Бинарный урок в 6 классе по истории и математике.
Бинарный урок история, математика
Быкова Нина Климентьевна, Крисань Галина Васильевна.
e-mail:rp_school_3.ru
МОУ «Русско-Полянская СОШ №3»
Тема: Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Цели: Проверка знаний по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, умение применять знания, полученные на уроках математике, на уроках истории;
обобщение материала по теме «Средневековый город»;
способствовать развитию творческих способностей учащихся;
формулировать свое мнение.
Задачи: расширить кругозор учащихся;
закрепить знания по изученным темам по математике и по истории;
формировать умение выражать свои мысли в речи;
формировать умение использовать знания, полученные на математике на других уроках;
воспитать культуру труда, культуру общения, самостоятельность.
Оборудование: Кодосокоп, эпидиаскоп, картины о средневековом городе, выставка гербов средневековых мастеров, коллекция монет.
Предварительная работа: Ученики, изучив тему «Средневековый город», получают домашнее задание: выполнить из различных материалов гербы ремесленников.
Ход урока:
У.И. Мы с вами путешествуем по городу «Шампань - дробь». Давайте вспомним, от какого слова произошло слово «город»?
У. Городить
У.И. С какой целью огораживали поселение?
У. Обезопасить.
У.М. Вот ворота города Шампань - Дробь. Как можно было попасть в город?
У. Через ворота.
У.М. Город наш средневековый и единицы измерения средневековые. Для длины – это локоть. Прежде чем войти в город, давайте решим задачу: «На сколько ворота выше стен, если высота ворот 7,5 локтя, а высота стен 6,28 локтей? Замечание: См. Эпидиаскоп. Рисунок, что такое локоть? Решают самостоятельно, а первые 5 учеников оцениваются баллом, который выдается им в виде фишки- монеты. Оцениваются также и верные устные ответы.
У.И.Мы с вами входим в город. И сразу же попадаем на улицу «Коров», но в этом городе есть и улица «Быков». О какой особенности средневекового города свидетельствует название улиц?
У. О связи с сельским хозяйством.
У.И. Давайте вспомним, кто жил на окраинах города?
У. Ремесленники
Замечание: Рассматривают иллюстрации о жизни ремесленников.
У.И.Что из себя представляет жилье ремесленника?
У. 1-ый этаж - мастерская.
2-ой этаж - жильё.
У.И. А была ли нумерация?
У. Нет, были гербы.
У.И. Что моно было определить по гербу?
У. Ремесло
Замечание: Рассматривают выставку гербов.
У.И. Кто работал в мастерской?
У. Мастер, подмастерье, ученик.
У.И Мог подмастерье стать мастером?
У. Да, для этого надо было сделать шедевр и сделать мастерскую
У.М. Вот мы с вами на том месте, где идет строительство новых мастерских. Замечание: Эпидиаскоп, показ иллюстрации о строительстве.
У.М. Мастер Ландрик Толстый для строительства использовал 3-х метровые брёвна, которые распиливал на 7 равных частей, а Жак Худой использовал 4-х метровые брёвна и пилил их на 10 равных частей. Кто из мастеров использовал для строительства большие брёвна?
У. Решают самостоятельно, а первый решивший показывает решение на доске.
У.И. В правилах городского совета Шампань - Дробь было прописано: ширина улицы должна быть такой, чтобы осёл, бредущий посередине, мог ухватить, мотая головой, по клоку травы с низких боков оград. Как этот факт характеризует улицу?
У. Узкие.
У.М. Путешествуя по городу, мы доходили до центральных улиц. Они, конечно, были шире, чем улицы окраин и их выкладывали булыжником. В первый день булыжником выложили 3/20 части дороги, а во второй день на 1/5 части больше, чем в первый день. Какую часть дороги покрыли за два дня вместе?
У.И. Центр города. Как называлось мероприятие, которое проводилось в городе?
У. Ярмарка.
Замечание: Рассмотреть иллюстрации ярмарки.
У.И. Что такое ярмарка?
У. Ежегодные торги.
У.И. В чьей помощи нуждались купцы?
У, В помощи менял.
У.И. Выгодно ли быть менялой?
У. Выгодно.
У.М. Меняло, поменяв купцам из Италии флорины на экю в один день получил доход в 2/7 части, а в следующей день доход составил 3/14 частей. У него была дочь – красавица, на которую он истратил 1/28 часть доходов, купив ей меха. Какая часть денег осталась у купца? Решить задачу, составив числовое выражение.
У.И. Джеффери Чосер рассказывает о том, как наживал богатство купец.
Стихотворение: Он толковал, о том,
Как получать, как сберегать доходы.
Он курс экю высчитывать умел
И знатно на размене наживался
И богател, а то и разорялся.
Он ото всех долги свои скрывал.
Охотно деньги в рост купец давал.
Он так искусно вёл свои расчёты.
Что пользовался ото всех почётом.
Какие способы наживы использовал купец? Как относились к нему горожане?
У.Торговал, занимался ростовщичеством.
У.И. Кем становились ростовщики и менялы?
У. Банкирами.
У.И. Расскажите о банках
У. Место, где были сконцентрированы деньги банкиров, располагались в центре города.
У.И. Поэт – школяр сочинил «Стих о всесилии денег». В чем автор видит великую силу денег?
Ныне повсюду на свете великая милость монете.
Ныне деньгою владеют цари и мирские владыки,
Ради возлюбленных денег, впадает во грех священник,
И на вселенском соборе, лишь золото властвует в споре.
Деньги, то бросят нас с войны,
То жить нам позволят спокойно.
Суд решает за плату всё то, чего хочет богатый.
Деньга терзают нас ложью, вещают и истину божью.
Деньги ввергают в соблазны, мучают, губят нас равно.
У.М. Вот перед вами несколько монет средневековья. Это монеты России, Италии, Франции. Монеты изготавливались вручную. Рассмотрите их.
У.И. Подведем итог: путешествуя по городу мы выяснили, как купец превращается в банкира. Давайте заполним таблицу.
Кто?
Что делал?
Меняла
Ростовщик
Банкир
У.М. Пора подвести итог всего нашего путешествия. Монеты собранные вами за ответы в течении урока меняются на оценки, следующим образом:
Монеты
Оценка
1-5
3
6-10
4
11 и более
5
Ученики, получившие «5» награждаются памятным жетоном «Знаток истории и математики».
15