Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 8 классе
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 8 классе
Класс: 8
Одни только дети знают, чего ищут.
Экзюпери
Детство - вот огромный край,
откуда приходит каждый
Экзюпери
Цель урока:
1) подготовка учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;
Задачи:
1) развивать у обучащихся умение выделять главное в анализируемом тексте;
2)продолжить формирование у обучающихся умения делать выводы, обобщать;
3)развивать творческие способностей учащихся;
4)отрабатывать навыки культуры речи;
5) совершенствовать навыки анализа текста;
6) формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
7) повышать интерес обучащихся к литературе.
Содержание урока: проанализировать предложенный преподавателем текст; определить тему, проблему текста; сформулировать авторскую позицию; сформировать у учеников собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их.
Оборудование: исходный текст; портреты А.Экзюпери, рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения
Ход урока
Вступительное слово учителя
Ребята, у каждого из вас отрывок из повести- притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мне очень хочется сказать несколько слов об этом авторе.
Родился Антуан де Сент-Экзюпери 29 июня 1900г. во Франции. Человек необычайно яркий, одарённый, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство - вот огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». В его творчестве, пожалуй, нет книги, где бы он ни вспомнил о своём детстве.
Последующая его жизнь полна драматических событий. Он попадал в тяжёлые авиационные катастрофы, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на всё!»
Авиация и литература вошли в жизнь Экзюпери почти одновременно. На вопрос, что он предпочитает - летать или писать - он ответил: «Для меня летать и писать - одно и то же». Самую жизнь он ощущал как полёт, движение. Он неустанно утверждал: «Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля».
Рапорт за рапортом подавал он в годы фашистской оккупации Франции с просьбой принять его в истребительную авиацию. «Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью... В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места... Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям».
31 июля 1944 г. военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание.
Читая книги Сент-Экзюпери, словно заново открываешь для себя красоту мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка. Его мысли доходят до нас, подобно свету далекой звезды. Его герои – искатели не только приключений, а правды, истины, справедливости и добра. Они и приводят нас, читателей, к душевной мудрости: “ведь зорко одно лишь сердце”.
Сегодня на уроке мы познакомимся всего лишь с маленьким отрывком из его произведения “Маленький принц”. Это фантастическая сказка для детей и серьезное произведение, наполненное философским смыслом для взрослых.
Учитель: А теперь обратимся к тексту. Чтобы понять, о чём идёт речь, необходимо внимательно, вдумчиво прочитать текст не менее трех раз (первый раз текст выразительно читает учитель, затем дети читают самостоятельно)
(1)На своём веку я много встречал разных серьёзных людей. (2) Я долго жил среди взрослых. (3) Я видел их совсем близко. (4) И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.
(5) Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок (6) Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. (7) Но все они отвечали мне: «Это шляпа». (8) И я уже не говорил с ними не об удавах, ни о джунглях, ни о звёздах...
(9) Взрослые очень любят цифры. (10) Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. (11) Никогда не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» (12) Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» (13)И после этого воображают, что узнали человека. (14) Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах его герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. (15) Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - тогда они воскликнут: «Какая красота!»
(16) Уж такой народ эти взрослые. (17) Не стоит на них сердиться. (18) Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.
( По Антуану де Сент-Экзюпери)
Учитель: После вдумчивого, неторопливого чтения, мы можем начать анализировать текст, для того чтобы разгадать тайну слова, найти ответ на вопрос: «Что хотел сказать нам автор? От чего хотел предостеречь?» Скажите, пожалуйста, что в первую очередь необходимо определить, начиная работать над любым текстом?
Ответы учащихся Тему.
Учитель: Вы абсолютно правы. Чтобы определить тему, вспоминаем вопрос, который нам в этом поможет.
Ответы учащихся: О чем идет речь в тексте?
Учитель: Подумайте и дайте ответ на этот важный вопрос.
Ответы учащихся: В тексте идёт речь о взаимоотношениях взрослых и детей.
Учитель: Давайте перейдём на следующую ступеньку, которая поможет нам разобраться в замысле автора. Для этого важно вспомнить вопросы: С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? С их помощью мы сможем выделить
Ответы учащихся: проблему (вопрос, волнующий автора)
Учитель: Так какая же проблема волнует Антуана де Сент-Экзюпери.
Ответы учащихся: Непонимание взрослых и детей, их разное отношение к миру, различный взгляд на окружающий их мир.
Учитель: Да, по мнению Экзюпери, хотя “все мы родом из детства”, “одни только дети знают, чего ищут”, потому что “эти взрослые – все-таки очень странные люди”.
(Работа в тетрадях: дети записывают в тетради основную тему и проблему произведения)
Учитель: Ещё одним важным этапом на пути к постижению главного является определение позиции автора. По мнению известного литературоведа М.Ю.Лотмана, « в тексте скрывается сам автор, текст - есть свидетельство о нём; каждое творение содержит в себе - в том или ином виде - образ своего творца».
Ответьте на вопрос: «Как вы понимаете, что такое позиция автора?»
Ответы учащихся: Тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос. Что думает обо всем изложенном автор.
Учитель: Постарайтесь сформулировать позицию автора.
Ответы учащихся: Самое страшное в мире взрослых, что люди не видят главного – красоты природы и человеческих отношений, правды, искренности, дружбы.
Учитель: А как вы думаете, почему это происходит?
Ответы учеников: Потому что их взгляд утратил чистоту и непосредственность ребенка! Люди должны сохранить на жизненном пути все то светлое и доброе в душе, что сделает их неспособными к злу и насилию. Человек судит о других только по «внешней оболочке», не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты. Автор пытается напомнить взрослым, что нужно по- новому воспринимать саму жизнь: что в ней главное, а что нет, что истинно, а что ложно, случайно.
Учитель: Да, это чаще всего бывает именно так: между миром взрослых, где важно только материальное, и праздничным миром ребенка, где прекрасно все, целая пропасть! Но главная трагедия «взрослых» героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь. «Ведь все взрослые сначала были детьми...».
(Работа в тетрадях : учащиеся записывают позицию автора в тетрадь)
Учитель: Мы определили тему предложенного текста, проблему, позицию автора. Скажите, пожалуйста, какой этап следующий?
Ответы учащихся: Необходимо отразить собственную позицию, то есть ответить на вопрос: Согласны ли мы с точкой зрения автора?
Учитель: Хочу вам напомнить, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.
Ответы учащихся: Экзюпери очень точно передал эмоциональные переживания ребёнка. Конечно, я согласен с его точкой зрения. Хотелось бы, чтобы взрослые не забывали, что сами были детьми, что каждый день сами делали удивительные открытия. Взрослым полезно вспомнить, что не всё можно измерить деньгами.
Учитель: Таким образом, Экзюпери поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. Ведь окружающий мир поистине прекрасен и удивителен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом. Они начинают смотреть на любой предмет прагматично, то есть смотрят с позиции нужности-ненужности, выгодности-невыгодности.
(Работа в тетрадях: учащиеся записывают свою позицию в тетрадь)
Учитель: Безусловно, обращение к теме детства присуще многим писателям. И чтобы аргументировать свои суждения, необходимо привести доказательства высказанной мысли.
Давайте вспомним, в каких ещё произведениях авторы поднимают эту серьёзную, актуальную во все времена проблему?
Ответы учащихся: Иван Алексеевич Бунин «Цифры», Лев Николаевич Толстой «Детство», Максим Горький «Детство»
Учитель: Замечательно, что вы знаете произведения этих русских писателей. Более подробно остановимся на рассказе И.А.Бунина «Цифры». О чём повествует писатель в этом произведении?
Ответы детей: В тот день, о котором идет речь, мальчик проснулся с новой мечтой, захватившей всю его душу: иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши. А ещё Жене непременно хотелось как можно скорее выучиться читать, рисовать и писать цифры. Дядя мальчика не мог или не хотел выполнить свое обещание сию минуту. И постарался найти причину, почему бы этого не делать. Сердце подсказывало дяде, что он совершает в эту минуту «великий грех» лишает ребенка счастья, радости, но тут он вспомнил правило о том, что вредно баловать детей.
Учитель: Иван Алексеевич Бунин в рассказе «Цифры» показывает, что миры взрослых и детей очень разные. Между ними постоянно возникают непонимание, неприятные недоразумения. Взрослые и дети живут вместе, разговаривают на одном языке, но редко понимают друг друга. Бунин показал трагедию такого непонимания. К сожалению, получается так, что «разыгрывание роли спокойного и рассудительного» помогает дяде обманывать самого себя, выдать собственную лень за принцип разумного воспитания. Прекрасно чувствуя это, но будучи не в силах повлиять на сильных и самостоятельных взрослых, маленький Женя ищет свои способы скрасить ожидание. Именно это и приводит к конфликту, на долгие годы оставившему в душе «очень, очень умного дяди» ощущение вины и собственной ошибки. А все ли взрослые признают собственную неправоту?
Ответы детей: Большинство взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как редко у них возникает желание понять маленького человека.
(Работа в тетрадях: запись аргумента)
Учитель: После кропотливой работы нам осталось написать заключение, т.е. обобщить всё то, о чём мы с вами сегодня рассуждали.
Ответы учащихся: Представляя окружающий мир глазами ребенка, многие писатели заставляют нас задуматься о том, что мир должен быть не совсем таким, каким его создают взрослые. Что-то в нем не так, неправильно, и, поняв, что именно, взрослые должны постараться исправить это. Учитель: Взрослым кажется, что с возрастом жизнь становится более тусклой, серой, обыденной, в ней нет места чудесам. Нежность, отзывчивость, правдивость, искренность, способность дружить – эти качества большинством взрослых навсегда утрачиваются. Ребенок ощущает себя частицей мира, природы, к единению с ней он призывает взрослых. Дети не умеют притворяться и лукавить, кривить душой. Все их чувства и эмоции на виду.
К счастью, не все взрослые люди таковы: знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сумел не только сохранить веру в сказку, но и поделиться своей верой со многими людьми.
А вам мне хочется пожелать, чтобы, став взрослыми, вы не растеряли чистоты и искренности восприятия окружающего мира.
(Работа в тетрадях: запись вывода)
Домашнее задание: Самостоятельно сформулировать второй аргумент, опираясь на произведения Л.Н.Толстого и М.Горького.
Литература
1. Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. М.: Радуга,
1983.
2. Губман Б.Л. «Истина для человека – это то, что делает его
человеком». [Предисл.] // Сент-Экзюпери А. Маленький принц и
другие проивед. М.: Высшая школа, 1992.
3. Полторацкая Н.И. Французская литературная сказка в XX веке.
[Предисл.] // Сказки французских писателей. Л.: Лениздат, 1988.
4. Вайсман Н. И., Гарват Р.Ф. «Зорко одно лишь сердце». //
Литература в школе, 1992, №1.
5. Филатова М. Маленький принц, больной любовью. // Культура, 1993,
№31.
Приложение №1
Алгоритм работы с текстом
Определи тему
Определи идею
Определи позицию автора
Вырази собственную позицию
Подбери 2-а аргумента
Обобщи (сделай вывод)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
№2
Выполнил учитель
русского языка и литературы
МОУ Старочигольской СОШ
Костылёва Ольга Викторовна
2011г.
В-1 – суффиксальный
В-2 – его
В-3 – появились позже
В-4 - 15
В-5 – 21
В-6 – 8
В-7 – 2
В-8 – 5,2,4,8
Сочинение-рассуждение
Что делает нас людьми? Что помогает жить? Это наша память, приобщение к духовному наследию прошлого. Рассказывая историю Ивана Мозжухина, актёра немого кино, очень известного в первой половине 20 века, но незаслуженно забытого, А.Н.Вертинский затрагивает острую проблему исторической памяти, национальной памяти.
Автор с теплотой и искренней нежностью вспоминает человека, которого знал с юности, с того замечательного времени, когда «оба были молоды, легкомысленны, веселы и свою работу в кино не считали ни работой, ни искусством». Но упорство и трудолюбие, а ещё врождённый талант помогли Ивану Мозжухину добиться признания не только на родине, но и за границей. А.Н. Вертинский восхищается щедростью, душевной теплотой, остроумием выдающегося артиста А дальше наполненные болью и справедливым негодованием строчки: умер артист «в бедности и одиночестве», забытый всеми.
Позиция автора однозначна – нельзя забывать тех, кто является гордостью нации. Если мы забываем людей, которые всю свою, иногда очень короткую жизнь, «покоряли другие народы величием нашего искусства», то у нас нет повода гордиться родным государством, своим происхождением.
С мнением А.Н.Вертинского нельзя не согласиться. Из горького опыта прошлого нашей страны мы знаем, что очень часто национальная память сознательно корректировалась государством. Из памяти народной «стирались» имена тех, кто становился этому государству неугоден. Достаточно вспомнить целый ряд имён: Куприн, Рерих, Рахманинов, Шмелёв, Бердяев. Они не приняли, не поняли кровавую жестокость революции и покинули родину. И их имена сознательно предавались забвению, хотя даже вдали от России, они жили ради прославления её. Яркий пример – жизнь и творчество И.А.Бунина. В пору братоубийственной гражданской войны писатель занял недвусмысленную позицию противника большевизма. Эмигрировав в 1920 году во Францию, он всей душой, всем своим творчеством неразрывно был связан с родиной. И.А. Бунин, находясь вдали от родной земли, стал первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию А в России о нём забылиНадолго
Ещё печальнее была судьба тех представителей подлинной русской культуры, кто не смог уехать. Травля, репрессии, лагеря. Но, несмотря на это, они остались и иногда в нечеловеческих условиях создавали шедевры, принесшие славу забывшей их родине. Мандельштам, Зощенко, Ахматова, Платонов – их имена тоталитарный режим уничтожил не на годы – на десятилетия. И слав Богу, что мы сейчас имеем возможность соприкоснуться с их великими произведениями, каждое из которых о любви к России.
А.Н. Вертинский заставляет серьёзно задуматься о том, насколько важна память. Важна не для тех, кого уже нет, а для тех, кто живёт! Память – исторический смысл, гарантия будущего духовного существования нации.
«Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство!» - говорил мудрый Вольтер.
Заголовок 315