Структура комплексного анализа текста на уроках русского языка.


Структура комплексного анализа текста на уроках русского языка
Комплексный анализ текста позволяет осуществить системный подход к изучению русского языка. Работа с текстом способствует расширению и углублению знаний учащихся по разным разделам русского языка, учит различать типы и стили речи, видеть признаки их функциональных и языковых особенностей. Различные виды разборов, используемых при комплексном анализе, позволяют провести всестороннее повторение важного лингвистического материала.В рамках подготовки к ОГЭ такого рода деятельность приобретает еще большее значение, давая возможность систематизировать знания учащихся, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость. Задания ЕГЭ включают частьС, выполнение которой заключается в написании сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст.Такая работа необходима при подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему на экзамене в 9 классе. Комплексный анализ текста помогает осуществлять целенаправленную подготовку к данному заданию, готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и умению аргументированно высказывать собственные мысли.
Примерная структура комплексного анализа
Подготовка к выразительному чтению текста, определение места логического ударения, пауз, выбор нужного тона, темпа чтения.
Определение темы, основной мысли текста. Нахождение ключевых слов (словосочетаний), которые отражают тему текста.
Выбор заглавия текста. Объяснение смысла названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста?
Определение стиля текста. Аргументация мнения.
Доказать, что это текст. Какова роль первого и последнего предложения? 6. Определение типа речи (повествование, описание, рассуждение), аргументация выбора.
Какие средства связи между предложениями используются в тексте? Определение типа связи (параллельная, цепная)
Объяснение значений выделенных слов (с использованием словарей)
Подбор к выделенным словам синонимов, антонимов. Почему из ряда синонимов в тексте используется именно это слово?
Нахождение многозначных слов, определение их значения, доказательство многозначности.
Нахождение в тексте (если есть) синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении, стилистически окрашенных слов. Определение их роли в тексте.
Нахождение в тексте заимствованных слов, диалектизмов, профессионализмов, архаизмов, фразеологизмов. Объяснение их значение.
Составление плана текста, подготовка к пересказу (устному или письменному).
14. Произвести разные виды разбора на материале текста.
15. Анализ орфограмм и пунктограмм в тексте.
Эти вопросы могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста.
Памятка для анализа текста любого стиля речи
Определите, что перед вами: слова, предложения или текст. Докажите свою точку зрения.
Озаглавьте текст(Объясните имеющееся заглавие. Придумайте свое, сопоставьте).
Составьте план.
Выделите начало текста, укажите его особенности.
Укажите окончание текста. Есть ли смысловая и языковая связь между началом и окончанием текста? 6. Придумайте свои начало и окончание текста.
Укажите тему текста
Укажите идею.
Определите, о чем текст: о развитии действия, о признаках предмета или это вывод на основе приведенных аргументов к высказанному утверждению. На какой вопрос отвечает текст? Тип речи текста.
Определите стиль текста: разговорный или книжный (официально-деловой, художественный, научный, публицистический).
Памятка для анализа текста - рассуждения
1). Рассмотрите структуру текста.
1. Выделите части текста. Как они связаны? Какие средства связи?
2. Выделите введение, определите его назначение.
3. Выделите тезис. Охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его формулировки.
4. Найдите доказательства, определите, достаточно ли их. Что они собой представляют (суждение, умозаключение, факт, чужое высказывание)? Каков порядок указания доказательств?
5. Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка читателя к восприятию вывода; соответствие вывода тезису.
6. Охарактеризуйте заглавие текста; отражение в нем темы, идеи; соответствие заглавия типу речи, стилю речи.
2). Рассмотрите языковые средства- зависимость их выбора от темы, идеи, типа речи, стиля, жанра. Есть ли какие-либо особенности данного типа речи в употреблении лексических и грамматических средств (термины, восклицательные, вопросительные предложения, сложные предложения).
3). Сделайте общий вывод по анализу текста.
Памятка для анализа текста - описания
1). Рассмотрите структуру текста.1. Найдите начало текста (общее представление объекта, введение или иное начало).
2. Охарактеризуйте выбор признаков (полнота перечисления, значимость признаков, зависимость от стиля речи; порядок указания признаков целесообразность этого порядка).
3. Найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод).
4. Охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме, стилю речи.
5. Определите, есть ли в описании элементы других типов речи (повествование, рассуждение). Нужны ли они? Каково их назначение?
6. Назовите средства связи слов и частей текста.
2). Охарактеризуйте языковые средства
1. Найдите типичные средства (определения, синонимы- определения, несогласованные определения, неполные и назывные предложения), укажите время признаков.
2. Найдите другие языковые средства. 3). Сделайте общий вывод об описании (передайте общее впечатление от текста).
Памятка для анализа текста - повествования
1. Назовите главные особенности типа речи – повествования. Есть ли в нем диалог?
2. Определите стиль речи.
3. Назовите жанр (рассказ, басня, поэма, повесть, сказка).
4. Укажите тему. Что можно сказать о полноте её раскрытия?
5. Назовите идею, ее рабочую формулировку.
6. Определите, от какого лица ведется повествование
7. Назовите основные действия и порядок их указания.
8. выделите основные части текста, составьте его план.
9. Укажите начало текста. Как быстро и надежно оно вводит читателя в текст?
10. Найдите окончание текста. В чем его особенности? ( Нейтральное указание на последнее действие? Эмоциональное указание на последнее действие? Вывод? Призыв к размышлению?)
11. Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей.
12. Объясните особенности использования языковых средств.
13. Составьте заключение по характеристике текста.
Использованные ресурсы: http://myunivercity.ru/Литература/Комплексный_анализ_текста_на_уроках/101276_1670751_страница2.html
http://litirus.ru/prepodavanie/urok-russkogo-yazyika-na-temu-razvitie-rechi Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11кл.