Доклад Система подготовки учащихся к ЕГЭ учителями математики в 2016-2017 учебном году.
Подготовка к ЕГЭ -2017
"Система подготовки к ЕГЭ учителями математики в 2016-2017 учебном году".
Советы эксперта. «Программа – минимум».
Уважаемые коллеги! В скором времени вашим ученикам придется сдавать ЕГЭ по математике. Одному эксперту по проверке работ ЕГЭ с развернутым ответом с 2009 года задали вопрос:
– Наблюдается ли тенденция прогресса в работах детей с течением времени?
– Да, безусловно. По крайней мере, по сравнению с предыдущими годами, когда было большое количество работ, в которых дети просто не выполняли и даже не брались за сложные задания, в этом 2016 году работы абсолютно полные. Дети берутся за сложные задания. Они стремятся к получению значимого результата, к тому, чтобы выйти с достойным результатом, иметь возможность соревноваться с другими детьми, с которыми они потом будут поступать в вузы.
– В чём, на Ваш взгляд, особенности работ нынешних выпускников?
– Я бы не сказал, что работы этого года являются какими-то особенными по сравнению с прошлыми годами. В данном случае правильнее говорить, что у них появилось больше мотивации. Ведь по сути ЕГЭ – право сильных учеников учиться в сильных и ведущих вузах страны.
– Какие ошибки чаще всего допускают выпускники в экзамене по математике?
– Если говорить об ошибках, которые прежде всего касаются самих знаний области математики, то это чаще всего применение того или иного закона в тех случаях, где он не может применяться. А если говорить более узко, то это случаи, когда ребята не могут для себя определить, какое конкретно задание им сейчас по силам, а какое следует пока отложить. Нет принципа того, что ребенок сначала выбирает для себя самое простое задание, а затем уже – из оставшихся.
Наши выпускники из года в год сдают ЕГЭ. За пять лет работы в качестве эксперта по проверке заданий с развернутым ответом по поводу выполнения нашими выпускниками заданий «части С» по математике накопилась коллекция «подводных камней», об которые с обидным постоянством спотыкаются выпускники из года в год.
Задание С2.
Стереометрия. Базовые стереометрические фигуры. Углы – расстояния – площади … Всё решение строится на хорошем знании материала 10-11 классов по геометрии. Ничего сверхъестественного и сверхпрограммного. Но верных решений мало. ГЕОМЕТРИЯ! Конечно, успех решения во многом будет зависеть от того, насколько богат у учащихся «конструктор» - набор элементов геометрического содержания, т.е. определений, теорем, формул, осевших у них в памяти.
С чего же начать решение С2? Можно долго рассуждать, что если ученик решает задачи по геометрии, чертеж может быть и неверным. Вот именно, если РЕШАЕТ. То есть умеет увидеть и обосновать необходимые связи между элементами фигуры, вспомнить и применить нужные формулы. А если не всегда, а через раз, а то и два?.. Учащиеся должны понимать: чертеж должен соответствовать условию и быть максимально достоверным. То есть, на нем должны быть ВИДНЫ характеристические свойства данной фигуры (т.е. если дан куб, то ребра фронтальной грани должны быть равны; если дана правильная пирамида, то покажите, что она правильная, проведя высоту в центр основания и т.п.). Требуйте сделать на черновике несколько чертежей: а наилучший вариант, с наиболее выгодным для решения и последующих дополнительных построений, потом перенести ГЕЛЕВОЙ РУЧКОЙ в чистовик. Обидно бывает за выпускника, который сделал чертеж легким росчерком, то ли небрежно, но на копии попавшей в руки эксперта работы чертежа вовсе не видно. Кроме того, часто наличие нескольких чертежей к одной задаче позволяет избежать ошибок, которые можно назвать «присвоением фигурам или элементам несуществующих свойств». Допустим, учащемуся кажется или хочется, чтобы вот этот треугольник был прямоугольным. Он должен проверить, исследовать или доказать. И только если догадка подтвердилась, - использовать.
В задании С2 кратко должно быть прописано теоретическое обоснование шагов решения. Сжато, коротко, но логическая цепочка должна быть простроена и описана. Четкое, обоснованное, последовательно выстроенное, подкрепленное знанием теоретических фактов решение всегда вызывает уважение у экспертов, облегчает процесс формирования оценки. И опять – таки, а вдруг придется апеллировать? В процессе апелляции вы никого не убедите в том, что «вот тут ученик подразумевал вот это, а там опирался на то-то».
Теперь хочу остановиться на таком критерии при оценивании заданий типа С2, как «верно выполнен переход к планиметрической задаче», который дает возможность заработать один балл за задание. Что это значит? При решении стереометрической задачи мы фактически переходим к более простым, планиметрическим задачам. Но вот переход к планиметрической фигуре, ее построение, обнаружение ее свойств должны быть грамотно обоснованы. Более того, всем своим ученикам я советую при переходе к планиметрическим задачам делать для них отдельные чертежи – выноски, на которых можно выполнять дополнительные построения и даже кратко отражать ход решения.
Несколько по-иному стоит поступать при использовании достаточно эффективного и весьма популярного координатного метода решения таких задач. Главное при его использовании – правильно задать систему координат. А дальше остается только выбирать подходящие формулы, минуя муки доказательств и переходов к планиметрии. К сожалению, прием не универсален, уповать только на него не стоит. Но в арсенале каждого, уважающего себя, выпускника он должен быть.
Подытожим. Чтобы справиться с С2, надо:
1) Сделать максимально достоверный чертеж, гелевой ручкой (!);
2) Грамотно обосновать все переходы к планиметрическим задачам, сделать для них чертежи- выноски.
3) Использовать только те свойства фигур, которые можно доказать или основанные на известных геометрических фактах.
4) Не ошибайтесь в формулах.
21 ноября 2016 года прошел всероссийский вебинар по теме: «Профильный уровень Единого государственного экзамена по математике в 2017 году». В Краснодарском крае его можно было увидеть в г.Краснодаре, Армавире и Сочи. Проводили вебинар Ященко Иван Валерьевич и Семенов Андрей Викторович.
На данном вебинаре речь шла о подготовке учащихся, которые на ЕГЭ по математике должны получить выше 75, 80 и 90 баллов. Такие выпускники показывают свою готовность, свои способности обучаться в технических вузах России.
Ященко И.В. в частности сказал.
Каковы принципы качественной подготовки данных учащихся:
Четкое, безошибочное выполнение всех заданий с кратким ответом;
Умение планировать и распределять время на проверку заданий с кратким ответом.
Нужно достаточно быть уверенным в задачах №13,15,17,20.
Таким учащимся нужно целенаправленно и систематически решать разнообразные олимпиадные задания: школьные, региональные, интернет-турниры.
Большое внимание уделить геометрии.
Ключевое слово-планирование времени. Ученики говорят: «Я бы решил задачи, но мне не хватило времени»
Семенов А.В. сказал: В последнее время появилась тенденция решать 12 задач за 15 минут. Нельзя загонять ученика в жесткие рамки!
А вот 8 задач на одном дыхании - рисунки, наброски за 15 минут - это нормально. Учите детей решать не все подряд, а уметь переключаться. Так после 8 задачи, перейти к 13 задаче и затем вернуться к 9 и 10.
В заданиях с развернутым ответом учить учеников донести свое решение до эксперта. В школе учитель знает ученика, а на экзамене его работа анонимна.
Задание №13 Ошибся в формуле приведения, а дальше все правильно.0 баллов. Соs2α-ошиблись-0 баллов.
Уравнение обязательно переписывать в работу. Любой эксперт должен восстановить ваш ход решения.
Задание № 14 Чертеж, все данные, продумать, как доказать часть а.Как только есть идея-приступать к решению. Если пункт а не доказан, можно решать пункт б и получить 1 балл.
Задание № 15 неравенство.
Ошибки по невнимательности, переписал неверно и дальше решил, в ответ включил ноль знаменателя-0 баллов. Учить решать неравенства разного уровня сложности.
Задание №17 Задача с экономическим содержанием. Решил 17 заданий-это 80 баллов.
Задача №18 с параметрами-классическая задача для поступления в Вуз.
Это 4-х бальная задача. Чтобы научиться их решать –надо сначала изучить всю теорию, методы решения.
И на последок, они предложили таким ученикам порешать любой вариант за 4 часа и посмотреть свое распределение времени.