Методическая разработка Урок математики в 6 классе Сложение чисел с помощью числовой прямой 
Учитель Демьянович Е.В.,
МБОУ «СОШ № 2»                                                          
Урок  математики в 6 классе
Сложение чисел с помощью координатной прямой
Цель: Расширить представление о числе.
Задачи:
Научить складывать числа с помощью координатной прямой;
Формировать умение ориентироваться на координатной прямой;
Сформировать представление о том, что сумма чисел не всегда больше каждого из слагаемых;
Формировать умение работать в парах.
Тип урока: 
             Усвоения новых знаний 
Методические приемы: объяснение учителя, самостоятельная работа с      
               учебником, работа в парах, тренировочные упражнения.
Оборудование: - учебники математики для 6 класса,
                            - рабочие тетради, линейки, карандаши,
                            - мультимедийная установка,
                            - листы для выполнения математического диктанта.
ХОД УРОКА:
Этап урока
Цель
Компетенции 
Хронометраж 
№ слайда
1.Оргмомент
Обеспечить эмоциональный настрой.
3 
·
3
2.Проверка Д/З
Проверить умение ориентироваться на координатной прямой, при необходимости – скорректировать.
Ориентировка на числовой прямой
7  
·
4-5
3.Подготовка к усвоению новых знаний.
Сформулировать задачи урока;
Актуализировать ранее изученный материал:
Изменение величин
Компоненты при сложении
2  
·
6-8
4.Изучение нового материала.
Научить складывать числа с помощью координатной прямой.
Умение работать в парах, слушать друг друга
20  
·
9-12
Валеологичес-кая пауза
3  
·
13
5.Проверка первичного усвоения материала
Проверить первичное усвоение материала
3  
·
14
6.Итог урока
Подвести итог работы.
2  
·
15-16
КОНСПЕКТ УРОКА:
Оргмомент. 
Контроль за выполнением СанПиН:
- чистота воздушной среды;
- освещенность.
Обеспечение эмоционального настроя учащихся. 
Комплекс упражнений для улучшения самочувствия 
Вступительное слово учителя.   
                  Эпиграфом к нашему уроку будут слова Пифагора «Число – этозакон и связь мира, сила, царящая над богами и смертными». На предыдущих уроках мы с вами расширили наше представление о числах и познакомились с новым множеством чисел. 
Как называются эти числа? (отрицательные)Где на координатной прямой расположены эти числа? (левее нуля)   слайд3
Математический диктант.    Слайд4
Слайд 5
Начертите координатную прямую, единичный отрезок равен двум клеткам тетради
Отметьте точку А, определите её координату
Отметьте точку С правее А на 14 клеток
Отметьте точку Е – середина отрезка АС
В левее Е на 5 единичных отрезков
К правее нуля на 11 клеток
М имеет координату, противоположную координате точки А
Определите координаты точек С, Е, К, В и М.
Диктант выполняется на листочках в клетку, ученики сдают работы после чего осуществляется фронтальная проверка. Ответы на слайде появляются по щелчку мышки.
Подготовка к усвоению нового материала.  
Слайд6  Исходя из формулировки темы, определите, чему вы мы будем учиться на уроке? (сложению чисел с помощью координатной прямой) тему записывают в тетрадь
Слайд7 (задачи появляются по щелчку мышки)
Учимся: Складывать числа с помощью координатной прямой.
Выясняем:В какую сторону перемещается точка при прибавлении положительного числа? Отрицательного числа?
Как изменится число при прибавлении положительного числа? Отрицательного числа? 
       Слайд8 (вопрос появляется по щелчку мышки, ответ – по щелчку, после верного ответа учеников)
Вспомните: 
Каким числом выражается увеличение любой величины? (положительным)  А уменьшение? (отрицательным)
Как называются числа при сложении? (1-е слагаемое,2-е слагаемое, сумма)
Изучение нового материала.
Слайд9 (каждый этап подачи материала сопровождается щелчком мышки)
Рассмотрим как выглядит сумма на координатной прямой. Назовите компоненты суммы (1-е слагаемое 2, 2-е слагаемое 3, значение суммы 5)
На числовой прямой найдем точку с координатой, равной первому слагаемому 2.
5 получается в результате перемещения этой точки на 3 единичных отрезка вправо, то есть на число, равное второму слагаемому.
Значит, при прибавлении положительного числа точка перемещается вправо и значение суммы будет больше первого слагаемого.
Найдем таким же способом значение суммы «-3+5»
Начинаем движение от -3
Двигаемся вправо на 5 единичных отрезков, получаем 2
Воспользуемся переместительным свойством сложения, поменяем слагаемые местами. Значит, 5+(-3) тоже будет 2.
Посмотрим это на числовой прямой. Начинаем движение от 5
Чтобы получить 2, нужно двигаться влево на 3 единичных отрезка
Значит, при прибавлении отрицательного числа точка перемещается влево, и сумма получается меньше первого слагаемого.
Найдите таким же способом сумму «5+(-10)»
(Начинаем движение от 5
Двигаемся влево на 10 единичных отрезков
Получилось -5)
Сформулируем правило (слайд10): Чтобы сложить число а с числом вс помощью координатной прямой, нужно переместить точку вправоот а на в единичных отрезков, если в – положительное, и влево, еслив – отрицательное. 
Работа в парах.
Слайд 11. Ученики знакомятся с алгоритмом работы в парах .На работу отводится 8 минут. Переход к следующему слайду запрограммирован в автоматическом режиме (при необходимости можно перейти и вручную).
Алгоритм работы в парах:
Прочитайте первый  и второйабзацы §31.
Расскажите друг другу как записать изменениевеличин с помощью знака «+».
Вместе разберите примеры 1-4.
Приведите друг другу свои примеры сложениячисел с помощью координатной прямой.
Подробно расскажите: -от какой точки начинаем движение;-в какую сторону и почему;-на сколько единичных отрезков;-какой получится результат.
Игра «Передай ход»
Слайд12. Отвечающий передает ход любому ученику на любом этапе объяснения решения.
2 + 3 = 1
-4 + (-3) = -7
2 + (-7) = -5
-5 + (-3) = -8
-1 + (-7) = -8
1 + 7 = 8
При объяснении каждый этап сопровождается щелчком мышки.
Валеологическая пауза
            Слайд 13
- положите голову на парту, закройте глаза, расслабьтесь
- вспомните самое приятное, что с вами произошло во время каникул
- потянитесь, как маленькие котята, улыбнитесь
- и с таким прекрасным настроением продолжим нашу работу
Проверка первичного усвоения знаний.
Слайд 14. Самостоятельная работа по вариантам. Смена слайда автоматическая, на работу 3 минуты.
I вариант
а) 4+(-6);б) (-7)+(-1);в) (-2)+(-3);г) (-3)+0;д) 9+(-9);е) 9+(-5).
II вариант
а) (-6)+3;б) (-1)+(-8);в) (-2)+(-3);г) 7+(-7);д) 0+(-4);е) 8+(-7).
Итог урока.
Слайд 15. Вопросы и ответы появляются по щелчку мышки, в конце подводится итог работы.
Ответьте на вопросы: 
В какую сторону перемещается точка при  прибавлении положительного числа? Отрицательного числа? 
Как изменится число при прибавлении положительного числа? Отрицательного числа?  
Как складывают числа с помощью координатной прямой?
Домашнее задание: стр. 175 – прочитать «Говори правильно», №1039(а-г), №1040, №1042(а)
Описание презентации.
Презентация состоит из 16 слайдов, содержит объекты WordArt, анимацию, рисунки, объекты, созданные с помощью меню «автофигуры», звуковое сопровождение.
Навигация по слайдам может осуществляться как вручную, так и с помощью управляющих кнопок. Каждый слайд содержит кнопки перехода на предыдущий, следующий и слайд «Содержание».
Слайды, содержащие анимацию «будильник» (11 и 14) запрограммированы на автоматический переход к следующему слайду через 10 минут и 3 минуты соответственно, но при необходимости возможен  и переход в ручном режиме.
Презентация может быть использована как сопровождение целого урока, так и отдельных этапов урока благодаря переходу с слайда «Содержание» к любому другому.
15