Методическая разработка открытого мероприятия по обществознанию «Каждый имеет право»


Методическая разработка открытого мероприятия по обществознанию «Каждый имеет право»
Иванова Евгения Борисовна
учитель истории и обществознания,
МОУ Загоскинская СОШ имени Зимина

Цели:
формирование у учащихся представления о правах человека, ценностного отношения к собственной жизни;
воспитание понимания уникальности жизни и личности других людей;
развивать чувство ответственности за свои поступки.
Средства обучения:
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка;
Декларация прав человека.

Методы и приемы:
беседа;
дискуссия;
чтение стихов;
обсуждение;
литературно-правовая викторина.
Оформление:
календарь правовых дат;
высказывания Байрона и Гете;
выставка правовой литературы.

Календарь правовых дат:
1 июня международный день защиты детей
4 июня международный день детей - жертв агрессии
20 ноября Всемирный день прав ребенка
10 декабря День прав человека
12 декабря День Конституции РФ
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».
Байрон
«Храни порядок, и порядок сохранит тебя»
«У того, кто изучил все законы, не останется времени их нарушить»
Гете
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 20 ноября Всемирный день прав ребенка. Сегодняшнее наше мероприятие посвящено этому событию.Вы являетесь гражданами РФ. «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может», - сказал величайший поэт-романтик Байрон. Быть гражданином - означает:
соблюдать законы своего государства;
заниматься полезным для себя и общества трудом;
любить свою Родину и свой народ;
уметь пожертвовать своими интересами ради своего народа;
иметь высокое чувство долга и ответственности перед своим государством.

Сейчас ребята расскажут вам небольшое стихотворение Наталии Голубевой
«Мы граждане России».
Мы сами создаем свою судьбу,
Поступками влияем на другую.
Мы - граждане России
Любим мы свою страну, огромную такую.
Ей довелось немало испытать
Реформы, бунты и восстанья.
А наша жизнь должна вперед шагать
К ее успеху, мощи, процветанью.
Ты - человек, ты делаешь добро,
Когда своей стране приносишь пользу.
Ты - гражданин и можешь сделать все
Для Родины своей любимой.
Ты не смотри, как рушится страна,
И первый заложи кирпичик счастья
И можешь верить, что тогда
Нас обойдут проблемы и ненастья.
И больше не взорвется чей-то дом,
И в море не потонет чья-то лодка.
Истории мы сами пишем том,
Хотя его писать совсем непросто.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что значит быть гражданином?
Какими качествами должен обладать человек? (Ответы детей)
Для того, чтобы в стране был порядок, нужны обязательно законы.
«У того, кто изучил все законы, не останется времени их нарушить».
«Храни порядок, и порядок сохранит тебя».
Это слова немецкого поэта Иоганна Гете.
Кто из вас назовет основной закон нашего государства? (Ответы детей)
Правильно, Конституция является основным законом государства, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей государственной ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства».
Скажите, пожалуйста, как вы понимаете права и свободы граждан? Что такое право и чем право отличается от обязанностей? (Ответы детей)
Итак, сейчас мы переходим к основному вопросу сегодняшней нашей беседы - «Права ребенка».
Сегодня у нас в гостях эксперты:
эксперт по защите прав человека;
эксперт по защите прав ребенка;
специалист по истории права.
Специалист по истории права: «Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый же не имел никаких прав. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Многие столетия в мире существовало рабовладение. Владельцы рабов считали, что не все люди равны. Люди с другим цветом кожи или рожденные в другом государстве могли быть обращены в рабство. С ними и обращались, как с существами второго сорта или вообще, как с неодушевленными предметами»
С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после Второй мировой войны, унесшей миллионы человеческих жизней. Нужен был защитник, который мог бы заставить государство позаботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя Международная организация объединенных наций (ООН).

Учитель: Как вы думаете, почему организация получилась международной? Что заставило государства задуматься о правах своих граждан? (Ответы детей)
А что это за организация?
Специалист по истории права:«В 1945 году закончилась Вторая мировая война - самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества. Развязала эту войну фашистская Германия во главе с Гитлером, который хотел поработить народы других стран и установить мировое господство. Война унесла миллионы человеческих жизней, разрушила множество городов и сел. После войны народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия заставили людей не конфликтовать, а вступать в переговоры. Именно с этой целью была создана ООН, куда вошли 21 государство».
Эксперт по защите прав человека«В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека - документ, в котором пообещали защиту прав человека - свободу, личную неприкосновенность и равенство перед законом. Положения, о которых говорится в документе, касаются всех мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих - независимо от национальности и цвета кожи. Т.е. документ дает возможность жить свободно, сохраняя человеческое достоинство.
Учитель: А как вы думаете, что нужно человеку в жизни, чтобы чувствовать себя свободной личностью? (Ответы детей).
Когда взрослые подписывали Декларацию прав человека, они, конечно, имели в виду и взрослых, и детей. Но этого не достаточно, т.к. дети - это особые люди.
Во-первых, пока ребенок растет, ему нужны условия не только для достойной жизни, но и для полноценного развития. Бывает так, что мы, взрослые, по отношению к вам употребляем слова «дети», «ребенок». Вы говорите, что вы не маленькие, что давно уже выросли. Но ничего обидного в этих словах нет, т.к. ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет, т.е. совершеннолетия. Во-вторых, не став совершеннолетним, ребенок не распоряжается полностью своей жизнью и судьбой - этим занимаются взрослые, которые заботятся о вас, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья - самая важная часть общества, но о детях заботится и государство. Именно поэтому в 1989 году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». Конвенция - международное соглашение, в котором государства дают слово, что будут соблюдать права каждого ребенка. Позаботиться о своих малолетних гражданах всему миру пообещало и наше государство.
О каких правах идет речь в Конвенции?
Эксперт по правам ребенка: «Главное право каждого человека - право на жизнь. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то р другом государстве те, которые составляют законы, сталкиваются с вопросами о ценности любой жизни. Нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных.
Специалист по истории права: «В древности было государство Спарта. Спарта славилась своими непобедимыми воинами. Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет, но если слабый - он не нужен Спарте. Его сбрасывали со скалы. А ведь слабый ребенок, если будет заниматься спортом, может вырасти сильным и ловким; он может стать большим ученым-изобретателем, талантливым художником или даже полководцем. Просто больного надо лечить, а слабому помогать.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, имеют ли право жить больные и слабые люди? Какое право нарушалось в государстве Спарта, и как вы к этому относитесь?» В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя. Назовите, пожалуйста, свои имена. Семья новорожденного выбирает имя, дает фамилию и все эти данные записываются в особый, первый для человека в жизни документ - свидетельство о рождении.
Эксперт по правам ребенка: «Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии». Каждый ребенок имеет право на образование.
Учитель: Значит, посещая школу, вы помогаете государству выполнить обещание. А как вы докажете, что ваше право на образование выполняется государством? (Ответы детей)
«Я имею на это право!» «Почему вы нарушаете наши права!» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда ребёнок не прав. Очень частозаявление о своих правах служит оправданием своей пассивности, лени и стремления получать, ничего не отдавая взамен.

Сейчас перед вами будет разыграна ситуация, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту.
Сидоров разбил окно в школе. Это видели одноклассники и сообщили учителю.
Учитель: Сидоров, ах ты хулиган! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Сидоров: А что Сидоров?! Чуть что, сразу Сидоров. Вы же ничего не видели.
Учитель: А мне видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору.
Сидоров: А вы сначала докажите, потом и к директору пойдем. Вы же еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили уважение моей личности и обвинили без доказательств.
Учитель: Ребята! Как вы думаете, кто виноват в этой ситуации? Какие правила нарушены? (Ответы детей)
Давайте обратимся за помощью к эксперту по защите прав ребенка.

Эксперт по защите прав ребенка: «Принцип невиновности, для которой требуется доказательство, связано с уголовным кодексом. Что касается этой ситуации, то здесь уже не может идти речь о защите прав Сидорова, т.к. он нарушил школьную дисциплину».
Эксперт по правам ребенка. «Следующая статья в Конвенции - это право на отдых. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений; участие в различных культурных мероприятиях, посещение музеев, библиотек. Между уроками должны быть обязательно перерывы, даются выходные дни, чтобы вы отдохнули и набрались сил».
Например, в нашей школе созданы все условия для того, чтобы вы проявили себя и свои способности. Все вы принимаете участие в школьных мероприятиях, как спортивных, так и культурных. Все зависит только от вас .Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, т.е. слушать музыку, которая ему нравится, иметь свой стиль одежды, выбирать себе друзей. Конечно, это не значит, что родителям должно быть безразлично, с кем ты дружишь, где бываешь. К мнению взрослого стоит прислушиваться, ведь у него большой жизненный опыт, он может многому научить, в чем-то посоветовать и помочь разобраться.

Давайте посмотрим другую ситуацию. Классу дали задание составить литературно - музыкальную композицию, посвященную 82-летию образования ЯНАО.
Учитель: Необходимо найти материал и составить литературно - музыкальную композицию к следующей неделе.
Ученик: Юрий Петрович, у нас времени нет на такую ерунду.
Учитель: Вы должны принимать участие в школьной жизни.
Ученик: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Учитель: Как бы вы поступили в этой ситуации? Бывают ли такие ситуации у вас в классе? (Ответы детей)
Ребенка не должны заставлять работать, если эта работа вредит его здоровью, препятствует его физическому и умственному развитию. Что касается этой ситуации, то это обязанность ученика принимать участие в общешкольной жизни. А сейчас эксперт по правам ребенка проведет небольшую литературно-правовую викторину.
Самые активные будут награждены призами.

Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах сестер. Какая статья Конвенции нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
(Ответ:Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, участвовать в культурной жизни.)
Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с другими детьми права?
(Ответ:Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 лет)
Опекун Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какая статья Конвенции здесь нарушена?
(Ответ:Ни один ребенок не может быть объектом вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, если его действия не противоречат закону)
В какой сказке женщина неопределенного возраста замышляет похищение ребенка и использует для этого птиц?
(Ответ:Баба Яга из сказки «Гуси лебеди»)
Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть мальчика в клетке и обращаться с ним, как с животным?
(Ответ:Маугли, не знающий человеческого языка, может быть признан неполноценным. Согласно Конвенции, неполноценный ребенок должен вести достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. А если запереть в клетку, то это унижает достоинство, что недопустимо законом)
В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
(Ответ:«Сказка о попе и его работнике Балде», «Метелица»)
Какие права Малыша нарушила Фрекен Бок из повести «Малыш и Карлсон»?
(Ответ:Унизила Малыша, заперев его в комнате, лишила плюшек, хотя сама с удовольствием их ела, т.е. нарушила права личной неприкосновенности)
Эксперт по правам ребенка: «В конвенции записано, что все страны, чьи правительства подписали это соглашение, предоставляют убежище ребенку, который вынужден бежать от войны. К сожалению, в некоторых странах и сейчас ведутся войны. А значит, дети гибнут, страдают от голода и нищеты, теряют родителей и жилище. Значит, самым главным условием выполнения ваших прав является мирное решение всех конфликтных ситуаций».
Учитель: Вот послушайте, ребята, стихотворение собственного сочинения девочки из Чеченской республики. А прочитает вам его Алиса.
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой , люди счастливы всегда
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы
И где закаты так красивы...
Я так люблю простор страны своей
Хоть далека она от совершенства
Хочу, чтоб испытали в ней
Любовь большую, счастье и блаженство!

Учитель: К сожалению, наши права не всегда соблюдаются в наше время. Но мы не должны отчаиваться, если ситуация кажется очень сложной. Попытайтесь найти взрослого человека, который подскажет, как поступить, поможет советом или делом. В нашей школе вы в любой момент можете обратиться за помощью к социальному педагогу, психологу, а также к классным руководителям и воспитателям.

Учитель: Конвенция о правах ребенка завершается пожеланием, чтобы люди вырастали, сознавая, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей. Сейчас мы проведем с вами тренинг «Я уважаю твое право». Сидя за партой, глядя соседу в глаза, сказать: «Я уважаю твое право на...»
Уважаемые гости, ребята, подведем итоги нашего занятия. Специалисты по правам ребенка поздравляют и награждают активных ребят грамотами.
Наше занятие подходит к концу, до новых встреч.

В конце дети поют песню о дружбе.

15