Презентация к исследовательской работе на тему: Леший
Исследовательская работа на тему: « Леший: миф или реальность? » Колычева Татьяна Александровна,Преподаватель общественных дисциплин,I квалификационной категорииГБПОУ СО « Балашовский политехнический лицей» Почему я выбрала эту работу? Меня эта тема заинтересовала, потому что нечистая сила испокон веков не дает покоя русскому народу. Поэтому мне хотелось иметь более четкое представление о лешем с точки зрения мифологии Древней Руси. Наиболее точное и полное представление о лешем я получила, прочитав книгу Левкиевской Е.Е. Леший. «Мифы русского народа». Цель работы: изучить представление современных людей о лешем.Гипотеза: современные люди – это люди, верующие в нечистую силу, в том числе лешего. И стараются защищаться любыми способами. Образы лешего со временем меняются и современная жизнь оказывает влияние на представления людей о лешем. Задачи: 1. Изучить мифологическую историю о происхождении лешего. 2. Изучить представление о лешем среди молодежи. 3. Изучить и проанализировать образ лешего в искусстве. Объект исследования: лешийСубъект исследования: молодежная среда, музыка, кинематограф.Методы исследования: 1. Изучение литературы про лешего2. Анализ музыки и кинематографа про лешего3.Опрос О происхождении леших Ле́ший — хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Другие названия: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и даже лес. Место жительства духа — глухая лесная чащоба, но иногда и пустырь.Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Как хозяин заботится о лесе, охраняет его, является покровителем животных. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Представления о происхождении леших размыты. Вологодский вариант легенды рассказывает о лешем как о порождении дьявола: Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а чёрта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес — стал леший, кто в воду — водяной, кто на дом — домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы. Белорусский леший Белорусский вариант производит леших от «двенадцати пар детей» Адама и Евы. Когда Бог пришел посмотреть детей, родители шесть пар ему показали, а шесть других «под дуб сховали». От шести представленных Богу пар произошли люди, а от прочих — нечисть, которая не уступает им числом. Внешний вид лешего Леший похож на человека, но внешность его описывают по-разному. По одним показаниям, волосы у лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда — горят зеленым огнем. Может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан. По другим источникам это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой. Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую. Согласно некоторым северным сказам, собранным П. Н. Рыбниковым, с виду леший похож на человека, только кровь у него темная, а не светлая, как у людей, потому его и зовут ещё «синеобразным». Внешний вид лешачихи Афанасьев в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» приводит также сведения о лешачихах: «Народное воображение наделяет их такими огромными и длинными грудями, что они вынуждены закидывать их за плечи и только тогда могут свободно ходить и бегать». А сидящий на спине бесёнок, который сосёт грудь, скрыт и согреваем длинными волосами лешачихи. Эти женщины обросшие, косматые, имеют волосы спутанные. Образ жизни лешего Некоторые лешие живут одиноко, другие — семьями. Леший — властитель над лесными зверями. Всего более он любит медведя, и когда сам пьёт вино, до которого большой охотник, то потчует непременно и медведя. Последний караулит лешего, когда тот опьянённый ляжет спать, и оберегает его от нападения водяных. По данным К. Д. Логиновского, собранных в Забайкалье, «за услуги леший от людей требует платы в виде угощения водкой». Леший является пастухом всех лесных обитателей, в связи с чем его изображают старичком с плетью в руках. Согласно «Северным сказкам» Н. Е. Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина». По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший также любит прятаться в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». Леший в народном календаре Как и другие духи, лешие празднуют приход весны и Пасху. В народном месяцеслове «Купальская ночь» на 7 июля считалась временем, когда активизируется и проказит всякая нежить, в том числе и леший. А в ночь под «Агафона Огуменника» (4 сентября), по-поверью, лешие выходили из леса в поле, бегали по деревням и сёлам, раскидывали снопы по гумнам и вообще творили всякие бесчинства. Также особым «срочным днём» лешего считалось 27 сентября (Воздвижение), день, когда лешаки сгоняли в особые места лесное зверьё и попадаться им на пути было опасно. «На Ерофея» же, - как считали крестьяне, — «лешие с лесом расстаются». Нрав лешего Отношение лешего к людям — большей частью враждебное. Он старается заплутать путника в лесу, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки. По поверью, записанному в Олонецкой губернии, каждый пастух должен подарить лешему на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. В Архангельской губернии думали, что леший, если пастухи успеют задобрить его, пасет деревенское стадо. Охотники также приносили лешему подношение в виде краюшки хлеба или блина, которое клали на какой-нибудь пень. В Новгородской губернии знающие секрет пастухи, нанимают лешего на службу пасти стадо и охранять его от зверей. Выдает свое присутствие «уканьем». При приближении человека они хохочут, бьют в ладоши, а если увидят женщину, то норовят затащить ее к себе. Часто ворует себе в жёны девушек. В некоторых местностях Тульской губернии рассказывали, как девушки сами убегали в лес, а через несколько лет возвращались с кучей денег. Любимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял». Сбивать людей с толку, запутывать их — обычная проделка духа. Если «леший обойдёт» человека, то путник внезапно потеряет дорогу и может «заблудиться в трёх соснах». Способы рассеять морок лешего: уведённый им человек ничего не должен есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы , также можно надеть всю одежду наизнанку или переобуться — левый ботинок надеть на правую ногу и наоборот, перевернуть стельки тогда путник сможет найти дорогу из леса. Кроме того, этот дух очень любит кричать страшным голосом и свистеть, пугая тем людей. «Новгородский сборник» за 1865 год сообщает, что «лесовые… любят петь песни, хлопать в ладоши, смеяться и ойкать». Согласно сведениям из Архангельской губернии, леший «кричит на разные голоса: и по ребячьи, и по бабьи, и по мужичьи, ржет и по лошадиному». Он также «поет петухом, кричит курицей, кошкой, малым ребенком». Зато по народной примете в лесу свистит только леший, а человеку свистеть опасно, так как леший обидится. Когда манси поют про мэнквов (леших), то совершают сильные телодвижения, с присвистом, топотом, «как обыкновенно делают лесные божества». Есть мнение, что русская «свистопляска», против которой в древности выступала православная церковь, берет начало от подражания лесным славянским божествам в языческие времена. Леший в искусстве Группа «Король и шут» в песне «Парень и леший» точно изобразили образ лешего; Но с кучей хвороста на узенькой спине Из чащи вышел дед, заросший волосами И в тот же миг он очутился на сосне За ветки бородой цепляясь и усами.Автор обратил внимание на внешний вид и поведение лешего. Внешний вид лешего представлен в песне очень точно. Лешего представляли как косматого, заросшего шерстью человека. Быстрое и незаметное перемещение из одного места в другое характерно для лешего.Леший является популярным персонажем народных и литературных сказок, славянских сказочных фильмов и мультфильмов, славянского фентези. Его образ встречается в песнях, на картинах, в кинематографе. Так в фильмах про лешего; «Веселое волшебство» (1969) – роль Лешего исполняет Валентин Брылеев «Андрей и злой чародей» (1981) – роль Лешего исполняет Михаил Кононов «Уважаемый леший» - советский мультфильм, 1988 года. Представление о лешем в современном обществе Я провела опрос среди педагогов и учащихся в количестве 30 человек в «БПЛ».Были предложены следующие вопросы:Верите ли вы в лешего?Боитесь ли вы лешего?Если да, то пытаетесь ли вы защитить себя от лешего.Знаете ли вы, как защитить себя от лешего?Откуда вы черпали свои знания о лешем (смотрели фильмы, рассказывали родные, книгах). Источники знаний о лешем книги-21%фильмы-15%рассказы-14% Заключение . В заключении своей работы я хотела бы отметить, что большинство опрошенных -суеверные люди, боятся лешего. Но при этом не видят необходимости защитить себя от злой силы, что конечно же является противоречием в их взглядах. Многие люди знают способы защиты от лешего, но знания эти они почерпнули из фильмов, книг и из чьих- либо рассказов. Проведя работу, я могу сказать о том, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. Я выяснила, что современные люди - это люди верующие в лешего, но защищать себя от него люди не умеют, не знают, как и, в общем, не стремятся знать. Наверное, вера в лешего у них поверхностная, слабая. Изучив литературу, кинематограф и музыкальные произведения, я сделала вывод о том, что образы лешего со временем меняются и современная жизнь оказывает серьезное влияние на представление людей о лешем.