РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки к ГИА по предмету «ИСТОРИЯ»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа элективного курса по истории для 9 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (от 05.03.2004 №1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации 2016 года по истории;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году государственной итоговой аттестации по истории;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году государственной итоговой аттестации по истории.
Элективный курс «Подготовка к ГИА по истории» имеет большое значение для более глубокого усвоения теоретического материала и умение применять имеющиеся знания на практике при выполнении тестовых заданий по типу ГИА. Курс необходим, т.к. общеобразовательная программа базового уровня отводит два часа в неделю в 9 классе на интегрированный курс изучения истории России и всеобщей истории, что не позволяет в полном объёме подготовить учащихся к итоговой выпускной аттестации за курс школы.
Курс ориентирован на развитие у школьников интереса к более полному познанию исторических процессов, организацию самостоятельной практической деятельности, поиску дополнительных исторических источников для решения тестовых задач.
В элективном курсе последовательно рассматриваются все периоды истории Отечества с древнейших времён до наших дней с особым акцентом на знание хронологии исторических событий, выдающиеся личности и их роль в истории, анализ и сопоставление процессов. На занятиях рассматриваются т.з. отечественных и зарубежных историков, с последующими выводами и высказыванием учащимися собственной позиции по данной проблеме.
В конце каждой темы проводятся занятия в форме тестовых заданий по типу ГИА частей А, В и С.
Данный курс рассчитан на 1 час в неделю в течении января, февраля и марта 2016г. Более глубокое изучение фактического материала, отработка навыков работы с заданиями по типу ГИА способствует подготовки выпускников к успешной сдаче ГИА по курсу средней школы. Работа с источниками, альтернативными т.з. историков, философов, их анализ - социализации личности ребёнка, умению отстаивать собственную позицию в конкретно сложившейся ситуации, умению прогнозировать возможные ситуации, предвидеть их результат.
Цели и задачи курса:
Научить учащихся продуктивно работать с историческими источниками, умению написания исторического сочинения.
Расширить объём знаний по истории Отечества (за пределами базового уровня школьной программы).
Сформировать у будущих выпускников устойчивую жизненную позицию, умение отстаивать свою т.з. в сложившейся конкретной ситуации.
Научить применять исторические знания на практике в повседневной жизни.
Отработать приёмы выполнения тестовых заданий по типу ГИА частей: А и В, обучить первичным навыкам для дальнейшей работы при выполнении заданий группы С.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории.
Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории.
Историческую обусловленность современных общественных процессов.
Особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
Уметь:
1.Осуществлять поиск исторической информации в источниках разного типа.
2.Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема и т.д.).
3. Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.
4.Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и временными рамками исторических процессов и явлений.
5. Формулировать собственное отношение по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
6. Использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне информации.
7.Определять собственную позицию к явлениям современной жизни исходя из их исторической обусловленности.
Содержание курса.
Тема 1. Русь в IX - XIII веках. Образование Древнерусского государства. Правление князя Олега. Правление князя Игоря. Правление князя Святослава. Правление князя Владимира. Принятие Русью христианства. Правление Ярослава Мудрого. Появление «Русской правды». Возведение храма св. Софии в Новгороде. Съезд русских князей в г. Любече. Правление князя Владимира Мономаха. Первое летописное упоминание о Москве. Князья Владимиро-суздальского княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. Создание «Слова о полку Игореве». Образование Великого княжества Литовского. Сражение на реке Калке. Нашествие хана Батыя на Северо-Восточную и Южную Русь. Разгром шведов на реке Неве князем Александром Ярославичем. Поражение немецких рыцарей на Чудском озере.
Тема 2. Россия в XIV-XVI веках. Правление князя Ивана Калиты в Москве. Антиордынское восстание в Твери. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского. Куликовская битва. Андрей Рублев и его «Троица». Правление Василия I. Междоусобная война в Московском княжестве. Образование Казанского ханства. Правление князя Ивана III. Присоединение Новгорода к Московскому государству. «Стояние на реке Угре». Ликвидация ордынского владычества. Принятие первого Судебника. Правление князя Василия III. Вхождение Рязанского княжества в московское государство. Завершение объединения Руси. Правление Ивана Грозно. «Судебник» Ивана IV. Опричнина. Ливонская война. Царствование Федора Ивановича.
Тема 3. Россия в XVII веке. Правление Бориса Годунова. Лжедмитрий I. Правление Василия Шуйского. Лжедмитрий II. Движение И.И. Болотникова. Освобождение Москвы. Воцарение Романовых. Соляной бунт. Медный бунт. Движение С. Разина. Воцарение Федора Алексеевича. Начало правления Петра I.
Тема 4. Россия в XVIII веке. Северная война. Реформы Петра Великого. Правление Екатерины I. Петр II. Анна Иоанновна. Елизавета Петровна. Петр III. Правление Екатерины II. Манифест о вольности дворянства. Русско –турецкая война.
Тема 5. Россия в XIX веке. Указ Александра I «о вольных хлебопашцах» Проект реформ Сперанского. Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов. Крымская война. Александр II . Либеральные реформы Александра II. Русско-турецкая война. Правление Александра III.
Тема 6. Россия от Русско-японской до Первой мировой войны. Русско-Японская война. Первая Русская революция. Начало реформ Столыпина. Присоединение России к Антанте. Россия в Первой мировой Войне. Февральская буржуазная революция. Мятеж генерала Корнилова. Октябрьское вооруженное восстание. Захват власти большевиками. 2-й съезд советов. Гражданская война и интервенция в России. Подписание Брестского мира с Германией. Чехославацкий мятеж. Расстрел семьи Романовых.
Тема 7. СССР в 1917-1941. Поражение армии Колчака, Деникина. Переход к НЭПу. СССР в 20-30-е годы. Голод в Поволжье. Создание СССР. Принятие Конституции СССР. Принятие первого пятилетнего плана. Коллективизация. Принятие новой Конституции в СССР (1936). Подписание советско-германского соглашения. Советско-финская война.
Тема 8. СССР в Великой отечественной войне. Нападение Германии на СССР. Битва под Москвой. Битва под Сталинградом. Битва на Орловско-Курской дуге. Тегеранская конференция 1943г. Снятие блокады Ленинграда в 1944г. Яссо-Кишеневская наступательная операция 1944г. Освобождение стран Восточной Европы от фашизма. Крымская конференция 1945г. Капитуляция Германии.
Тема 9. СССР в 50-е -80-е годы. Н. С. Хрущев. 20-й съезд КПСС. Запуск первого советского спутника в космос. Полет Гагарина в космос. Карибский кризис. Л. И. Брежнев. Ввод войск СССР в Чехословакию в 1968г. Реформы Косыгина. ОСВ-1 и ПРО. Принятие новой Конституции (1977). Осв-2. Ю.В. Андропов. К.У. Черненко. М.С. Горбачев. Авария на Чернобыльской АЭС. Создание кооперативов. Вывод Сов. войск из Афганистана. ССВ1. Избрание М.С. Горбачева Президентом СССР.
Тема 10. СССР в 90-е – современная Россия. Избрание Президентом России Б.Н. Ельцина (1991). Путч ГКЧП. Запрещение КПСС. Беловежские соглашения и распад СССР. Принятие Конституции РФ (1993). Начало первой военной операции в Чечне. Избрание Президентом РФ В.В. Путина. Укрепление вертикали власти Избрание Президентом РФ Д.А. Медведева. Избрание Президентом РФ В.В. Путина.
Литература, рекомендуемая для учащихся:
Вся история в одном томе / Авт. сост. И.О. Родин, Т.М. Пименова. – М.: «Родин и компания», ООО «Издательство АСТ-ЛТД». 2014. - 544 с.
Готовимся к экзамену по истории России (домашний репетитор), для поступающих в ВУЗы авторы: А.Короленков, К.Гуленков,- М. Айрис Пресс 2012. – 453 с.
Данилов А.А. История России XX век. Справочные материалы. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014..– 336 с.
Данилов А.А. История России в. IX – XIX в. Справочные материалы. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 432 с.
Единый государственный экзамен 2016. История Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы составители: Е.А Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И.Ларина, Я.В. Соловьёв – М.: Интеллект-Центр, 2015. – 430 с.
Зуев М.Н. История 5-11 кл. Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа, 1014. – 224 с.
История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник / Сост. Блохин В.Ф. – Смоленск: Русич, 2012. – 528 с.
История. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. / В.Н. Амбаров, П. Андреев, С.Г. Антоненко. – М.: Дрофа, 2011. – 816 с.
История. Экспресс-курс подготовки к итоговой аттестации. Авторы: К.М. Северинов- СПб.: Тригон, 2014. – 378 с.
Овсянников А.А. История двух тысячелетий в датах: Справочное пособие для средних школ и вузов. – Тула: Автограф, 2014. – 640 с.
Олейников Д.И. История. Россия. XVII - XX века. Краткий справочник школьника 7-11 классы. – М.: Дрофа, 2014. – 224 с.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ, 2016. История / ФИПИ авторы-составители: Я.В.Соловьёв, Е.А. Гевуркова, Л.И.Ларина – М.: Астрель, 205. – 420 с.
Соловьев К.А. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по истории России. – М.: ВАКО. 2013.
Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 144 с.
Интернет-ресурсы.
Архив конспектов А.М. Пушкарёва. История Отечества. X-XX вв. http://www.konspekty.narod.ru/index-main.htm
Интернет для историков. http://edu.tsu.ru/historynet/scince/ rus_history/mideviel_17.htm
Историческая карта http://lesson-history.narod.ru/mapr3.htm
История В Помощь Учителю. История / К уроку готовы / Средства обучения / Наглядные пособия / карты http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001443
Карты http://www.unilib.neva.ru/dl/327/contents.htm
Материалы открытого банка данных ЕГЭ по истории ФИПИ.
Рубрикон. Энциклопедии, словари, справочники http://www.rubricon.com/
Русско-турецкие войны 1768-1774, 1787-1791, 1877-1878 гг. http://schools.techno.ru
Русско-турецкие войны http://allturkey.narod.ru/harb1768.htm
Русско-турецкие войны http://tsari.narod.ru/wars/rus_tur.html#belgrad
Хронология турецких завоеваний 11-18 веков http://turkey-info.ru/ history/hronoloji.html
ХРОНОС - всемирная история в интернете http://www.hrono.ru/1600ru.html
Я иду на урок истории. http://his.1september.ru/urok/sch758/wars/all/yy/tp.htm
Образовательные CD.
Мультимедийный курс «История Отечества. 882-1917».
Репетитор по истории «Репетитор Кирилла и Мефодия».
Энциклопедия «Истории России 862 – 1917»

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «История»

п/п Тема урока Кол-во часов Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяДата проведения
план факт
1 Русь в IX - XIII веках. 1 Образование Древнерусского государства. Правление князя Олега. Правление князя Игоря. Правление князя Святослава. Правление князя Владимира. Принятие Русью христианства. Правление Ярослава Мудрого. Появление «Русской правды». Возведение храма св. Софии в Новгороде. Съезд русских князей в г. Любече. Правление князя Владимира Мономаха. Первое летописное упоминание о Москве. Князья Владимиро-суздальского княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. Создание «Слова о полку Игореве». Образование Великого княжества Литовского. Сражение на реке Калке. Нашествие хана Батыя на Северо-Восточную и Южную Русь. Разгром шведов на реке Неве князем Александром Ярославичем. Поражение немецких рыцарей на Чудском озере. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов. Описание событий, явлений. Соотнесение факта и процесса, явления, обобщение фактов. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения. 2 Россия в XIV-XVI веках. 1 Правление князя Ивана Калиты в Москве. Антиордынское восстание в Твери. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского. Куликовская битва. Андрей Рублев и его «Троица». Правление Василия I. Междоусобная война в Московском княжестве. Образование Казанского ханства. Правление князя Ивана III. Присоединение Новгорода к Московскому государству. «Стояние на реке Угре». Ликвидация ордынского владычества. Принятие первого Судебника. Правление князя Василия III. Вхождение Рязанского княжества в московское государство. Завершение объединения Руси. Правление Ивана Грозно. «Судебник» Ивана IV. Опричнина. Ливонская война. Царствование Федора Ивановича. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов. Описание событий, явлений. Соотнесение факта и процесса, явления, обобщение фактов. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения. 3 Россия в XVII веке. 1 Правление Бориса Годунова. Лжедмитрий I. Правление Василия Шуйского. Лжедмитрий II. Движение И.И. Болотникова. Освобождение Москвы. Воцарение Романовых. Соляной бунт. Медный бунт. Движение С. Разина. Воцарение Федора Алексеевича. Начало правления Петра I. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов. Описание событий, явлений. Соотнесение факта и процесса, явления, обобщение фактов. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения. 4 Россия в XVIII веке. 1 Северная война. Реформы Петра Великого. Правление Екатерины I. Петр II. Анна Иоанновна. Елизавета Петровна. Петр III. Правление Екатерины II. Манифест о вольности дворянства. Русско –турецкая война. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов. Описание событий, явлений. Соотнесение факта и процесса, явления, обобщение фактов. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения. 5 Россия в XIX веке. 1 Указ Александра I «о вольных хлебопашцах» Проект реформ Сперанского. Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов. Крымская война. Александр II . Либеральные реформы Александра II. Русско-турецкая война. Правление Александра III. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов. Описание событий, явлений. Соотнесение факта и процесса, явления, обобщение фактов. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения. 6 Россия от Русско-японской до Первой мировой войны. 1 Русско-Японская война. Первая Русская революция. Начало реформ Столыпина. Присоединение России к Антанте. Россия в Первой мировой Войне. Февральская буржуазная революция. Мятеж генерала Корнилова. Октябрьское вооруженное восстание. Захват власти большевиками. 2-й съезд советов. Гражданская война и интервенция в России. Подписание Брестского мира с Германией. Чехославацкий мятеж. Расстрел семьи Романовых. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов. Описание событий, явлений. Соотнесение факта и процесса, явления, обобщение фактов. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения. 7 СССР в 1917-1941. 1 Поражение армии Колчака, Деникина. Переход к НЭПу. СССР в 20-30-е годы. Голод в Поволжье. Создание СССР. Принятие Конституции СССР. Принятие первого пятилетнего плана. Коллективизация. Принятие новой Конституции в СССР (1936). Подписание советско-германского соглашения. Советско-финская война. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов. Описание событий, явлений. Соотнесение факта и процесса, явления, обобщение фактов. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения. 8 СССР в Великой отечественной войне. 1 Нападение Германии на СССР. Битва под Москвой. Битва под Сталинградом. Битва на Орловско-Курской дуге. Тегеранская конференция 1943г. Снятие блокады Ленинграда в 1944г. Яссо-Кишеневская наступательная операция 1944г. Освобождение стран Восточной Европы от фашизма. Крымская конференция 1945г. Капитуляция Германии. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов. Описание событий, явлений. Соотнесение факта и процесса, явления, обобщение фактов. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения. 9 СССР в 50-е -80-е годы. 1 Н. С. Хрущев. 20-й съезд КПСС. Запуск первого советского спутника в космос. Полет Гагарина в космос. Карибский кризис. Л. И. Брежнев. Ввод войск СССР в Чехословакию в 1968г. Реформы Косыгина. ОСВ-1 и ПРО. Принятие новой Конституции (1977). Осв-2. Ю.В. Андропов. К.У. Черненко. М.С. Горбачев. Авария на Чернобыльской АЭС. Создание кооперативов. Вывод Сов. войск из Афганистана. ССВ1. Избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов. Описание событий, явлений. Соотнесение факта и процесса, явления, обобщение фактов. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения. 10 СССР в 90-е – современная Россия. 1 Избрание Президентом России Б.Н. Ельцина (1991). Путч ГКЧП. Запрещение КПСС. Беловежские соглашения и распад СССР. Принятие Конституции РФ (1993). Начало первой военной операции в Чечне. Избрание Президентом РФ В.В. Путина. Укрепление вертикали власти Избрание Президентом РФ Д.А. Медведева. Избрание Президентом РФ В.В. Путина. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов. Описание событий, явлений. Соотнесение факта и процесса, явления, обобщение фактов. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения. Итого 10 часов