Внеклассное мероприятие Военно-спортивная игра Зарница
Пояснительная записка
На сегодняшний день к одному из приоритетных направлений государственной политики отнесено здоровье населения в целом и особенно подрастающего поколения. Задачи оздоровления детей решаются, прежде всего, в процессе обучения.
Для обеспечения нормального роста и развития каждому ребёнку требуется ежедневная двигательная активность. Ежедневные систематические упражнения оптимизируют жизнеспособность. Такие дети будут иметь меньше жировых отложений, сильную и более эластичную мышечную систему и достаточную функциональную подготовку. Однако в современном обществе дети и подростки всё больше сталкиваются с ограниченными двигательными возможностями.
Игра – это необходимый вид деятельности детского коллектива, в процессе которого накапливается жизненный опыт, углубляются знания и навыки. В основе «Зарницы» заложен целый комплекс игровых моментов: от создания отрядов и выборов командиров до «военных операций» на местности, от изготовления формы «бойцов» до занятий по овладению простейшими военными и спортивными знаниями, умениями и навыками.
ЗАРНИЦА – это военно-спортивный праздник, который дает детям бурю эмоций в реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке, наглядное представление имитации боевых действий, совершенствование военно-патриотической и спортивной работы в школе. В ходе игры школьники 5-8 классов делятся на команды и соревнуются в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами, учащиеся 11 классов помогают педагогическому составу в проведении мероприятия. С помощью игры учащиеся получают возможность проявить себя, быть организованным коллективом, получить полезные навыки в принятии правильного решения в экстремальных ситуациях, уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Мальчишки и девчонки познают через «Зарницу» основы армейских наук, радость заботы о ветеранах войны и труда, приобщаются к спорту. Игра прочно вошла в жизнь нашей школы, и способствует организационному укреплению коллектива, развитию активности школьников.
Данное мероприятие направлено на достижение не только физического, но и психического здоровья школьников. Ведь известно, что активное движение благотворно влияет на все функции организма. А если это движение сопровождается положительными эмоциями, яркими и красочными впечатлениями, чувством сотрудничества, как с одноклассниками, так и с педагогами – оно полезнее вдвойне.
Проведение таких военно-спортивных массовых игр как "Зарница" очень интересное и трудное дело, требующее большой предварительной подготовки. Для успешной подготовки и проведения игры, необходимо составить план, включающий следующие вопросы:
Подготовка и издание приказа о проведении военно-спортивной игры "Зарница".
Создание штаба по подготовке и проведению военно-спортивной игры "Зарница" с определением функций каждого члена штаба.
Разработка и утверждение Положения о военно-спортивной игре "Зарница".
Оформление наглядной агитации (изготовление афиш, плакатов, информационного стенда).
Формирование батальонов из учащихся 5-8 классов, с назначением командиров, инструкторов из числа учащихся 11 классов.
Организация медицинского обслуживания участников игры и зрителей (привлечение медработников).
Подготовка материально-технической базы для проведения игры.
Предпринять необходимые меры по поддержанию общественного порядка в ходе проведения игры, назначить дежурных.
Проведение инструктажа по ТБ всех участников игры (за один день до срока проведения).
Обеспечить фотографирование наиболее интересных моментов игры.
Протоколировать итоги состязаний (члены штаба).
Награждение победителей.
Военно-спортивная игра «Зарница» (комбинированная игра) проводится в три этапа:
- конкурс «Смотр строя и песни»;
- соревнования и эстафеты на свежем воздухе;
- «Зарница»
Цели:
1. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Популяризация военно-спортивных видов спорта.
3. Подготовка юношей к службе в рядах Вооруженных сил и привлечение их к систематическим занятиям спортом.
4. Развивать физические качества ловкость, выносливость, развивать логическое мышление.
Задачи:
1.В занимательной игровой форме провести контроль умений учащихся по физической культуре.
2.Обеспечить разнообразие деятельности детей: физической, творческой, интеллектуальной.
3.Создать возможность для разновозрастных контактов.
4.Воспитывать патриотов России, чувство коллективизма и взаимовыручки.
Место и время проведения:
Спортивный зал, спортивная площадка школы, столовая, 22 февраля, 13.00
Инвентарь и оборудование:
Гимнастическая скамейка, маты, стол, 2 противогаза, 5 баскетбольных мячей, пожарный рукав, ватманы, маркеры, флажки, бинты.
Ведущие: Добрый день, дорогие друзья!
В. Мы рады Вас приветствовать на военной - спортивной игре «Зарница».
В. На празднике спорта и здоровья!
В. Приглашаем на наш праздник команды учащихся 5 – 8 классов.
Игра «Зарница» начинается с всеобщего построения команд. (Построение команд, представление гостей и судей).
В. Приветственное слово предоставляется директору школы Власенко В.И.
Ведущий объявляет о начале игры, знакомит участников с этапами и местом ее проведения.
План проведения военно- спортивной игры «Зарница»
№
Кол-во уч-ся
Максимальная оценка
Ответственный
1
Строевая подготовка:
- строевые приемы на месте
- строевые приемы в движении
- прохождение с песней
весь класс
5
5 кл. Нагулин В.
6 кл. Подгорный И.
7 кл. Корзюк Я.
8 кл. Бутко М.
2
Юнкоры «Боевой листок»
2
5
Говорова О.Е.
3
Разборка и сборка автомата:
- разборка автомата
- сборка автомата
2
5
Власенко В.И.
4
ЮИД (тесты)
2
5
Каплин Д. И.
5
Комбинированная эстафета:
- одевание противогаза
- стенка
- препятствия
- пожарный рукав
2
на время
Ковалева В.И.
6
Стрельба из пневматической винтовки.
1 дев.
1 мал.
1 бал за попадание
Власенко В.И.
7
Мед . санитарная подготовка.
Накладывание «шины» и оказание перво
·й медицинской помощи.
2
5
Вовчек Т.Т.
8
Связисты
2
5
Ефремова Г.В.
9
Броски баскетбольного мяча.
1
5
Соколова С.И.
10
Разведчики и саперы:
- «минное поле»
- флаг
весь класс
на время
Соколова С.И.
Ковалева В.И.
11
Обед.
1. Полевая каша.
2. Чай.
весь класс
Гамаюнова А.А.
Ход и содержание мероприятия
Строевая подготовка.
Командиры отрядов участников отдают рапорт директору школы о готовности отряда к игре. Далее начинается конкурс «Строя и песни». Продемонстрировать строевую подготовку, выполняя перестроения, повороты и строевую ходьбу, прохождение с песней. Каждый отряд исполняет разученную песню на военную тематику, маршируя по залу.
После демонстрации отрядами своих возможностей в конкурсе «Строя и песни» на общем построении жюри подводит итоги первого этапа соревнования.
Конкурс «Боевых листков».
После прохождения отрядом всех этапов выпускается «Боевой листок» - стенгазета, отражающая участие и успехи класса во время игры. Общие требования: формат А-2, название отряда, содержательность, информативность, наглядность, использование фотоматериалов и иллюстраций. Художественная техника выполнения – произвольная. Работы оцениваются жюри.
3. Разборка и сборка автомата.
Принимают участие 2 члена команды (1 мальчик, 1 девочка). Задача каждого участника как можно быстрее разобрать и собрать автомат. Побеждает тот участник, кто покажет лучшее время.
Конкурс «ЮИД»
Все участники отряда должны знать праила дорожного движения, обязанности пешехода и пассажиров, действия по сигналу регулировщика или светофора, дополнительные требования к движению велосипедистов.
Комбинированная эстафета.
Место проведения – спортзал. Участвует 2 человека от класса. Условия: каждый участник команды по очереди преодолевает препятствия на время комбинированной эстафеты: одевание противогаза, преодоление препятствий, разматывание пожарного рукава. Побеждает команда, затратившая меньше времени и набравшая меньше всех штрафных баллов
6. Стрельба
Участвуют 2 члена команды (мальчик и девочка). Из пневматической винтовки по 5 выстрелов (предварительно 2 пробных выстрела). Победителем является тот, кто выбьет наибольшее количество очков. В этом и спортивном конкурсах фиксируются и награждаются за личные достижения.
Санитарный пост.
Место проведения – спортзал. Участвует команда 2 человека от класса. Условия: команда получает билет с заданиями по теории и практике оказания первой помощи при различных видах травм. За отведённое время команда должна подготовить исчерпывающий теоретический ответ и показать на практике приёмы оказания первой доврачебной помощи – наложить повязки, жгуты, показать правильное применение медикаментов и подручных средств, обеспечить правильную транспортировку при различных травмах; побеждает команда лучше всех справившаяся с заданием.
8. Связисты
На этапе, предшествующем «секретному пакету», участникам вручается шифровка, разгадав которую, участники смогут узнать место, где спрятано знамя отряда. Шифровка представляет собой набор слов, из которых необходимо составить предложение. Каждая команда получает свою шифровку. Если участники команды затрудняются самостоятельно составить предложение, то ответственный за этот этап педагог или учащийся старших классов может оказать помощь.
Шифровки могут быть такими:
-рядом, флаг, стул, вход, лежит, школа, главный (Флаг лежит на стуле рядом с главным входом в школу.);
-ворота, флаг, рядом, школа, находится, (Флаг находится рядом с воротами школы.);
-рядом, гора, школа, лежит, флаг, снежная (Рядом со школой у снежной горы лежит флаг.).
9. Броски баскетбольного мяча
По одному игроку от команды. Пять бросков, кто больше забросит мячей в баскетбольную корзину, тот и побеждает.
10. Разведчики и саперы
Место проведения – школьный стадион. Участвует весь класс.
Задание для этого этапа готовится заранее за несколько дней. В снегу на отдельных территориях – по количеству участвующих классов – прячутся отдельные предметы разного размера, изображающие мины. Задача сапёров заключается в том, чтобы как можно быстрее и безопаснее отыскать 5 «мин». Все найденные «мины» приносятся и сдаются в штаб. В зачётную карточку вписывается количество найденных мин.
Поиск флага.
Флаги каждого отряда прячутся заранее. Каждый отряд получает свою карту. На карте условным красным квадратом показано место, где находится пакет с координатами спрятанного флага. Задача всего отряда – сначала найти пакет, потом обнаружить флаг. Пример координат:
Встать лицом к лесу в отправной точке. Сделать 10 шагов вперёд. Повернуться влево. Сделать 6 шагов. Повернуться вправо. Сделать 10 шагов. Искать знамя здесь.
11. Подведение итогов игры.
Итоги всей игры подводятся на общешкольной торжественной линейке. Победители, учащиеся, показавшие лучшие спортивные результаты награждаются почётными грамотами и ценными призами.
12. Столовая. Обед.
После окончания «Зарницы» всех участников ждет вкусная полевая каша и горячий чай.
Приложение №1
Литература
Ковалько В.И.Поурочные разработки по физкультуре. 5-9 классы. Универсальное издание. – М.: ВАКО, 2005. – 400 с.
Ежемесячный информационный и научно-методический журнал «Основы Безопасности Жизни» №1, 2004г.
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №4, 2006г.,
Ежемесячный методический журнал «Физическая культура в школе» №3, г.
Руденко В.И.Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого. Изд.2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004. – 192 с.
Протокол
Военно- спортивной игры «Зарница»
№
Название конкурса
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
1
Строевая подготовка.
2
Редакторы боевых листов.
3
Разборка и сборка автомата.
4
ЮИД.
5
Комбинированная эстафета.
6
Стрельба.
7
Медико- санитарная подготовка.
8
Связисты.
9
Броски.
15