Конспект урока Героические образы в музыке, изобразительном искусстве и кино(6 класс)


Урок музыки на тему "героические образы в музыке, изобразительном искусстве и кино" .Цель: Познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств. Задачи: • Направить внимание учащихся на постижение художественного воплощения образа защитника Отечества различными видами искусства; • Развивать интонационный слух, перцептивные способности, ассоциативное мышление учащихся; • Формировать диалогическую культуру школьников, умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни; • Совершенствовать вокально-хоровые навыки; • Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её защитником. Тип урока: комбинированный, интегративный. Вид урока: урок-беседа. Материал: слайд-презентация, записи музыкальных произведений: 1) М. Глинка. “Родина моя! Русская земля!” -хор из оперы “Иван Сусанин”(фрагмент); 2) С. Прокофьев. Кантата “Александр Невский”, ч.2 “Песнь об Александре Невском”, ч.4 “Вставайте, люди русские!”; 3) А. Бородин. Симфония № 2 (“Богатырская”), 1 часть; 4) “Баллада о солдате”. Муз. А.Соловьёва-Седого, ст. В. Матусовского; 5) “Погоня». Муз. Я.Френкеля; фрагмент видеофильма “Третьяковская галерея” об иконе “Чудо Георгия о змие”. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, баян. Методы: беседа, активный диалог, сопоставление, ассоциативный поиск, художественное моделирование. Содержание: “Нету счастья выше, нету чести выше, Чем любимой Родине служить!” (А.С. Ерикеев) Звучит хор “Славься” из оперы “ Иван Сусанин” М. Глинки .(Слайд 1) У.: “О светло светлая и украсно украшена земле Русская! Многими красотами ты удивлена: озёрами, реками и кладязьми, горами крутыми, дубравами чистыми, городами великими. Всего исполнена земля Русская...” Это строки древнего русского летописца. За эту “светло светлую” и “украсно украшену” Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля, солдаты Великой Отечественной... Кому же будет посвящён наш сегодняшний урок? Д.: защитникам Отечества, воинам, защищавшим родную землю. (Слайд 2) Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. (Слайд 3) Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он – идеал защитника Отечества. Запишите тему урока. (Слайд 4) У.: Взгляните на репродукцию старинной русской иконы XV века. Кто здесь изображён? Д.: Всадник на коне, сражающийся со змеем. У.: Не правда ли красив этот воин? Как его изобразил художник? Д.: Он словно летит на своём коне... Он очень смел и храбр... Бесстрашно сражается с чудовищем. У.: Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Кто знает, что это за воин? Д.: Это Святой Георгий Победоносец. Он изображён на старинном гербе Москвы, а ещё на монетах... А я видел похожего всадника на других иконах в церкви... (слайд 5) У.: И это не случайно, так как этот доблестный воин – заступник и покровитель русского народа. В основе этой иконы лежит красивое предание: “В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам - идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребёнку. Однажды пришёл черёд и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил чудо. Он храбро сразился со змеем и пронзив его копьём, сказал людям: “Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!” С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построил храм Господний”. (слайд 6) “Чудо Георгия о змие”– так называется это удивительное творение мастера, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным. (Далее возможен просмотр фрагмента видеофильма “Третьяковская галерея” об иконе “Чудо Георгия о змие”) Давайте внимательно рассмотрим эту икону и попытаемся “прочесть” её смысл. Каждый цвет в этом художественном произведении имеет своё значение. Змей изображен на тёмном фоне – символ Дьявола, тьмы, зла. Золотой цвет нимба над головой всадника указывает на его святость.Белый же цвет в изображении коня символизирует силу Истины. А как вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи? Д.: Я думаю, красный цвет – цвет справедливости… Цвет мира…Непримиримости со злом. У.: Вы правы. Сама рука Господа, благословляет Георгия на битву со злом во имя мира. Святого Георгия многие народы признали своим покровителем, заступником, назвав Победоносцем. В честь него были возведены храмы, составлено житие, повествующее о его славной жизни, созданы произведения искусства. (слайд 7) Рассмотрим скульптурное изображение святого Георгия, выполненное великим итальянским мастером эпохи Возрождения Донателло. Эта скульптура принесла ему настоящую славу. Жителям его родного города, Флоренции, был дорог легендарный образ воина-победителя дракона. С ним они связывали свои надежды на защиту города от завоевателей. Какие черты характера воина-защитника воплотил скульптор? Д.: Мужество, силу, уверенность в победе... У.: Почему вы так решили? Д.: Этот воин одет в рыцарские доспехи… Он как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу… Взгляд воина напряжённый, гордый…И в то же время спокойный и уверенный… У.: Да, он уверенно стоит на родной земле. Отсюда он не отступит ни на шаг. (слайд 8) А теперь взгляните на это изображение. Перед вами репродукция картины русского художника XX века Павла Корина . Не правда ли, удивительно похожи эти два воина: один – из итальянского города Флоренции, другой – стоящий на берегу русской реки Волхов, на Новгородской земле? Что общего между ними? Что их сближает? Д.: Они оба – смелые и сильные воины, готовые в любую минуту сразиться с врагом, защитить Отечество. У.: Вам, конечно, уже знакома эта картина. Кто этот воин? Д.: Александр Невский. (слайд 9) У.: Князь Александр Ярославич – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев- защитников земли Русской. Чем же он заслужил такую славу? Д.: Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли. У.: Каким изобразил Александра Невского художник Корин? Д.: Мужественным, спокойным и сильным.... Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная… На нём тяжёлые доспехи… Он весь как будто бы выкован из стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю. У.: Да, он прекрасен в своей решимости защищать родную землю. А земля эта, посмотрите, какая красивая! Суровая, но какая поэтичная! У.: Что в картине говорит о том, что перед нами русский воин? Д.: Пейзаж с русскими церквями. Я слышу их колокольный звон… За плечами Александра Невского – старинное боевое русское знамя.. У.: Какая цветовая гамма использована в картине и почему? Д.: Краски в картине суровые, мрачные, неброские... Потому, что было суровое военное время. У.: Обратите внимание на цвет плаща, развевающегося за плечами князя. Случайно ли выбран такой цвет? Что хотел сказать этим художник? Д.: Цвет плаща алый. Это цвет непримиримости со злом. Я думаю, что автор хотел этим подчеркнуть, что Александр Невский хочет победить зло, чтобы был мир на земле… А я думаю, что художник Корин хотел сказать, что Александр Невский – справедливый воин, который защищает своё Отечество. (слайд 10) У.: Идеал такого воина нашёл воплощение не только в живописи, но и в кино, музыке. Незадолго до начала Великой Отечественной войны на экраны страны вышел кинофильм “Александр Невский”(реж. Сергей Эйзенштейн). Музыка, зазвучавшая в этом фильме, стала известной во всём мире. Вспомните и назовите произведение и его автора. Звучит фрагмент хора “Вставайте, люди русские!” из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева Д.: (называют произведение) (слайд 11) У.: Какими интонациями пронизана эта музыка? Д.: Суровые, взволнованные, призывные… У.: Изменяются ли они в средней части хора? Почему? Д.: Изменяются. Музыка звучит более светло, величаво. Я думаю, потому, что композитор передал любовь к Родине, без которой не может существовать защитник Отечества. У.: В годы великой Отечественной войны, когда наш народ сражался с немецкими захватчиками, чуть ли не каждый день по радио звучала музыка из этой кантаты. Как вы думаете, почему? Какое впечатление производила она на солдат нашей армии? Д.: Эта музыка вдохновляла русских солдат на защиту Родины от фашизма, помогала им, придавала силы... (слайд 12) У.: Исполним и мы хор “Вставайте, люди русские!”, так, как её пели русские солдаты, уходя на фронт. Исполнение хора “Вставайте, люди русские!” из кантаты С.Прокофьева “Александр Невский”. (слайд 13) У.: Нелёгкими были эти годы... “Сороковые роковые...” – напишут позже о них поэты. О том, как сражались за Родину наши воины, создано множество произведений искусства в разных жанрах: литературе, кино, живописи, музыке... О великом мужестве русского солдата в годы Великой Отечественной сложено немало песен. Я предлагаю исполнить сейчас одну из них с замечательным названием - “Баллада о солдате”. (слайд 14) Исполнение песни “Баллада о солдате”. Муз. А.Соловьёва-Седого, Сл. В.Матусовского. У.: Нелегко досталась победа русским воинам в этой страшной, кровопролитной войне... Откуда же черпали свою неиссякаемую силу эти солдаты? Не от русских ли богатырей досталась она им – далёких предков, о которых сложены песни, сказания, былины? Д.: ? У.: Ребята, а кто такие богатыри? Д.: Герои народных сказаний, песен, былин… Сильные люди... (слайд 15) У.: Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В.Васнецова “Богатыри” (Слайд 16). Кто на ней изображён? Д.: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. У.: Вам они хорошо знакомы? Скажите, все ли они физически сильные? Попытайтесь, глядя на картину, принять позу каждого, “примерить” их выражение лиц... Каков Добрыня, a каков Алёша? Д.: Здесь не все сильные. Илья – самый сильный, Добрыня добрый. а Алёша хитроват. У.: Вслушайтесь в слово “богатырь”. От какого слова оно произошло? Д.: “богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар” У.: Интересный ответ. Каков же дар дан каждому из них? Д.: Одному - сила, другому – ум, третьему- доброта. У.: А что по-вашему важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты что принесёт человечеству? Д.: Зло, несчастье. У.: Так что же делает человека поистине богатым? Д.: Всё вместе: и сила, и ум, и доброта. У.: Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь! Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью! И как прекрасен русский пейзаж в ней! Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине? Д.: Величавую, богатырскую... У.: Какой характер мелодии вы бы выбрали, чтобы передать образ богатырей? Д.: Решительный, грозный, мужественный... У.: В каком регистре она звучала бы? Д.: В низком. У.: А какой мелодией вы бы изобразили русский пейзаж? Д.: Песенной, широкой, неторопливой, светлой... У.: Каким бы поручили её инструментам? Д.: Скрипкам... У.: Послушайте музыку русского композитора А. Бородина и сопоставьте её с вашими предположениями. (слайд 17) Звучит 1 часть Симфонии № 2 А. Бородина. У.: Похожа ли эта музыка на ту, которую вы представляли? Такой ли вы представляли музыку о богатырях? Д.: Очень похожа… Я такой её и представлял… У.: Как звучит её главная мелодия? (Hаигрывает) Д.: Напряжённо, сурово, грозно, решительно... У.: В каком регистре она звучит? Д.: В низком. У.: Чей это образ? Кого увидели? Д.: Богатырей. У.: А эта мелодия как звучит? Каков её характер? (Hаигрывает) Д.: Светлая, добрая, нежная, песенная... У.: Какие инструменты её поют в оркестре? Д.: Скрипки. У.: А что вы увидели, слушая эту мелодию? ( Hаигрывает) Д.: Бескрайние просторы нашей Родины... А я думаю, это матери богатырей, которые ждут их возвращения домой... Мне кажется, что это широкая душа Богатыря... У.: Каков же образ здесь воплощён? Без чего немыслимы богатыри, защитники Отечества? Д.: Без Родины, без любви к ней... У.: Мы познакомились с 1 частью Симфонии А.Бородина. Как вы думаете, какое название дали современники Бородина этой симфонии? Д.: “Богатыри”, “Богатырская”... (слайд 18) У.: Вы правы! Конечно, «Богатырская»! Спасибо вам, ребята, за прекрасные ответы. На сегодняшнем уроке было представлено много разных произведений искусства. Скажите, что же их объединяет? (слайд 19) Д.: Все они рассказали нам о славных воинах, защитниках Отечества. У.: Так каким же должен быть настоящий защитник Отечества? Д.: Сильным, справедливым, преданным Родине, мужественным, выносливым, добрым, честным... (слайд 20) У.: “Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, а всех любил и честь держал...” – эти слова великого русского полководца, князя Дмитрия Донского мог сказать о себе любой богатырь. Таков он – защитник Отечества. Как вы думаете, защитником Отечества могут быть только взрослые? Д.: Нет, не только взрослые, но и дети. У.: Знаем мы песни о юных богатырях, защитниках Родины? Д.: “Песня о маленьком трубаче”, “Отважная песня, «Погоня»! У.: Какую бы вы хотели сейчас исполнить? Д.: «Погоня»! (слайд 21) Исполнение песни «Погоня»( Муз .Я.Френкеля). Инструментальное музицирование на различных элементарных музыкальных инструментах У.: Ребята, в заключение нашей встречи мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке. (слайд 22) А в качестве домашнего задания я хочу предложить вам написать небольшое сочинение на тему “Мой идеал защитника Отечества – каков он?”. До новых встреч! Литература: 1. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки – урок искусства: Книга для учителя. –М.: Прометей, 1989; 2. Копылова А.В.Технология урока искусства: Эссе на темы художественной педагогики. - М.: Тач Маркетинг, 2004; 3. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика, - Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 1997;