Колокольность в музыке и изобразительном искусстве


Урок музыки в 5 классе
Семичева В.В.
Тема: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Цель: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального и изобразительного искусств. 
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ:
-Сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры,  показать изобразительные, музыкальные и выразительные возможности колокольного звона.
 -Познакомить с видами колокольных звонов.
-Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.РАЗВИВАЮЩИЕ:
-Развивать восприятие  классической  музыки и умение ее анализировать;
чувство ритма, продолжить работу над артикуляционным аппаратом, манерой исполнения, над звуком и пением в унисон и в ансамбле, развивать
 музыкальный слух, воображение, образно-художественное мышление, фантазию. 
-Содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.
Воспитательные:- Воспитывать любовь к  Родине и её истории;
способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности, Воспитывать  бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус.
Личностные УУД:
Понимание значения духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
Познавательные УУД:
Понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.
Регулятивные УУД:
Установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, , с текстом песни.
Коммуникативные УУД:
Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
Оборудование:Тип урока: Изучение и углубление знаний.                                              
Метод: объяснительно-иллюстративный                                             
Форма урока: интегрированный урок.
Предметы: музыка.
Вид урока: изучение нового материала
Ход урока
1. Звучит песня "Колокола России"муз. Н.Мухамеджанова, сл. Г.Веденеевой.
2.Вопрос для класса: "Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?"
3. Ответы детей. О России, о колоколах.
4. Легенда о колоколе.
Святой Павлин однажды возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) и присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Сказочной красоты место очаровало его и он стал мечтать. Волшебные грезы понесли его мысль в даль, веки начали смыкаться, и тут, в полудрёме, он увидел ангелов. Они спускались из облаков, парили вокруг и вместе с лёгким ветерком раскачивали колокольчики за тонкие стебли. Колокольчики издавали нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Святой Павлин поспешил в Нолу и заказал мастеру большую бронзовую копию полевого цветка. С тех пор мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.На итальянском языке слово «цветок» произносится как «компана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом-компанелла, что по-русски означает «колокольчик».
- Ребята, а можем ли мы назвать колокольный звон музыкой? (Да, т.к. в колокольном звоне мы можем услышать мелодию, в нем есть такие средства выразительности как лад, ритм, темп, гармония).
5. Учитель: Колокола - это история нашей Родины. Давайте посмотрим какие бывают колокола, как их делают и какие виды колокольного звона используют в православных храмах.
Демонстрация учебного фильма.
Учитель: "Какие виды колоколов вы узнали?"
Дети: большой, полиелейный, будничный, малый и средний.
6. Сегодня мы рассмотрим как в изобразительном искусстве и музыке отображен волшебный звук колокола.
С.В.Рахманинов "Светлый праздник"
Учитель: Какой инструмент изображает разнообразные звуки колоколов?
Дети: фортепиано.
7. Учитель: Я предлагаю вам, ребята, познакомиться с биографией С.В.Рахманинова и узнать
"Почему С.В.Рахманинов так часто в своих произведениях имитирует звуки колокола?"
Демонстрируется фильм "Колокольность у Рахмантнова".
8.Звучит отрывок 2 концерта для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова и отрывки Прелюдий соль мажор и соль-диез минор.
Учитель: Ребята, какой колокол звучит в концерте №2? А какие в прелюдиях?
Ответы детей.
Учитель: Какие пейзажи, какие картины можно представить под эту музыку?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с картиной Левитана "Колокольный звон" и картиной Лентулова "Празднества"
Демонстрация картин.
Учитель: Что их объединяет?
Учитель:
Колокольные звоны
плывут над Россией,
Разгоняя все беды,
над раздольем летят.
Колокольного звона
не сыщешь красивей,
Об истории русской
звоны те говорят.
Учитель: Колокольные звоны бывают разные.
Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения.
- звучит –
Перезвон – это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам.
- звучит –
Трезвон – одновременный звон во все колокола. Трезвон выражает особую радость, торжество. ( или собственно звон )
- звучит –
Отсюда пошла поговорка «Трезвонить во все колокола».
БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам.
Более тысячи лет сопровождают колокола своим звоном жизнь христиан, возвещая время труда и отдыха, веселья и скорби, созывая народ на церковные службы и оповещая о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву.
9. Учитель: Я предлагаю вам побыть исполнителями.
Звучит песня "Вечерний звон".
10. Закрепление полученных знаний: игра "Узнай колокольчик по голосу" (дети узнают виды колокольных звонов (набат, перезвон, трезвон, благовест)).
11. Рефлексия (Закончить предложения.)
- Спасибо за помощь! Вот и подошёл к концу наш урок.
- Чему он был посвящён? (колокольным звонам)
- Какой звон вам понравился больше?
-Каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?
(Россия - страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.
-Зодчими строились храмы с колокольнями.
-Художники писали картины с образом колоколов или воздействия,
оказывающего на людей.
-Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы.
12. Колокольный звон стал неотъемлемой частью жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования.
На востоке звучание колокола отгоняет зло, а в России привлекает … доброВ Европе колокола поют, а в России… звенят.Основное средство выразительности колокольного звона -… ритм,И если соединить получившиеся слова, образуется такое предложение – колокольные голоса России звенят добром, чаруя своим ритмом.
Сегодня мы с вами приоткрыли заветную дверцу и заглянули в историю, погрузились в таинственный мир колокольного звона, который можно назвать голосом Вечности.
Говорят: икона – это молитва в красках, храм – это молитва в камне, колокол и колокольный звон – молитва в звуке.
- Я желаю всем, чтобы у каждого в душе всегда звучал самый светлый колокольчик . Если вам светло и радостно, позвоните в колокольчик.
Звучат, гудят, поют колокола,
Звоня столетьям, дням и годам!
То - Небо разговаривает и Земля
В мороз и зной - в любую непогоду!