Коррекционно-развивающие упражнения по математике в адаптивной школе (5-9 класс)
КОУ Омской области
"Адаптивная школа № 6"
Сборник
коррекционно-развивающих упражнений
по математике
«Учимся играя!»
составитель: учитель математики
Холод Т. В.
г. Омск - 2013
В настоящее время большое внимание уделяется проблемам организационных, психолого-педагогических и методических подходов к повышению качества обучения подрастающего поколения, а также вопросам социальной адаптации, реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.
По мнению О.А. Бибиной, успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушением интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, в том числе математических, тем легче ребенку приспособиться к условиям современного общества, найти в нем свою нишу, почувствовать собственную значимость [1].
Математика в школе VIII вида решает одну из важных специфических задач обучения учеников с легкой степенью умственной отсталости – преодоление недостатков познавательной деятельности через усвоение математических знаний.
Необходимо добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.
В исследованиях В.В. Эк отмечается, что для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых познания окружающего мира и решения разного рода практических задач [4].
На уроках математики в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается элементарное математическое мышление учащихся, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции психических функций.
Специальные исследования В.А. Крутецкого показали, что для овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала, способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами, гибкость мыслительных процессов, математическая память [2].
На изучение математики в учебном плане специальной школы отводится большая часть всего времени. Но математика является одним из предметов, который вызывает значительные затруднения у большого количества учащихся и по этой причине многие дети не любят этот предмет.
Психологи убедительно доказывают, что появление интереса к обучению у учащихся специальных (коррекционных) школ в значительной степени повышает прочность их знаний, умений, навыков, содействует коррекции внимания, памяти, мышления и других психических процессов.
А чтобы заинтересовать детей, нужно подбирать разнообразные задания, рассчитанные как на слабых детей, так и на наиболее сильных. Школьники с ограниченными возможностями здоровья особенно откликаются на занимательное, необычное, новое, дающее выход эмоциям.
Обучающие игровые задания активизируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их. Игровые коррекционно-развивающие упражнения предназначены для формирования определенных логических структур или для подготовки к усвоению определенной математической идеи.
Игровые коррекционно-развивающие упражнения служат методическим приемом, с помощью которого можно заинтересовать каждого ребенка с ОВЗ, привлечь его внимание к учебной деятельности.
Целью данной методической разработки игровых коррекционно-развивающих упражнений является развитие и коррекция высших психических функций учащихся специальной /коррекционной/ школы VIII вида на уроках математики.
В результате систематического использования игровых коррекционных упражнений на уроках математики решаются следующие коррекционные задачи:
- развитие элементарного математического мышления учащихся;
- формирование таких его форм, как сравнение, анализ, синтез;
- развитие способности к обобщению и конкретизации;
- создание условий для коррекции психических функций.
Занимательные упражнения построены на совокупности приемов, помогающих учащимся систематизировать и закреплять свои знания о различных объектах, их назначении, связях между ними [3]. Положительное влияние оказывает интерес, эмоциональная вовлеченность, что обеспечивает высокий уровень активации мозга.
Включенные в данный сборник упражнения имеют следующую классификацию:
1. Игровые задания по коррекции и развитию зрительного восприятия.
2. Игровые задания по коррекции и развитию логических приемов запоминания.
3. Игровые упражнения по коррекции и развитию объема памяти.
4. Игровые упражнения по коррекции и развитию логического мышления.
а) логические операции, осуществляемые на уровне представлений.
б) логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий.
5. Игровые задания по развитию умения рассуждать.
6. Игровые задания по развитию способности действовать в уме.
Игровые коррекционные упражнения используются на любом этапе изучения темы. Их можно проводить на уроках математики с 5 по 9 класс, подбирая содержание в соответствии с программным материалом. Включать в урок на разных этапах по 1 – 2 упражнения. В начале урока для активизации мыслительной деятельности учащихся или, чтобы привлечь внимание учащихся к новому материалу, в качестве повторения, в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме. Игровые коррекционные упражнения проводятся и в конце урока для закрепления пройденного материала, рефлексии.
При проведении занимательных упражнений учителю необходимо учитывать ряд важных условий:
- оптимально сочетать занимательность и обучение;
- варьировать упражнения с целью развития различных психических функций учащихся;
- наглядность должна быть простой и емкой.
Так, например, при изучении темы «Нумерация» в начале урока проводится упражнение «Наложенные изображения» с числами. Учащиеся закрепляют умение читать числа. Числа подбираются в пределах, изучаемых в данном классе. Далее упражнение «Группировка»: учащиеся распознают четные, нечетные, полные, неполные числа из ранее названных. В конце урока понятия четные, нечетные, полные, неполные числа можно закрепить, проводя упражнение «Что пропустила?». Посредством данных упражнений у учащихся формируется активное зрительное, слуховое восприятие и развивается объем памяти.
На уроках математики при выполнении арифметических действий или при нахождении неизвестных компонентов сложения и вычитания, учащимся важно знать компоненты арифметических действий. Поэтому в урок, при устном счете, можно включить упражнение «Картинка-слово»: сопоставь названия компоненты и числа (Рис.1). В середине урока - упражнение «Добавь к слову новое». Данные упражнения развивают и корригируют логические приемы запоминания. В конце урока коррекционное упражнение на смысловое соотнесение понятий (Рис.2) для развития логического мышления учащихся.
сумма 2 слагаемое 1 слагаемое вычитаемое разность уменьшаемое
900 – 600 = 300
590 + 400 = 990
Рис.1
1 слагаемое и 2слагаемое = Уменьшаемое и
( частное, вычитаемое, делимое, произведение, сумма).
Рис.2
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию игровых коррекционных упражнений на уроках математики будет способствовать:
- появлению интереса к обучению у учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- повышению прочности их знаний, умений, навыков;
- развитию и коррекции высших психических функций;
- формированию произвольности психических процессов.
Игровые упражнения по коррекции и развитию зрительного восприятия
Для формирования активного и дифференцированного характера зрительного восприятия, его целостности и константности.
Данные задания и игровой форме предлагаются на уроке всему классу.
Обязательно включается соревновательный элемент (на личное или командное первенство).
Упражнение «Наложенные» изображения
Вариант 1. Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать, все изображения.
Вариант 2. Названные изображения выставляются на карточках. Далее с карточками проводится другое коррекционное упражнение («Что лишнее?», «Группировка» и т.д.).
Упражнение «Разрезанные» изображения Предъявляются части геометрических фигур. Требуется собрать из этих частей снова целые изображения.
Упражнение «Спрятанные изображения» Предъявляются фигуры, состоящие из геометрических фигур. Требуется найти все «спрятанные» изображения.
Упражнение «Перекрытые» изображения
Предъявляются карточки с цифрами, математическими терминами, геометрическими фигурами или телами, верхняя или нижняя части которых скрыты за полоской бумаги. Учащимся предлагается угадать, какое изображение находится на карточке.
2 5 6 8 9 0 1 3 7 частное
сложение периметр круг
Упражнение «Перевернутые» изображения
Предъявляются числа повернутые на 1800. Требуется их назвать.
Обобщенные схематические изображения
Упражнение «Назови число по схеме» Предъявляются фигуры, представляющие собой схематические изображения чисел. Необходимо отгадать, что это может быть, привести примеры.
(числа: однозначные, двузначные, трехзначные, пятизначное и т.д.)
(обыкновенные дроби: неправильные (равные единице) правильные, неправильные)
(десятичные дроби: десятые доли, сотые доли, тысячные доли)
(числа, полученные при измерении длины)
(числа, полученные при измерении массы)
(числа, полученные при измерении стоимости).
Игровые упражнения по коррекции и развитию логических приемов запоминания
Развитие логической памяти предполагает предварительную выработку обратимых мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала (его классификация, установление смысловых связей и отношений между объектами, выделение главных мыслей в рассказе, его схематизация, составление плана и т.д.) затем эти действии используются в качестве способов запоминания.
Упражнение «Добавь к слову новое»
Один из учеников называет какое-нибудь слово из заданной группы. Второй повторяет его и добавляет ещё одно. Игра повторяется до тех пор, пока не будут названы все слова данной группы.
- Число может быть(Четное, нечетное, простое, составное, полное, неполное, двузначное, однозначное, трехзначное, четырехзначное, круглое);
- Назови разряды. (Единицы, десятки, сотни, единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч, единицы миллионов);
- Единицы измерения величин (сантиметр, миллиметр, дециметр, метр, грамм, килограмм, тонна, центнер, час, секунда, минута, год, месяц, сутки, век, рубль, копейка);
- Виды треугольников (Равносторонний, равнобедренный, разносторонний, прямоугольный, тупоугольный, остроугольный);
- Виды линий (луч, отрезок, прямая, кривая замкнутая, кривая незамкнутая, ломаная замкнутая, ломаная незамкнутая);
- Положение линий (вертикальное, горизонтальное, наклонное; параллельные, перпендикулярные, пересекающиеся, непересекающиеся)
- Геометрические фигуры, геометрические тела.
Упражнение «Картинка-схема»
На доске в столбик вывешивают схемы. На столе у учителя лежат карточки с числами. Ученики поочередно подходят к доске и прикрепляют рядом с каждым числом его схематическое изображение.
19,76 14,046 10,27 95,8 24,29 0,792 3,71 0,693
678 402 75 4 42013 6 90 31000
Упражнение «Картинка-слово»
На доске прикреплены карточки с изображениями и словами. Найти к каждой карточке подходящее слово или наоборот.
двузначное число четырехзначное число
однозначное число трехзначное число круглые сотни
245 500 1000 7 34
единицы десятки сотни единицы тысяч
1000 567 785 609
сумма 2 слагаемое 1 слагаемое
590 + 400 = 990
произведение 1 множитель 2 множитель
23 х 3 = 69
вычитаемое разность уменьшаемое
900 – 600 = 300
делитель частное делимое
40 : 2 = 20
правильная дробь неправильная дробь
обыкновенная дробь десятичная дробь
56,8
знаменатель квадрат
радиус прямой угол диаметр диагональ хорда треугольник острый угол
окружность треугольник квадрат круг
прямоугольник
сектор сегмент
прямоугольный тупоугольный остроугольный
равносторонний равнобедренный
разносторонний
шар многоугольник брус куб
куб конус
прямоугольный параллелепипед цилиндр
кривая линия отрезок ломаная линия луч прямая линия
периметр треугольника периметр квадрата периметр прямоугольника
Р = а х 4 Р = (а + в) х 4
Р = а + в + с
площадь прямоугольника площадь круга площадь квадрата
S = а х а S = а х в S = П х R х R
площадь периметр объем
длина окружности
V S С Р
длина окружности площадь круга
S = П х R х R С = 2 х П х R
скорость время расстояние
50 км 70 км в час 20ч
Упражнения «Картинка-схема», «Картинка-слово», «Картинка-картинка» можно выполнять на индивидуальных карточках.
Учащимся дается задание соединить стрелками картинку и слово и т. п.
Окружность квадрат треугольник
прямоугольник
Упражнение «Картинка-картинка».
На доске в столбик вывешивают несколько картинок с предметными изображениями. На столе лежат другие картинки, имеющие с предыдущими смысловые связи.
Учащиеся находят к каждой картинке смысловую пару и прикрепляют ее рядом.
***
Игровые упражнения по коррекции и развитию объема памяти
Основным условием развития памяти является запоминание, а затем припоминание чего-либо ребенком. При помощи коррекционно-развивающих упражнений у детей возникает необходимость в преднамеренном запоминании и передаются рациональные приемы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью.
Упражнение «Что пропустила?»
Учитель зачитывает 5-7 слов.
а) Учитель повторяет слова, пропустив одно, два слова. Ученикам следует восстановить цепочку слов по памяти.
б) Ученикам следует восстановить цепочку слов по памяти в обратном порядке.
- Единицы, сотни, десятки, единицы тысяч, разряды.
- Двузначное, трехзначное, однозначное, четырехзначное.
- Сложение, вычитание, умножение, деление.
- Сорок, двадцать, шестьдесят, пятьдесят, девяносто.
- Сто, девятьсот, семьсот, четыреста, двести, тысяча.
- Четное, нечетное, простое, составное, полное.
- Слагаемое, разность, вычитаемое, сумма, уменьшаемое.
- Множитель, частное, делитель, произведение, делимое.
- Слагаемое, разность, делитель, множитель, сумма.
- Разность, частное, сумма, произведение.
- Миллиметр, дециметр, километр, метр, сантиметр.
- Грамм, тонна, килограмм, центнер.
- Миллиметр, дециметр, тонна, килограмм, сантиметр.
- Час, секунда, минута, год, месяц, сутки, век.
- Дробь, числитель, знаменатель, доля, дробная черта.
- Правильная, знаменатель, доля, часть, неправильная, числитель.
- Прямоугольник, квадрат, отрезок, треугольник, четырехугольник.
- Луч, прямая, квадрат, круг, куб, ломаная.
- Диагональ, сторона, вершина, угол, периметр.
- Шар, периметр, многоугольник, брус, куб.
- Диаметр, радиус, хорда, окружность, круг.
- Циркуль, линейка, квадрат, карандаш, угольник.
- Масштаб, периметр, длина, ширина, высота.
- Стороны, противоположные, диагональ, смежные, вершины.
- Фигура, линия, диаметр, треугольник, брус.
Упражнение «Что изменилось?»
На доске вывешивают 6-8 карточек с числами. Учащимся предлагают в течение 10-20 сек. внимательно посмотреть на числа и запомнить их местоположение.
Вариант 1. Ученики закрывают глаза, а учитель меняет числа местами или убирает одну из них. Нужно определить, что изменилось. Упражнение повторяется 2-3 раза;
Вариант 2. Ученики воспроизводят числа по памяти.
Вариант 3. Педагог предупреждает, что об этих числа будут заданы разные вопросы (например, какое число стоит между числами 56 и 72, какое число стоит после 10 и т.д.). Учащиеся должны ответить па произвольные вопросы, касающиеся ряда чисел.
34 56 77 72 10 28 60
Вариант 4. Упражнение можно выполнять с рядом геометрических фигур. Педагог предупреждает, что об этих фигурах будут заданы разные вопросы (например, какого цвета маленький треугольник и т.д.). Учащиеся должны ответить па произвольные вопросы, касающиеся рассмотренных ранее предметов.
Упражнение «Запомни»
Вариант 1. На доске вывешивают карточки с числами. Учащимся предлагают в течение 30сек. внимательно посмотреть на них и запомнить. После воспроизвести запомнившиеся числа на листке в любом порядке.
32 47 63 58 94 46 55 72 11 18 29
Вариант 2. На доске вывешивают бланк с изображенными девятью числами или геометрическими фигурами. Учащимся предлагают в течение 10сек внимательно посмотреть на них, запомнить и затем воспроизвести на листе бумаги.
45
66
91
42
64
93
40
60
90
Игровые упражнения по коррекции и развитию логического мышления
Сравнение, обобщение, группировка материала относится к наиболее эффективным приемам в обучении школьников с нарушениями интеллекта. Их можно использовать при формировании закреплении, дифференцировании и обобщении понятий у учащихся.
а) Логические операции, осуществляемые на уровне представлений.
Узнавание геометрической фигуры по описанию.
Вариант 1. Упражнение «Что спрятано?» Учащимся предлагается определить геометрическую фигуру или геометрическое тело, спрятанные за ширмой, задавая учителю вопросы относительно их свойств.
Вариант 2. Упражнение «Угадай, какую фигуру достану»
В конверте геометрические фигуры, прежде чем достать учитель дает описание фигуры.
- Четырехугольник, у которого все углы прямые.
- Фигура без углов.
- Прямоугольник, у которого все стороны равны и т. д.
Сериация объектов.
Вариант 1. Определить закономерность.
341 393 475 121(нечетные трехзначные)
209 504 102 (неполные (десятки равны нулю) трехзначные)
23 73 43 63 93 (двузначные, единицы равны трем)
34,12 3,98 4,35 0,01 (сотые доли)
0,209 5,134 11,002 (тысячные доли)
2,3 0,3 42,6 7,1 19,5 (десятые доли)
Вариант 2. Определить закономерность, добавь еще одно такое число, которое не нарушит закономерности)
2440 5860 7890 (670, 7809, 3410, 80)
? ?
Группировка предметов по их основным свойствам.
Упражнение «Что лишнее?»
Нужно определить лишнее число и объяснить свой выбор.
62 121 318 206 191 348 400 600 250 800
45,6 0,7 3, 21 14, 8 1,2 6,89 98 36,308
1,9 13,5 2,54
мм см кг дм т ц км г кг р. к. м
сложение вычитание разделение умножение
частное делимое вычитаемое
Упражнение «Найди пару»
Вариант 1. Учащимся предлагается именованное число и несколько вариантов этого числа, преобразованного в более мелкие или более крупные меры. Необходимо из предложенных вариантов выбрать правильный, который соответствует данному числу.
2 200 г 22 кг 1225 г
22 000 г 12 250 г 12 кг 25 г
12 025 г
13м 400см 3,051 кг 3 кг 51 г
134м 13 400см 3,510 кг
13м 40см 3,051 г
Вариант 2. Учащимся предлагается найти все равные числа, и объяснить свой выбор.
6,20 12,01 34,18 12,1 56,00 6,02 4,10 12,100 4,1 6,200 56 34,180 12,010
0, 15 0,01 0,2 0,003 4,023 4,23
Упражнение «Группировка»
Вариант 1. Учащимся предлагается ряд чисел. Необходимо разбить числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой.
33 84 75 22 13 11 44 53
(первая группа – числа, записанные одной цифрой: 33, 22, 11, 44; вторая группа – двумя разными цифрами: 84, 75, 13, 53)
34 67 55 17 38 13 84 71 30
(первая группа – числа, в которых десятков больше, чем три; вторая группа – в которых десятков больше чем три.
На вопрос: «Все ли числа мы назвали?» - дети выясняют, что это числа 34, 38, 30.
Учитель повторяет основания для первых двух групп и предлагает установить основание для последней группы).
61 57 34 81 64 27
(первая группа – числа, оканчивающиеся цифрой 7; вторая группа – числа, оканчивающиеся цифрой 1; третья группа – числа, оканчивающиеся цифрой 4).
84 51 61 82 71 87
(первая группа – числа, оканчивающиеся на 1; вторая – числа, начинающиеся с цифры 8, или в первую группу входят числа, разряде единиц которых стоит цифра 1, а во вторую – числа, в разряде десятков которых стоит цифра 8).
64 84 30 61 35 89 32 68
(первая группа – числа, содержащие 8 десятков; вторая группа – числа, содержащие 6 десятков; третья группа – числа, содержащие 3 десятка)
Вариант 2. Учащимся предлагается ряд чисел. Необходимо разбить числа на группы по их основным свойствам.
4589 235 5890 1098 436
(варианты ответов: четные и нечетные; трехзначные и двузначные; полные и неполные)
1,24 25,6 10,7
(обыкновенные и десятичные дроби)
5,72 8,301 0,28 11,4 7,245 31,2
(десятые доли, сотые доли и тысячные доли)
(правильные и неправильные дроби)
2м 56см 5кг 798г 12дм 9см 10км 300м 80т 3ц 8см 2мм
(числа, полученные при измерении длины и массы)
400м 2р.38к. 90кг 36м 50см 7т 8ц 75р.
(числа, полученные при измерении одной мерой и двумя мерами)
б) Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий.
Сформированность понятий.
Единицы, десятки, сотни, единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч, единицы миллионов (разряды)
30, 540, 60,70, 780 (круглые десятки)
27, 3, 17, 59 (простые числа)
4576 44 984 382 5000 (четные)
789, 304, 123, 450, 671 (трехзначные числа)
Грамм, килограмм, тонна, центнер (единицы измерения массы).
Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр
(единицы измерения длины).
Секунда, час, год, век, минута, неделя (единицы измерения времени).
Сложение, вычитание, умножение, деление
(арифметические действия).
Уменьшаемое, вычитаемое, разность (компоненты вычитания).
(треугольники)
(четырехугольники)
Конкретизация понятий. Учащиеся называют объекты, входящие в понятие более широкого объема.
- числа (целые и дробные);
- числа (четные, нечетные, полные, неполные, простые, составные);
- многозначные числа (трехзначные, четырехзначные, пятизначные, шестизначные, семизначные).
- дроби (обыкновенные, десятичные);
- линии (прямые, кривые, ломанные);
- углы (острые, тупые, прямые, развернутые, полные);
- треугольники (равнобедренные, равносторонние, разносторонние, остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).
Определение конкретных понятий.
Вариант 1. Учащиеся дают классификацию знакомых конкретных понятий, ориентируясь на их существенные признаки.
- Треугольник – это (геометрическая фигура, у которой три угла).
- Параллелограмм – это (четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны).
Вариант 2. Учащиеся по определению должны назвать понятие.
- Дробь, у которой в знаменателе единица с нулями – это (десятичная дробь).
- Сумма длин всех сторон - (периметр)
Сравнений понятий. Учащимся предлагается сравнивать между собой конкретные понятия (Ромб и параллелограмм, Куб и прямоугольный параллелепипед и т.д.).
Исключение понятий. Ученикам предъявляют четыре, пять слов, четыре из которых объединяются общим родовым понятием, а одно не относится к нему. Необходимо найти это «лишнее» слово.
Упражнение «Лишнее слово»
- секунда, час, год, вечер, неделя;
- сложение, вычитание, умножение, частное, деление;
- единицы, десятки, десятки тысяч, сотни, сумма;
- грамм, килограмм, метр, тонна, центнер;
- линейка, уровень, транспортир, циркуль, угольник.
Смысловое соотнесение понятий.
Учащимся предлагается 3 слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных слов существуют такие же отношения. Нужно назвать это четвертое слово.
Слагаемое : сумма = Множитель : ?
(разность, делитель, произведение, умножение, деление)
Вычитаемое, разность = Делитель, ?
(частное, делитель, произведение, умножение, деление)
Делимое и делитель = 1 множитель и
( 2слагаемое, 2 множитель, делитель, произведение, умножение)
1 слагаемое и 2слагаемое = Уменьшаемое и ( частное, вычитаемое, делимое, произведение, сумма).
Тупой угол : тупоугольный треугольник = Прямой угол :
(равнобедренный треугольник, равносторонний, разносторонний треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник).
Игровые задания по развитию умения рассуждать
Упражнение «Правильно – неправильно»
Учащимся предлагается определить правильность выполненных заданий.
67 : 10 = 0,67 4,576 х 100 = 4576 5 х 200 = 1000
2см 9мм = 2,09см 7,3р. = 7р. 3к. 6м = 6000см
круг окружность
Упражнение «Что больше?»
Учащимся предлагается сравнить пары чисел, полученных при измерении.
34м или 340мм 5р. 12к. или 512к.
1ч 20мин или 80мин
Игровые задания по развитию способности действовать в уме
Ребусы
Р1А 1ОЧКА 1БОР ПО2Л С3Ж 3ТОН 3КО 3О ВИ3НА ПА3ОТ О5 7Я ВО7 40А 100Л 100ЛБ 100Ю МО100К АИ 100, ЛИ 100 К 100 Г ОС 3Ё рас 100 яние
Па ,3 ж 7, ЕНА И 100 ,3 Я
Зашифрованные слова
Чаиасалао мцмимфмрма чрертрнроре пуурууоуусуутууоууе сосзтавзнозе нефчетфнофе
Список литературы
Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5–6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида [Текст]: пособие для учителя-дефектолога / О.А. Бибина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 136 с.
Крутецкий В.А. Психология математических способностей [Текст] / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. – 227 с.
Уфимцева Л.П. Воспитание и обучение детей с нарушением развития [Текст] / Л.П. Уфимцева // Воспитание и обучение. – 2003. – № 6. – С. 39–50.
Эк В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе [Текст] / В.В. Эк, М.Н. Перова. – М.: Просвещение, 1983. – 135 с.
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Учимся
математике,
играя!
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native