Рабочая программа Летающий мяч
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Волейбол как спортивная игра появился в конце прошлого века в городе Гелиоке (США). Ее создатель - учитель физического воспитания Вильям Морган - хотел, чтобы игра не требовала сложного оборудования, имела простые правила и поэтому была бы доступной для людей любого возраста. С 1900 года волейбол распространяется в Канаде и странах Азии, а в 1914—1920 годах в Европе, в частности в Чехословакии, Польше, Латвии и других странах.
Стремясь придать волейболу спортивную направленность, игроки вырабатывают новые технические приемы подачи и перебивания мяча на сторону противника. Подача становится не только способом введения мяча в игру, но и средством нападения. Появляются верхняя прямая и верхняя боковая подачи. С введением правила трех касаний мяча игра становится более коллективной, появляются новые эффективные приемы нападения, зарождается специализация игроков и тактика игры.
К обучению игре в волейбол следует приступать с 12-13-летнего возраста. Для этого возраста характерно бурное развитие организма детей, увеличение роста, массы и силы мышц. Костно-мышечный аппарат в этом возрасте достигает относительно высокого развития, кисти рук приобретают необходимую для волейбола прочность и упругость. У девочек этот период совпадает с началом полового созревания. Их организм претерпевает морфологические и функциональные изменения, увеличивается размер таза и происходит значительная прибавка веса. Для мальчиков этого возраста характерно увеличение силы мышц конечностей (абсолютной и относительной). Наблюдается и увеличение силы сердечной мышцы, возрастает ударный объем сердца, уменьшается частота пульса.
Детский организм обладает способностью быстро настраиваться на предстоящую работу, что связано с большой подвижностью нервных процессов. Изменяется психика детей, появляется «чувство взрослости», стремление приобщиться к жизни взрослых, перенимать их манеры, подражать им в движениях.
Занятия волейболом и баскетболом вырабатывают такие ценные качества, как силу, ловкость, быстроту и выносливость. Все движения, применяемые в волейболе, носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках и метаниях, поэтому при правильном обучении учащиеся усваивают их сравнительно легко.
Рабочая программа «Летающий мяч» для обучающихся 12-17 лет разработана на основе авторской программы «Волейбол» Ю.Д. Железняк - М.: Советский спорт, 2005.
На изучение рабочей программы «Летающий мяч» отводится 210 часов в год, 6 часов в неделю (при 35 учебных неделях).
Данная рабочая программа рассчитана на 202 часа, в связи с праздничными днями (23.02.17, 24.02.17, 09.05.17), неполной рабочей недели (24.03.17).
Цель:
- формирование устойчивой мотивации на сохранение здоровья, повышение ресурсов стрессоустойчивости, возможностей саморегуляции;
- создание возможностей для физического развития и приобщения к физкультуре и спорту.
Задачи:
- образовательные – обучение технике и тактике спортивных игр, усвоение и дальнейшее применение знаний в соревнованиях.
- развивающие – развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости, координационных способностей.
- воспитательные - воспитание у детей личностных качеств (толерантности, коммуникативности, морально-волевых качеств, дисциплины, чувства товарищества.Содержание учебного курса «Летающий мяч» 2 год обучения
Вводное занятие (2 часа)
ТБ на занятиях волейбола. Меры предупреждения повреждений и травм. Гигиена тела. Ознакомление с правилами игры в волейбол.
Совершенствование перемещений, исходных положений (8 часов)
Стойки и перемещения необходимы для овладения техникой и тактикой спортивными играми.
Совершенствование техники передач мяча (40 часов)
Решающим условием в овладении техникой передачи мяча сверху является выход и правильное положение рук на мяче. При объяснении детям верхней передачи внимание сосредоточивают на правильной стойке волейболиста и положении рук для передачи. Подводящие упражнения направляют на то, чтобы занимающиеся правильно располагали пальцы и кисти рук на мяче в положении, когда мяч у лица. Это способствует созданию представления о положении рук во время передачи.
Совершенствование подач (18 часов)
Подачу разучивают в упрощенных, специально созданных условиях, где занимающиеся овладевают правильной структурой выполнения изучаемого способа подачи. Затем подачу разучивают в усложненных условиях, близких к игровым, где занимающиеся готовятся к свободному выполнению подач в игре. И, наконец, изучаемый способ закрепляется в игре. Целесообразно обучение подачам сочетать с совершенствованием передачу после первых успехов в овладении нижними подачами их совершенствуют, сочетая с верхними передачами, а верхние подачи — с нижними передачами.
Совершенствование техники нападающего удара (44 часов)
В современном волейболе нападающий удар становится одним из решающих элементов игры большинства команд.Самым зрелищным моментом любого волейбольного матча является атака. Именно в процессе атакующих действий команды получают 50-70% результативных очков. Вся команда стремится создать момент для удачного исполнения этого эффектного элемента. Игрок, владея техникой исполнения таких ударов, может придать ускорение мячу до 130 км/ч! Поэтому понимание и применение принципов правильной техники нападающего удара является одним из приоритетных для волейболиста.
Совершенствование блокирования (10 часов)
Блок – это наиболее действенное средство нейтрализации нападающих ударов соперника. Блокирование является основным оружием обороны.
Индивидуальное и групповое блокирование по характеру тактических защитных действий подразделяется на зонное и ловящее. Первый вид блокирования предпочтителен для команд, имеющих рослых игроков, отличающихся хорошей прыгучестью, способных обеспечить равновысокий и плотный блок; второй применяют игроки с высокой индивидуальной техникой блокирования – этот блок должен быть плотным и ставиться точно против направления удара.
Тактика игры в волейбол (24 часа)
Тактика защитных действий состоит из четкого взаимодействия игроков передней линии (блокирование и страховка), игроков задней линии между собой и, наконец, взаимодействия игроков задней и передней линий.
Существуют две основные игры в защите: углом вперед, когда игрок зоны 6 осуществляет страховку в зоне нападения, и углом назад, когда игрок зоны 6 находится сзади, у лицевой линии. Начинающие волейболисты осваивают в первую очередь систему игры в защите углом вперед и лишь на последующих этапах, при многолетней тренировке, переходят к системе игры углом назад.
Тактика игры в баскетбол (24 часа)
Существование столь тесной и взаимообусловленной связи между техникой и тактикой игры в баскетбол позволило при характеристике индивидуальной активности игроков ввести специальное понятие — технико-тактическое действие. Оно рассматривается как структурный элемент игровой деятельности отдельных игроков.Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как тактическое взаимодействие.
Обучение тактике игры начинают по мере овладения занимающимися техникой нападения и защиты.
Совершенствование бросков мяча в корзину, дриблинг (30 часов)
Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно лишь в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения.
В непосредственной близости от корзины атаки становятся все более затруднительными, поэтому увеличилась зона действий центрового игрока. Благодаря высокой точности прицельных бросков эффективными стали атаки со средних и дальних дистанций.
Высокие требования предъявляются к технической подготовке игроков: приемы, сочетаемые с отвлекающими действиями, выполняются на большой скорости. Основное значение приобретают скрытые передачи, броски, выполняемые в движении с прыжком толчком двумя ногами, борьба за отскочивший мяч от щита или корзины, разнообразное ведение без зрительного контроля.
Итоговое занятие (2 часа)
Проверка техники выполнения волейбольных приемов. Игра.Календарно-тематический план 2 года обучения
№ заня-тияДата проведения занятия Содержание
(тема занятия) Кол.
час. При-
меча-
ниеПо плану По факту I четверть
1 01.09.16 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Подвижные игры 2 2 02.09.16 Совершенствование стоек и перемещений. Подвижные игры 2 3 06.09.16 Совершенствование стоек и перемещений. Лапта 2 4 08.09.16 Верхняя передача мяча. Двухсторонняя игра 2 5 09.09.16 Имитация верхней передачи и приема снизу. Лапта 2 6 13.09.16 Нападающий удар - приему снизу (в парах). Игры 2 7 15.09.16 Верхняя передача у стены. 2 передача мяча. Волейбол 2 8 16.09.16 Передачи после ускорений. Лапта 2 9 20.09.16 Имитация нападающего удара (разбег, шаги). Игры 2 10 22.09.16 Нападающий удар через сетку – блокирование. Игры 2 11 23.09.16 Передачи в парах. Двухсторонняя игра 2 12 27.09.16 Подачи по номерам. Прием подач. Учебная игра 2 13 29.09.16 Ознакомление с нападающим ударом с первой передачи 2 14 30.09.16 Нападающий удар – прием снизу. Игра по заданию 2 15 04.10.16 Верхняя прямая подача. Эстафеты. Волейбол. 2 16 06.10.16 Обучение функциям игрока «либеро». Волейбол 2 17 07.10.16 Верхняя передача. Нижняя передача мяча. Игры 2 18 11.10.16 Нападающий удар с высоких передач. Волейбол 2 19 13.10.16 Нижняя передача мяча у стены. Верхняя передача. Игры 2 20 14.10.16 Нападающий удар со средних передач. Учебная игра 2 21 18.10.16 Подачи через сетку по номерам. Учебная игра 2 22 20.10.16 Обучение функциям связующего игрока. Волейбол 2 23 21.10.16 Обучение подачам на «слабого» игрока. Игра. 2 24 25.10.16 Передачи в парах, тройках. Челночный бег. Баскетбол 2 25 27.10.16 Нападающий удар с низких передач. Игра в волейбол 2 26 28.10.16 Подачи – прием. Волейбол 2 Итого за I четверть: 52 часа
II четверть
27 08.11.16 Розыгрыш атакующих комбинаций. Учебная игра 2 28 10.11.16 Подачи. Перемещения после подачи. Игра 2 29 11.11.16 Имитация нападающего удара. Двухсторонняя игра 2 30 15.11.16 Передачи в тройках со связующим. Учебная игра 2 31 17.11.16 Верхняя передача, прием у стены. Подвижные игры 2 32 18.11.16 Нападающий удар в парах. Учебная игра по заданию 2 33 22.11.16 Совершенствование стоек и передвижений игрока 2 34 24.11.16 Броски в корзину с близкой дистанции. Игра 2 35 25.11.16 Броски в корзину средней дистанции. Игра 2 36 29.11.16 Дриблинг. Обводка соперника. Баскетбол 2 37 01.12.16 Броски с дальней дистанции. Баскетбол 2 38 02.12.16 Совершенствование скрытой передачи мяча. Баскетбол 2 39 06.12.16 Броски со средней дистанции. Игры. Баскетбол 2 40 08.12.16 Совершенствование зонной защиты (3+2). Игра 2 41 09.12.16 Тактика игры в нападении. Двухсторонняя игра 2 42 13.12.16 Совершенствование зонной защиты (2+3). Игра 2 43 15.12.16 Тактика игры в защите. Расстановка игроков. Игра 2 44 16.12.16 Совершенствование бросков в корзину. Игра 2 45 20.12.16 Обводка стоек и бросок в корзину в два шага. 2 46 22.12.16 Быстрый прорыв (2х1). Игра «Салки» с ведением мяча 2 47 23.12.16 Быстрый прорыв (3х1). Двухсторонняя игра 2 48 27.12.16 Штрафной бросок (10 раз). Баскетбол 2 Итого за II четверть: 44 часа
III четверть
49 10.01.17 Передвижения игрока без мяча. Игра 2 50 12.01.17 Быстрый прорыв. Баскетбол 2 51 13.01.17 Постановка заслона. Учебная игра 2 52 17.01.17 Индивидуальные действия в нападении. 2 53 19.01.17 Групповые взаимодействия. Учебная игра 2 54 20.01.17 Позиционное нападение. 2 55 24.01.17 Взаимодействие в тройках (треугольник). Игра 2 56 26.01.17 «Баскетбол двумя мячами». 2 57 27.01.17 Броски в корзину. Двухсторонняя игра 2 58 31.01.17 "Малая восьмерка". Игра 2 59 02.02.17 Нападающий удар по номерам. Двухсторонняя игра. 2 60 03.02.17 Подстраховка игроков. Подвижные игры. 2 61 07.02.17 Выход связующего по номерам при своей подаче. Игра 2 62 09.02.17 Нападающий удар – прием с «доводкой». Игры. 2 63 10.02.17 Выход связующего по номерам при чужой подаче. Игры 2 64 14.02.17 Верхние передачи и прием мяча от передачи и удара. 2 65 16.02.17 Выход связующего по номерам при своей подаче. Игра 2 66 17.02.17 Нападающий удар из 4 номера (прострел). Игра. 2 67 21.02.17 Выход связующего по номерам при чужой подаче. Игры 2 68 28.02.17 Нападающий удар из 3 номера (метр, взлет). Игра. 2 69 02.03.17 Передача в прыжке и отбивание мяча кулаком над сеткой. Учебная игра 2 70 03.03.17 Совершенствование навыков нападающих ударов. Игра 2 71 07.03.17 Совершенствование навыков приема мяча от верхней прямой подачи. Учебная игра по заданию 2 72 09.03.17 Совершенствование навыков нападающих ударов. Игра 2 73 10.03.17 Расстановка игроков. Защитные действия. Игра 2 74 14.03.17 Нападающий удар со средних и низких передач. Игры 2 75 16.03.17 Обучение верхней передаче мяча назад, за голову. Игры 2 76 17.03.17 Нападающий удар – одиночное блокирование. Волейбол 2 77 21.03.17 Обучение верхней передаче мяча назад, за голову. Игры 2 78 23.03.17 Передача в прыжке и отбивание мяча кулаком над сеткой 2 Итого за III четверть: 60 часов
IV четверть
79 04.04.17 Тактика игры в защите. Челночный бег. Игра. 2 80 06.04.17 Нападающий удар - Групповое блокирование. Игра 2 81 07.04.17 Тактика игры в нападении. Двухсторонняя игра 2 82 11.04.17 2 передача поворот пасующего плечом к сетке. Игра. 2 83 13.04.17 Тактика игры в защите. Челночный бег. Игра. 2 84 14.04.17 Тактика игры в нападении. Двухсторонняя игра 2 85 18.04.17 - Нападающий удар – прием в парах. Баскетбол. 2 86 20.04.17 Розыгрыш комбинаций. Игра по заданию. 2 87 21.04.17 Изучение тактических действий в нападении. 2 88 25.04.17 Нападающий удар – блокирование. Игра. 2 89 27.04.17 Розыгрыш комбинаций. Игра по заданию. 2 90 28.04.17 Изучение тактических действий в нападении. 2 91 02.05.17 Нападающий удар со второй линии. Баскетбол 2 92 04.05.17 Розыгрыш комбинаций после приема подачи. Игры 2 93 05.05.17 2 передача после приема подачи. Двухсторонняя игра. 2 94 11.05.17 Розыгрыш комбинаций после приема подачи. Игры 2 95 12.05.17 Нападающий удар из 2 номера по номерам. Игра 2 96 16.05.17 Розыгрыш комбинаций после приема подачи. Игры 2 97 18.05.17 Блокирование. Волейбол 2 98 19.05.17 Нападающий удар из 2 номера по номерам. Игра 2 99 23.05.17 Подачи по номерам - прием. Двухсторонняя игра. 2 100 25.05.17 Блокирование. Волейбол 2 101 26.05.17 Итоговое занятие. Правила игры в волейбол. Учебная игра 2 Итого за IV четверть: 46 часов
Итого за 2016-2017 учебный год: 202 часа
Количество часов в неделю - 6 часов (3 занятия по 2 часа)
Количество часов в 1 полугодии - 96
Количество часов во 2 полугодии - 106
Список литературы:
Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М., 1991.
А.В.Беляев. Некоторые аспекты тренировки волейбольного «либеро». – М., «Всеросийская федерация волейбола» 2004.
А.В.Беляев. Прыжковая подготовка квалифицированных волейболистов. – М., «Всеросийская федерация волейбола» 2004.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. – М., АСТ – ЛТД, 1997.
Волейбол. Под ред. Ю.М.Клещева и А.Г.Айриянца. – М.: «Физкультура и спорт», 1985.
Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2000.
Голомазов В.А. Волейбол в школе. – М., Просвещение, 1976.
Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2001.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист. – М., Физкультура и спорт, 1988.
Железняк Ю.Д. Спортивные игры. – М., Физкультура и спорт, 2003.
Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. – М.: Физкультура и спорт, 1970.
А.А.Иванов. Волейбол для юных. «Спорт в школе», 1997.
Кляйн, Ганс. Внимание и спорт. – М., 1996.
Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. – М.: Просвещение, 2013.
Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол. – М.: Просвещение, 2013.
Лях В.И. Физическое воспитание. М, Просвещение, 2001.
Матвеев А.П. Физическая культура 1-11 классы. – М.: Дрофа, 2002.
Матвеев А.П., Малыхина М.В. Физкультура в школе. – М., Дрофа 2003.
Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры. – М., 2003.
Официальные правила по волейболу. Всероссийская федерация волейбола, 2004.
Петленко В.П. Валеология человека: Здоровье – Любовь – Красота: В 5 т. СПб., 1996. Т.1.
Смирнов Ю.И. Спортивная метрология. – М., 2000.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001.
Талага Е. Энциклопедия физических упражнений. – М., ФИС, 1998.
Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка (5-7 класс). СПб., 1997.
Тверская С.С., Утешинский Д.Д. Здоровье человека: Учебное пособие для дифференцированного обучения учащихся 9-11 классов средней школы. М., 1992.
И.К.Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. – С.-Петербург, 1992.
Холодов Ж.К. Теория физического воспитания и спорта. – М., 2000.