Конспект урока математики по теме «Вычитание двузначных чисел (общий случай)».
Суслова Лариса Анатольевна
План – конспект урока.
Класс – 2.
Предмет, тема урока – математика, «Вычитание двузначных чисел (общий случай)».
Этап обучения по данной теме – основной.
Цель: формирование у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания из круглых чисел двузначные числа с переходом в другой разряд; совершенствовать навыки решения задач; развивать умение анализировать и обобщать.
Задачи:
- усвоить математическое действие «вычитание из круглого числа»;
- формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Тип урока – урок формирования предметных знаний и УУД.
Используемые методы, технологии обучения – словесный, наглядный методы, проблемное обучение, технология «обучение в сотрудничестве».
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся – фронтальная, парная, индивидуальная.
Прогнозируемый результат -
- познавательные учебные действия: устанавливать аналогии, использовать модели, алгоритмы, осуществлять поиск информации в учебнике, строить речевые высказывания в устной форме.
- коммуникативные учебные действия: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, формулировать собственное мнение.
- регулятивные учебные действия: принимать, планировать и реализовывать учебную задачу.
Конспект урока.
I. Организационный момент – 1 минута. (Элемент рефлексии: «Настроение»
II. Aктуализация знаний – устный счет - 5 минут.
- Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. И хочу еще раз напомнить, что математика это особый предмет, который требует огромного внимания. И поэтому начнем урок с упражнения на внимание. (На доске геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, числовой луч, шестиугольник, пятиугольник)
- назовите лишнюю фигуру (числовой луч)
- что такое числовой луч? (луч, на котором точками обозначены числа)
- назовите луч? (АМ)
- что показывает точка А? (Начало луча)
- что объединяет остальные фигуры? (Это все многоугольники)
- Упражнение в чистописании.
- какое сегодня число? (24)
- дайте характеристику этому числу (двузначное, четное, содержит 2 дес. 4 ед., соседи 23 и 25)
- запишите число, классная работа и пропишите число 24 целую строку.
III. Первичное восприятие учебного материала – 5 минут.
- Прочитайте числа, определите количество десятков и единиц в них:
12, 41, 85, 54, 93, 100
- назовите числа в порядке убывания, возрастания, назовите лишнее число.
- давайте из этого числа (100) вычтем столбиком 12.
- почему возникли трудности при решении данного примера? (не решали примеры такого вида)
IV. Определение темы урока и постановка цели – 1 минута.
- Чему будем учиться на уроке? (вычитать столбиком из круглых чисел двузначные числа)
- Значит, как будет называться тема урока?
V. Усвоение новых знаний – 6 минут.
- Перед вами пример 100-12
- Давайте поработаем в парах и постараемся найти правильное решение примера.
- какие ответы получились? (88) (у доски 1 неправильный и 1 правильный примеры)
- что нужно помнить при письменном вычитании?
- Давайте, восстановим алгоритм решения примеров столбиком.
(у каждого ученика карточки с заданием)
( 3 Вычитаю десятки
2 Вычитаю единицы
4 Читаю ответ
1 Пишу пример )
- Чтение учеником составленного алгоритма.
- Я записываю на доске пример и объясняю еще раз.
– Рассмотрите запись:
– Объясните, как выполнено вычитание.
О б ъ я с н е н и е (полное): 0 меньше 6, поэтому нужно взять 1 десяток. Но в разряде десятков их 0, поэтому берем 1 сотню (ставим точку над 1). В сотне 10 десятков (пишем 10 над первым нулем слева). Теперь из 10 десятков возьмем 1 десяток (ставим точку над 10 и пишем 10 над 0 справа). 10 без 6 – это 4 (пишем 4 под 6), 9 без 7 – это 2 (пишем 2 под 7). Сотен не осталось. Разность – 24.
О б ъ я с н е н и е (краткое): в разрядах единиц и десятков стоят нули. Берем 1 сотню. В сотне 10 десятков. Берем 1 десяток. 10 без 6 – это 4, 9 без 7 – это 2. Разность – 24.
VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов – 10 минут.
- Работа по учебнику.
Задание № 6 (с. 63).
– Какое число надо подставить в окошко в выражениях первого столбика, чтобы получилась верная запись? Какое действие необходимо выполнить? (В первом столбике ищем вычитаемое, поэтому из уменьшаемого надо вычесть значение разности.)
Запись: 100 – = 19 58 – = 39
100 – 81 = 19 58 – 19 = 39
– Сравните выражения второго столбика. Чем они похожи? (Надо найти второе слагаемое.)
– Как найти неизвестное слагаемое? (Надо из суммы вычесть известное слагаемое.)
Запись: 43 + = 60 8 + = 31
43 + 17 = 60 8 + 23 = 31
Задание № 7 (с. 63). Воспитательный момент.
– Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей? Почему?
– Рассмотрите рисунок и решите задачу.
Решение:
О т в е т: 48 м.
– Больше или меньше метров осталось пробежать спортсмену, чем он уже пробежал? (Меньше.)
– На сколько метров меньше?
VII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников - 5 минут.
- Выберите те примеры, решение которых не доставит вам проблем и сложности.
- на доске:
25+1326+7100-34
48- 2639+2093-46
37+ 284-7025+43
44+22 43-2636+58
- проверка.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности – 3 минуты.
- Чему мы учились на уроке?
- Какое правило всегда надо помнить, чтобы правильно вычитать и складывать числа?
-Какое настроение у вас в конце урока?
- Довольны ли вы собой?
- Покажите это при помощи карточек ( Туча – плохое настроение, солнышко – хорошее)
I X. Домашнее задание – 1 минута
С. 63 № 5
Приложение
Вычитаю десятки Вычитаю десятки
Вычитаю единицы Вычитаю единицы
Читаю ответ Читаю ответ
Пишу пример Пишу пример
Вычитаю десятки Вычитаю десятки
Вычитаю единицы Вычитаю единицы
Читаю ответ Читаю ответ
Пишу пример Пишу пример
Вычитаю десятки Вычитаю десятки
Вычитаю единицы Вычитаю единицы
Читаю ответ Читаю ответ
Пишу пример Пишу пример
Вычитаю десятки Вычитаю десятки
Вычитаю единицы Вычитаю единицы
Читаю ответ Читаю ответ
Пишу пример Пишу пример
Вычитаю десятки Вычитаю десятки
Вычитаю единицы Вычитаю единицы
Читаю ответ Читаю ответ
Пишу пример Пишу пример
Вычитаю десятки Вычитаю десятки
Вычитаю единицы Вычитаю единицы
Читаю ответ Читаю ответ
Пишу пример Пишу пример