МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТУ, ГОТОВЯЩЕМУСЯ К ПРОБНОМУ УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАКТИКАНТУ, ДАЮЩЕМУ
ПРОБНЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ
ВВЕДЕНИЕ
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили на первое место не предметный, а личностный результат. На первый план выходят не столько сами знания, сколько средства и инструменты их самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат.
Для учителя работа по федеральным государственным образовательным стандартам - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.
Для учеников это - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать новое, позволяет технология проблемного обучения.
Консультации практиканта у учителя и методиста - это взаимодействие коллег с целью передачи опыта начинающему учителю. При этом очень важно наличие желания практиканта получить этот опыт.
Уважаемые практиканты, вовремя посещайте консультации, подписывайте конспект урока. Помните о латентном периоде воплощения урока в жизнь. Если вы приходите на консультацию в незапланированное время, вы манипулируете старшими коллегами, заставляете их менять планы. Таким образом вы демонстрируете свою неорганизованность или эгоистичность, неуважение к коллегам.
Урок - как живой организм: он зарождается в недрах ума и души практиканта, учителя и методиста в виде идеи. Затем практикант материализует идею на бумаге в виде конспекта урока и в демонстрационном изделии, наглядных пособиях. Но это еще не сам урок. Только подготовка к нему. А урок - это совместное проживание кусочка жизни практиканта, дающего урок, учащихся, учителя и методиста. Урок начинает свою жизнь со слов приветствия учителя, а завершается словами: "Урок окончен". После этого к уроку возвратиться уже нельзя, исправить его нельзя, он остается в прошлом нашей жизни. Каким должен быть этот кусочек жизни?
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИКАНТА К ПРОБНОМУ УРОКУ
1. Общие рекомендации студенту
Студент берет тему урока у учителя за 10 - 15 дней до дня проведения.
В общей тетради необходимо вести записи рекомендаций учителя и методиста во время консультаций. Учитель и методист могут обратиться к этим записям во время консультации. Студент тщательно планирует рабочую неделю. На выданном ему бланке расписания отмечает время консультаций методистов и учителей. При совпадении времени консультаций учителей и методистов, консультацию методиста можно перенести по согласованию с методистом на одну назад.
2. Первая консультация учителя (23 мин.):
2.1. Тему, частью какого раздела является урок, какой вид работы используется на уроке, какие планируются результаты урока (предметные и универсальные учебные действия), какие виды и формы контроля планируются, какое оборудование понадобится практикант переписывает из календарно-тематического плана предмета, предоставленного учителем и записывает комментарии учителя.
2.2. Цель и задачи урока выдает студенту учитель.
2.2. Практикант знакомится с образцом изделия, обсуждает с учителем алгоритм и технологию его изготовления.
2.3. Практикант вместе с учителем отбирают материал из учебника для работы на уроке (на 2 - 3 минуты) и определяют место этой работы в уроке.
2.4. Практикант вместе с учителем определяют, какие новые понятия, технологические приемы изготовления изделия вводятся на уроке.
2.5. Практикант вместе с учителем планирует и обсуждает пути внедрения элементов творчества в процесс практической работы.
2.6. Практикант выслушивает и записывает рекомендации учителя о способах проверки результатов урока и достижения цели урока, о формах рефлексии.
3. Самостоятельная работа студента
Студент в процессе самостоятельной работы над развернутым конспектом урока:
3.1. Учится воплощать КТП, поставленные цель и задачи урока, видит какое место занимает данный урок в системе уроков по теме или разделу, знакомится с видами деятельности, которыми занимается учащийся на уроке, какие планируются результаты урока (предметные и универсальные учебные действия), какие виды и формы контроля планируются, какое оборудование понадобится;
3.2. Выполняет технологическую карту, наглядные пособия, презентацию, образец работы и демонстрационный динамический вариант в виде элементов-заготовок в 1,5 - 2 раза больше образца работы ученика;
3.3. Хронометрирует (определяет время) свою работу по подготовке образца;
3.4. Подбирает аналоги;
3.5. Продумывает место в уроке, время и содержание физминутки;
3.6. Составляет конспект урока, используя методические рекомендации, предложенные методистом:
четко прописывает вопросы и предполагаемые ответы учащихся для отслеживания предполагаемой логики беседы;
планирует изучение нового материала в форме эвристической беседы, помнит о том, что знания «добытые» самостоятельно наиболее прочные, такая форма работы с учеником повышает его интерес к выполнению задания;
выдерживает четкую структуру урока, рационально определяет время этапов урока, помнит, что 80% времени на уроке - это практическая работа;
иллюстрирует конспект урока, используя технологическую карту изготовления изделия;
определяет тип практической работы (фронтальный, групповой, самостоятельный, комбинированный);
готовит эскиз использования доски на разных этапах урока;
планирует условия для проявления творчества в работе учащихся;
4. Первая консультация методиста (23 мин.):
Методист контролирует:
4.1. Развернутый конспект урока по заданной теме, обсуждает его с практикантом, при необходимости читает вместе с практикантом записи, сделанные им на первой консультации с учителем;
4.2. Соответствие поставленным целям и задачам урока структурных элементов и содержания урока, наглядных пособий, критериев оценки работ учащихся при их анализе;
4.3. Наличие в конспекте плана предварительного анализа изделия (формы элементов, технологии изготовления изделия, алгоритма выполнения изделия с показом каждого этапа) и анализа готовых работ учащихся;
4.4. Наличие в конспекте указаний во время практической работы:
- организационных (организация рабочего места, реализация темпа работы);
- методических (нацеленных на реализацию алгоритма и технологии изготовления изделия, правильное использование инструментов, активизации мышления учащихся);
- здоровье сберегающих (направленных на выполнение учащимися правил правильной посадки за столом, на контроль расстояния от глаз до поверхности стола, на выполнение техники безопасности);
4.5. Планирование проявления творчества в работе учащихся;
4.6. Знание понятий, запланированных для изучения на уроке;
4.7. Качество наглядных пособий по содержанию и оформлению, образца изделия, динамического демонстрационного пособия; уточнение содержания наглядных пособий;
4.8. Содержание презентации и умение практиканта использовать её на уроке, наличие цели для просмотра презентации (зачем учащемуся смотреть презентацию? Что запомнить? На что обратить внимание?). Уточнение содержания презентации.
5. Самостоятельная работа студента
Практикант вносит в конспект изменения, дополнения, дорабатывает наглядные пособия.
6. Вторая консультация учителя (23 мин.):
Учитель:
6.1. читает чистовик развернутого конспекта после консультации методиста, делает замечания, уточнения;
6.2. дает советы по организации освещения для контрастного показа презентации, дает возможность практиканту открыть презентацию на компьютере;
6.3. познакомившись с эскизом использования доски на разных этапах урока, дает советы с учетом особенностей классной доски;
6.4. отвечает на вопросы практиканта;
6.5. подписывает конспект. При отсутствии подписи учителя в конспекте практикант не может получить вторую консультацию у методиста, т.е. не может получить допуск к уроку.
6.6. Практикант изучает общую характеристику класса, особенности учеников, которые необходимо учитывать при организации урока:
а) по успеваемости: сильный, слабый: ровный, неоднородный: наличие отличников и отстающих, активно работающих и пассивных. В чем причины обнаруженных различий? Как это надо учитывать?
б) по поведению: дружный, сплоченный, организованный: шумный, неорганизованный; наличие недисциплинированных, больных, нервозных учащихся. В каких видах учебной работы особенно резко будут заметны эти особенности? Как их учесть?
в) по темпу учебной работы: быстрый, средний, медленный. В чем причины? Как это учесть во время урока?
г) по отношению учащихся к данному предмету: любят предмет и занимаются им с удовольствием, не люб
·ят, мало им занимаются и не систематически, считают трудным, неинтересным и др. Почему? Как это учесть на данном уроке?
д) по отношению к разным видам деятельности на уроке: какие виды работ представляют для учащихся наибольшие трудности (аппликация, лепка, конструирование, шитье и пр.). Нельзя ли как-то помочь тем, кому труднее всего придется на уроке с выполнением планируемой работы?
7. Вторая консультация методиста (23 мин.)
не позже чем за день до проведения урока:
методист:
7.1. проверяет конспект, обязательное наличие подписи учителя;
7.2. организует фрагментарное представление урока практикантом (по выбору практиканта и методиста);
7.3. контролирует готовность и качество всех наглядных пособий;
7.4. подписывает конспект, таким образом допускает практиканта к уроку.
Методист не допускает к уроку студента в случае не качественной или не своевременной подготовки конспекта урока и средств наглядности.
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО
ТЕХНОЛОГИИ С МЕТОДИЧЕСКИМИ КОММЕНТАРИЯМИ
I. Организация урока. (30-40 сек.)
Это необходимый структурный элемент урока любого вида, но проходить он может по-разному.
Учителю необходимо настроить учеников на работу.
Представиться.
Дождаться тишины.
Проверить готовность учащихся к уроку (проверка готовности материалов и инструментов выборочно проводится во время перемены).
Урок можно начать только тогда, когда учитель убежден, что все к уроку готовы, имеют все необходимое: материалы, инструменты. Для того, чтобы обеспечить всех учащихся необходимыми инструментами и материалами учитель имеет определенный их запас.
II. Вводная часть (информационно-аналитическая) (3 - 7 мин.).
Варианты вводной части урока:
1. Начать урок в первом классе можно, опросив детей, что им нравится делать из глины, пластилина, бумаги или ткани. Урок может начаться с загадки, отгадав которую узнаем объект труда. Затем идет анализ объекта и т.д.
2. Урок по работе с пластилином по изготовлению овощей, грибов, можно начать с детских воспоминаний о посещении леса, сада и т.п.
3. Началом урока может быть беседа о материале, из которого учащиеся будут изготавливать поделку.
4. Урок начинается с демонстрации в действии модели, предназначенной для изготовления.
5. В начале урока учитель читает отрывок из стихотворения, басни или рассказа, подводящей детей к определению объекта труда.
6. При изготовлении объектов продуктивной деятельности, посвященных праздникам, учитель уточняет у детей, какой наступает праздник, его приметы, традиции и т.д
7. Урок можно начать беседой о творчестве изобретателей, конструкторов, истории возникновения того или иного предмета.
постановка задачи урока (см. пункт IV, задачи анализа образца)
III. Демонстрация образца изделия.
Образец объекта труда должен быть достаточно крупным и находиться весь урок на доступном обозрению месте, что развивает наблюдательность и кругозор. Практическая работа на уроке должна иметь общественно-полезное значение.
При постановке учебных задач сообщают, какие новые знания планируется усвоить на уроке, каким новым умениям научиться, что предстоит вспомнить или закрепить из ранее усвоенного.
IV. Анализ образца. Определение материалов.
1. Аналитическая работа включает в себя виды анализа:
геометрический анализ образца изделия;
конструктивный анализ образца изделия;
технологический анализ изготавливаемого изделия др.
2. Изучать основные технологические операции по обработке бумаги и картона:
технологическая операция разметка на глаз, по шаблону или трафарету, копированием, чертежными инструментами, по предмету;
технологическая операция формообразования деталей:
технологическая операция резание: разрезание, надрезание, прорезание, вырезание;
технологическая операция отделка изделия или его деталей: окрашивание, вышивка, аппликация и др.
технологическая операция сборка изделия, соединения.
3. Изучать основные технологические операции по обработке пластических материалов:
деление на части;
скатывание, раскатывание;
вытягивание;
прищипывание;
заглаживание мест скрепления.
4. Изучать основные технологические операции по обработке ткани:
разметку линии реза, раскрой;
продергивание нитки;
сшивание для скрепления деталей, декоративное;
выворачивание;
набивка;
простегивание;
украшение.
Функции анализа образца:
1. раскрывается назначение и роль изделия, приводятся требования к его качеству;
2. определяются конструктивные элементы изделия;
3. определяется геометрическая форма каждого элемента изделия;
4. обосновывается выбор технологии изготовления, материала, из которого оно будет изготовлено;
V. Планирование предстоящей практической работы.
Основная задача планирования предстоящей практической работы – это выбор знакомых трудовых приемов и определение незнакомых, знакомство со свойствами материалов, умение пользоваться простейшими инструментами, вспоминаются и объясняются правила ТБ.
Дается объяснение всего технологического процесса по изготовлению объекта труда в процессе бесед, инструктажей и демонстраций процесса выполнения трудовых приемов и операций. Учитель может использовать чертеж или технологическую карту, в которой прописаны названия этапов.
Учащимся предлагают запомнить трудовые приемы для изготовления поделки. Учащиеся, планируя самостоятельно свои действия, сверяют каждое свое действие с пунктами готового плана. Может использоваться фрагмент плана, когда записывается не весь порядок трудовых операций, а только главные из них.
Для организации самоконтроля учащихся на этапах можно продемонстрировать промежуточные результаты работы одного - двух учащихся с кратким комментарием.
Уже в первом классе следует приучать к восприятию словесного объяснения. При этом уделяется внимание демонстрации неизвестного, затем малоизвестного и трудно запоминающегося приема труда, что способствует развитию памяти и внимания.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Перед самостоятельной работой учащихся проводится краткая инструкция о том, как самостоятельно работать.
При самостоятельном выполнении задания учащиеся должны уметь:
прочитать технический рисунок, чертеж;
разобраться в устройстве, конструкции изделия, определить его существенные признаки и способ изготовления,
составить план работы,
выполнить намеченные трудовые операции,
осуществить самоконтроль,
оценить работу.
VII. Практическая деятельность по изготовлению изделия.
Практическая часть урока занимает основную часть урока. Учитель осуществляет оперативный контроль за работой каждого ученика, оказывает детям индивидуальную помощь, при необходимости проводит дополнительный инструктаж в процессе которого учитель указывает на допущенную ошибку и объясняет, чем она вызвана, как ее исправить.
Основным стимулом практической работы должна быть общественно полезная направленность труда, соревнование на лучшую работу, конкурс.
В ходе самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь. Но бывает, что, оказывая индивидуальную помощь на объекте ученика учитель выполняет работу за него. Необходимо производить показ на отдельном материале.
VIII. Анализ работ учащихся.
Анализ готовых изделий следует проводить с учетом тех требований, которые были предъявлены перед изготовлением изделия и выполнялись в процессе практической работы. В тех случаях, когда работа не закончена, учитель ограничивается общей характеристикой деятельности учащихся.
Формируется умение рассматривать и оценивать произведения друг друга. В анализе выполненных изделий должны принимать активное участие дети, указывая на достоинства и недостатки полученных работ.
Оценки при анализе работ не ставятся.
VIII. Подведение итогов урока.
Эффективной формой подведения итогов следует считать оценку изделия учителем, непосредственно на рабочем месте ученика. В этом случае каждая оценка мотивируется.
После анализа и оценки выполненных изделий дается общая оценка достижений. Необходимо отметить, насколько в целом удалось выполнить поставленные в начале урока задачи: что нового узнали на уроке, чему научились, что повторили. А так же, что еще недостаточно хорошо удается.
Нормы и критерии оценки работ учащихся
Критерии:
Точность следования технологии изготовления изделия.
Норма времени.
Применение знаний ученика на практике.
Правильность выполнения трудовых приемов.
Рациональная организация рабочего места.
Соблюдение правил ТБ.
Нормы оценок:
«5» - когда выполнены все требования
«4» - допущены небольшие неточности
«3» - перечисленные критерии имеют отклонения
«2» и «1» - не ставить.
IХ. Уборка рабочих мест.
13PAGE 15
13PAGE 14615