Банковское дело. Тема 7. ОПЕРАЦИИ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ
Тема 7. ОПЕРАЦИИ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ1. История развития пластиковых карт
Пластиковая карточка, как средство безналичных расчетов впервые появилась в США на рубеже 50-х годов. В 1950 г. компания «Дайнерс клаб» ввела в обращение платежные карточки, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агентствах. Впоследствии они начали называться карточками туризма и развлечений.
В 1958 г. аналогичную карточку предложила компания «Америкен экспресс». К 1957 г. в США было уже 26 банков-эмитентов банковских карточек, в программах которых участвовало 754 тыс. держателей карточек и около 11 тыс. торговцев. Объем платежей составлял 400 млн. долл. в год.
На первом этапе развития банки рассматривали карточки как дополнительную услугу клиентам и не видели тех огромных потенциальных возможностей, которые открывали карточки в сфере расчетов и кредитования.
Первой массовой кредитной карточкой, предоставлявшей возможность продленного кредита, была выпущенная в 1958 г. банком «Бэнк оф Америкард» (Bank Americard), ныне «Виза» (Visa). Объем операций с «Бэнк Америкард» возрос в 1961-1967 гг. с 75 до 335 млн. долларов, количество держателей карточки – с 1 до 2,7 млн. человек, число участвующих в программе торговцев – с 35 до 83 тыс.
В 1966 г. «Бэнк оф Америка» учредил отдельную организацию – «Бэнк Америкард сервисиз корпорейшн», в которой сосредоточились все операции с карточками «Бэнк Америкард». Но самым важным было то, что новая компания начала продавать лицензии на выпуск карточек другим банкам, что дало возможность тысячам мелких банков приобщиться к карточному бизнесу. Они получали ноу-хау и необходимые технические средства, но вынуждены были поставить свои карточные операции под жесткий контроль «Бэнк Америкард сервисиз корпорейшн», которая устанавливала стандарты и определяла правила обращения с карточками. К 1970 г. уже 3300 банков стали участниками новой системы. К ней примкнули и некоторые крупные зарубежные банки, например «Барклайс бэнк» (Великобритания).
Сегодня уже более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте. Именно они в большинстве случаев выступают ключевым элементом электронных банковских систем.
Карты международных систем появились в СССР еще в 1969 году. В Советском Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства. Именно в 1969 году было подписано первое соглашение с компанией Дайнерс Клаб. В 1974 году на советском рынке появилась «Америкэн Экспресс», в 1975 году – «Виза» (тогда - «Бэнк Америкард») и Еврокард, в 1976 – японская «Джей-Си-Би». С советской стороны все эти соглашения подписывались АО «Интурист», которое и организовывало расчеты по пластиковым карточкам в валютных магазинах «Березка» и гостиницах.
Первым советским эмитентом международных карточек был Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 году «золотые» карточки «Еврокард». Однако их было выпущено очень ограниченное количество и предназначались они для узкого круга лиц. Поэтому правильней считать, что первым российским коммерческим банком, выпустившим собственную карточку «Виза», стал Кредобанк. Это произошло осенью 1991 года. Кредобанк также вступил и в ассоциацию «Еврокард/Мастеркард», но эмитировать эти карточки наряду с «Визой» он так и не начал, объясняя это запретом со стороны ассоциации «Еврокард/Мастеркард» (впоследствии «Европей»). В октябре 1992 года объявил об эмиссии карточек обеих систем Мост-банк. За ним последовал Мосбизнесбанк, выпустивший «Визу». После этого в дело вступил Элбимбанк, начавший выпускать золотые карточки «Еврокард/Мастеркард».
Параллельно шло и расширение сети обслуживания международных карточек, в основном с точки зрения расширения пунктов выдачи наличной валюты, поскольку только этот вид услуг тогда был разрешен российским коммерческим банкам.
Наряду с рынком международных карточек, в России зародился и рынок российских карточек. Сегодня уже созданы и действуют чисто российские межбанковские платежные системы, основанные на пластиковых карточках. Первой была основана СТБ Карт на базе банка «Столичный».
Крупнейшие российские банки ведут свою деятельность по предоставлению карточек в трех направлениях:
1. Работа с международными расчетными системами в качестве принципиальных членов или же партнеров последних. Первым начал работу в этой области Кредобанк, вступивший в VISA в 1990г.
2. Выпуск пластиковых карточек российских систем: STB, Union Card (учредители – Автобанк, Инкомбанк, Мосбизнесбанк, Элексбанк). Сегодня выпуском этих карт занимаются Альфа-Банк, Газпромбанк, Связь-Банк, Банк Москвы и др.
3.Предоставление клиентам собственных карточек со своим логотипом и полным обслуживанием (Райфайзенбанк, Возрождение и др.).
Многие банки предпочитают диверсифицировать свою деятельность и сочетают выпуск международных карточек с членством в российских платежных системах. Карточки международных платежных систем имеют пока неоспоримое преимущество перед российскими, так как их принимают по всему миру. Несомненно, что в России такие карточки имеют устойчивых потребителей среди организаций и граждан, часто выезжающих за границу.
Карточки российских систем работают пока лишь в пределах страны.
2. Виды пластиковых карт
Существует много признаков, по которым можно классифицировать карты.
По материалу, из которого они изготовлены:
бумажные (картонные);
пластиковые;
металлические.
В настоящее время повсеместное распространение получили пластиковые карты.
По общему назначению:
идентификационные;
информационные;
для финансовых операций.
Это разделение не является взаимоисключающим. Например, компания может выдать каждому своему сотруднику карту, которая:
- является пропуском, разрешающим проход в определенные зоны предприятия - идентификационная функция;
- на той же карте может быть записана в кодированном виде какая-либо важная информация о держателе карты - информационная функция;
- кроме того, такая карта может использоваться еще для расчетов в столовых и магазинах данной компании - расчетная функция.
На основании механизма расчетов:
двусторонние системы – возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т. д.);
многосторонние системы – предоставляют владельцам карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а также компании, выпускающие карты туризма и развлечений (например, American Ехрress).
По виду проводимых расчетов:
- кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд. Владельцу кредитной карточки открывается специальный карточный счет и устанавливается лимит кредитования по ссудному счету на весь срок действия карты и разовый лимит на сумму одной покупки, в пределах разового лимита оплата покупки может производиться без авторизации;
- дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для оплаты товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете.
Некоторые авторы выделяют в особую категорию платежные карты как разновидность кредитных карт. Отличие стоит в том, что общая сумма долга при использовании платежной карты должна погашаться полностью в течение определенного времени после получения выписки без права продления кредита.
По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:
обычные карты;
серебряные карты;
золотые карты.
Обычные карты предназначены для рядового клиента (Visa Classic, Eurocard/MasterCard Mass (Standard).
Серебряная карта (Silver, Business) называется бизнес-картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.
Золотая карта (Gold) предназначена для наиболее состоятельных богатых клиентов.
В системах VISA и Europay есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: Visa Elektron, Cirrus/Maestro. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карточки кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.
По характеру использования:
- индивидуальная карта, выдаваемая отдельным клиентам банка, может быть «стандартной» или «золотой»;
- семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету;
- корпоративная карта выдается юридическому лицу, на основе этой карты могут выдаваться индивидуальные карты избранным лицам (руководителям, главному бухгалтеру или ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, «привязанные» к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету имеет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карт.
По принадлежности к учреждению-эмитенту:
банковские карты, эмитент которых - банк или консорциум банков;
коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм;
карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью непосредственно является эмиссия пластиковых карт и создание инфраструктуры по их обслуживанию.
По сфере использования:
универсальные карты - служат для оплаты любых товаров и услуг;
частные коммерческие карты - служат для оплаты какой-либо определенной услуги (например, карты гостиничных сетей, автозаправочных станций, супермаркетов).
По территориальной принадлежности:
- международные, действующие в большинстве стран;
- национальные, действующие в пределах какого-либо государства;
- локальные, используемые на части территории государства;
- карты, действующие в одном конкретном учреждении.
По времени использования:
- ограниченные каким-либо временным промежутком (иногда с правом пролонгации);
- неограниченные (бессрочные).
По способу записи информации на карту:
графическая запись;
эмбоссирование;
штрих-кодирование;
кодирование на магнитной полосе;
чип;
лазерная запись (оптические карты).
Самой ранней и простой формой записи информации на карту было и остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация об ее эмитенте. Позднее на универсальных банковских картах был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).
Эмбоссирование - нанесение данных на карточке в виде рельефных знаков. Это позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты картой, делая оттиск на ней слипа. Информация, эмбоссированная на карте, моментально переносится на слип. Способ переноса эмбоссированной на карте информации - механическое давление. Эмбоссирование не вытеснило полностью графическое изображение.
Штрих-кодирование - запись информации на карту с помощью штрих-кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получила. Карточки со штрих-кодами, подобными тем, которые наносятся на товары, довольно популярны в специальных карточных программах, где не требуются расчеты. Это связано с относительно низкой стоимостью таких карточек и считывающего оборудования. При этом для лучшей защиты штрих-коды покрываются непрозрачным для невооруженного глаза слоем и считываются в инфракрасном свете.
Магнитные карты имеют тот же самый вид, что и обыкновенные пластиковые карты, только на обратной стороне карты имеется магнитная полоса, а также возможны фотография держателя и образец его подписи. Способы записи и чтения аналогичны способам, используемым в бытовом магнитофоне. Магнитная полоса может хранить около 100 байт информации, которая считывается специальным считывающим устройством. Информация, нанесенная на магнитной полосе, имеет идентификационный характер, а стоимостные показатели отсутствуют.
На лицевой стороне карточки указываются: имя держателя; номер его банковской карты; шифр его отделения банка; наименование банка; символы электронной системы платежей, в которой используются карточки данного вида; голограмма – фирменный знак платежной системы (чтобы сделать внешний вид карты более привлекательным и защитить от подделки); срок пользования карточкой (от полугода до двух лет).
3. Операции с пластиковыми картамиПластиковые карты (ПК) выполняют функции одновременно депозитного, расчетного, кассового и кредитного инструмента.
К операциям с банковскими картами относятся:
эмиссия банковских карт;
эквайринг;
распространение платежных карт;
расчеты по операциям с использованием платежных карт.
Эмиссия банковских карт – деятельность по выпуску банковских карт, открытию счетов и расчетно-кассовому обслуживанию клиентов при совершении операций с использованием выданных им банковских карт.
Эмитенты – организации, осуществляющие выдачу на территории РФ банковских карт, ими являются банки.
В рамках эмиссии банк осуществляет следующие функции:
- выпуск банковских карт (кодирование и запись персональных данных владельца карты, эмбоссирование, передача карты клиенту, возобновление карты);
- заключение договоров банковского счета, кредитных договоров, договоров, предусматривающих совершение операций с использованием предоплаченных карт) с клиентами;
- открытие и ведение банковских счетов клиентов для осуществления операций с использованием банковских карт, ссудных счетов;
- прием денежных средств клиентов и зачисление на банковский счет для осуществления операций с использованием банковских карт;
- анализ кредитоспособности клиента (оценка финансового состояния, определение кредитного лимита);
- выдача кредитов по кредитным картам;
- авторизация (предоставление разрешения на совершение операции с использованием банковских карт);
- получение и оплата комиссий за совершение операций, обмен информацией;
- подготовка и передача клиенту выписки по банковскому счету, открытому для совершения операций с использованием банковских карт;
- бухгалтерский учет операций с использованием банковских карт;
- контроль превышения кредитного лимита, взыскание просроченной задолженности;
- работа с клиентами (ответы на запросы, рассмотрение жалоб);
- обеспечение безопасности, контроль над мошенничеством (подготовка отчетов по украденным и подделанным карточкам, блокирование счетов);
- маркетинг (поиск новых клиентов, реклама, программы активизации операций по карточным счетам).
Банк осуществляет эмиссию банковских карт следующих видов:
- расчетных карт;
- кредитных карт;
- предоплаченных карт.
Расчетная карта предназначена для совершения операций ее держателем в пределах установленного банком расходного лимита, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого Банком клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт).
Кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных банком клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются банком от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к банку по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств.
Банк осуществляет эмиссию:
- расчетных карт и кредитных карт – для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- расчетных карт и кредитных карт – для совершения операций, связанных с собственной хозяйственной деятельностью банка;
- предоплаченных карт – для физических лиц.
Клиент – физическое лицо может осуществлять с использованием платежных карт банка следующие операции:
получение наличных денежных средств в валюте РФ или иностранной валюте на территории РФ;
получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами РФ;
оплату товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в валюте РФ на территории РФ, а также в иностранной валюте – за пределами территории РФ;
иные операции в валюте РФ, в отношении которых законодательством РФ не установлен запрет (ограничение) на их совершение;
иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства РФ.
Клиент – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель с использованием платежных карт банка может осуществлять следующие операции:
- получение наличных денежных средств в валюте РФ для осуществления на территории РФ в соответствии с порядком, установленным Банком России, расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов;
- оплату расходов в валюте РФ, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов, на территории РФ;
- иные операции в валюте РФ на территории РФ, в отношении которых законодательством РФ, в том числе нормативными актами Банка России, не установлен запрет (ограничение) на их совершение;
- получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории РФ для оплаты командировочных и представительских расходов;
- оплата командировочных и представительских расходов в иностранной валюте за пределами территории РФ;
- иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства РФ.
Эквайринг – это:
1) расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт;
2) выдача наличных денежных средств держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций.
В рамках эквайринга банк осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания платежных карт:
- обработку запросов на авторизацию;
- процессинг торговых счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям с платежными картами;
- перечисление на банковские счета организаций торговли (услуг) средств за товары и услуги, предоставленные по платежным картам;
- распространение стоп-листов (перечней платежных карт, операции по которым по тем или иным причинам на данный момент приостановлены);
- рассмотрение заявок торговых организаций на присоединение к системе расчетов; анализ кредитоспособности новых и уже находящихся на обслуживании торговых организаций; проверку организаций, подозреваемых в мошенничестве;
- маркетинг, помощь торговым организациям в приобретении оборудования для обслуживания платежных карт.
Платежная система (ПС) – совокупность нормативных, договорных, финансовых и информационно-технических средств, а также решений участников (банков, компаний), которые регламентируют свои взаимоотношения относительно порядка использования платежных карт. ПС должна объединять не менее двух банков-эмитентов.
Клиент, придя в пункт обслуживания (магазин или отделение банка) и предъявив карточку, получает товар или услугу в обмен на квитанцию, называемую слипом (от англ. Slip – бланк, регистрационная карточка, расписка). На слипе фиксируется номер карточки, код и координаты пункта обслуживания, сумма товара (услуги), дата операции, после чего слип подписывается как держателем карточки, так и продавцом (кассиром). Держатель карточки ставит свою подпись под заявлением, выполненным на слипе типографским способом, смысл которого заключается в том, что он обязуется уплатить указанную сумму с помощью банка-эмитента.
Пункт обслуживания представляет слип эмитенту и на его основании получает денежное возмещение в безналичной форме. Эмитент выставляет счет держателю карточки и кредитует его, впоследствии получая от него оплату. Во многих платежных схемах эмитент автоматически взимает сумму операции со счета держателя карточки на основании его предварительного поручения. Такое предварительное поручение или разрешение обычно вносится в договор, заключаемый между эмитентом и клиентом при выдаче последнему карточки.
Эмитент обычно вводит процедуру авторизации. Авторизация – разрешение, которое должен получить у организации-эмитента сотрудник пункта обслуживания во время оформления операции. Авторизационный запрос обычно включает номер карточки, срок ее действия и сумму операции, а также иногда некоторую другую информацию, связанную с обеспечением безопасности операции. Практически всегда авторизационный центр лишь подтверждает возможность или невозможность оплаты запрошенной суммы данной карточкой. По тем же соображениям безопасности и тайны вклада в авторизационном запросе не фигурирует имя держателя карточки и его остаток на счете.
Таким образом, в развитую платежную систему входят:
банки-эмитенты карт;
банки-эквайреры – «владельцы коммерческой сети», работающие с магазинами;
магазины и другие сервисные точки;
расчетные банки;
центральная и связанные с ней региональные компании, обрабатывающие операции (процессинговые компании).
При формировании крупной платежной системы, имеют место следующие информационные и денежные потоки (рис.7.1).
Рис. 7.1. Схема взаимоотношений между участниками платежной системы
Процессинговый центр – это юридическое лицо или его структурное подразделение, осуществляющее сбор, обработку и рассылку участникам расчетов – кредитным организациям информации по операциям с платежными картами.
Держатель карточки получает от магазина покупку в кредит, поскольку не передает в кассу непосредственно наличные деньги в момент получения товара. Магазин, представив слип, получает от своего банка денежное возмещение покупки. Банк магазина непосредственно или через расчетный банк платежной системы получает эту же сумму от банка-эмитента данной карточки. Банк-эмитент получает деньги с клиента путем их списания с его счета.
Банк также осуществляет распространение платежных карт других эмитентов. При этом он может оказывать держателям указанных карт следующие виды услуг:
- переводы денежных средств по поручению держателей карт в пользу эмитента по операциям, совершенным с использованием платежных карт;
- консультационные услуги при заключении договоров банковского счета с организацией-эмитентом;
- другие консультационные и информационные услуги.
Банк может являться расчетным агентом платежной системы. Банк осуществляет взаимные расчеты между кредитными организациями – членами платежной системы (эмитентами, эквайрерами). Для осуществления расчетов банк открывает корреспондентские счета кредитным организациям – членам платежной системы.