и соревнования:
теоретическая часть:                                                                                                - правила соревнований
практическая часть:                                                                                         - соревнования по подвижным играм с элементами волейбола;                                  - учебно-тренировочные игры.
5. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Обучающиеся получат возможности узнать:  
о значение пионербола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий пионерболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей(скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по пионерболу;
жесты  судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты;
Дети смогут научиться:  
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях пионерболом;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях пионерболом;
играть в волейбол с соблюдением основных правил;
Личностные результаты освоения.
           Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения спортивной игры «пионербол». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
 Метапредметные  результаты.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания игры «пинербол», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека;
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием. Величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья, показателями основных физических качеств;
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “ионербол” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
6. Материально-техническое обеспечение.
Подбор оборудования для занятий определяется задачами программой. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
        
      1. Сетка волейбольная                          1 штуки
      3. Гимнастическая стенка                     4 пролетов
      4. Гимнастические маты                       10 штуки
      5. Скакалки                                            15 штук
      6. Мячи волейбольные                          15 штук
      7. Мячи набивные (масса 1кг)              6 штук        
7. Список литературы
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (ФГОС) авторы: В.И. Лях. А.А. Зданевич. М. Просвещение. 2012.
2.   Внеурочная деятельность учащихся (ФГОС) авторы: Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М.В. Маслов. М. 2011.
3.  Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. Просвещение, 2010.
4. Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г.
5. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В.  // Спорт в школе. - 2000. - N 41-42. - С. 5,17.
6. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988.
7. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996.