УМК Гармония Знакомство с прописью.

Урок 1. Знакомство с прописью (пропись № 1, с. 3)
Тип урока: «открытие» нового знания

Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства с прописью

Планируемые результаты

Предметные: соблюдать гигиенические требования при письме. Выполнять письмо квадратов, прямоугольников, флажков, узора на листе в клеточку; выполнять штриховку; повторять узор в клеточках.

Метапредметные:
Личностные: контролировать свои действия в процессе работы. Организовывать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте



познавательные ориентироваться в прописи, определять смысл учебных знаков в тетради;



регулятивные проговаривать последовательность действий на уроке, понимают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;



коммуникативные договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости, слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Организационная структура урока

Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности

I. Организационный момент. Объявление темы урока.
Есть у нас немало славных
Разных дней в календаре,
Но один есть самый-самый,
Самый первый в сентябре.
Зазвенел звонок веселый:
Здравствуй, школьная пора!
И шагает дружно в школу
В это утро детвора.

Слушают учителя, стоят возле своих парт
– осуществлять самоконтроль (р.); – слушать и понимать речь других (к.);

II. Постановка учебной задачи
-Скажите, а для чего нужно ходить в школу?
– Правильно. Я вижу, вы все хотите быть учениками.
– Давайте знакомиться. По моей команде каждый из вас громко назовет свое имя.
– Почему было непонятно, кого как зовут?
Если хочешь ты сказать,
Или выйти, или встать,
Надо руку так держать.
(Учитель сопровождает чтение стихотворения соответствующим движением.)
– Замечательно. Все запомнили?
В школе есть правила, которые помогут хорошо учиться.

Ответы детей

-использовать в общении правила вежливости (к.)

III. Изучение нового материала





ориентироваться в прописи, определять смысл учебных знаков в тетради (п.);

-соблюдать гигиенические требования при письме (пр.);

договариваться, приходить к общему решению(к.)

Выполнять письмо квадратов, прямоугольников, флажков, узора на листе в клеточку; выполнять штриховку; повторять узор в клеточках. (пр.)

Контролировать свои действия в процессе работы.(л.)


проговаривать последовательность действий на уроке, понимают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (р.)


1)Знакомство с прописью.
– Отгадайте загадку:
Не умели мы писать,
Но волшебная тетрадь
Научила буквам нас,
Стал теперь умней наш класс!
Мы крючки и зонтики
Стали рисовать.
Ты попробуй отгадать,
Что же это за тетрадь?
- Правильно пропись. Рассмотрите обложку нашей тетради «Прописи», которая лежит у вас на партах, и расскажите, как вы понимаете ее оформление.
- Объясните название тетради
- Полистайте тетрадь, обратите внимание на иллюстрации, на строчки в ней, понаблюдайте и скажите, чем эта тетрадь отличается от обычных тетрадей.
- Нам предстоит интересное путешествие в сказочную страну Букволандию. Мы будем знакомиться с ее жителями - буквами, будем узнавать, как они пишутся, и сами своей рукой будем учиться их красиво писать, чтобы не обидеть замечательных жителей страны.










Пропись
тетрадь, в которой мы будем учиться писать
В этой тетради образцы букв, слов, различные фигуры, строчки, иллюстрации и много интересного




2)Знакомство с условными обозначениями.
- Эта страница прописи очень важна. Поэтому она находится в начале тетради. Что изображено на этой странице?
(Учитель объясняет уловные обозначения.)
- Если на других страницах прописи вы встретите такие значки, и не будете знать, что они обозначают нужно заглянуть на эту страницу и прочитать объяснение.

Условные обозначения, значки.




Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!

Дети имитируют все движения хомячка




3) Знакомство с правилами письма: посадка, положение прописи, ручки.
- А теперь пришло время знакомиться с главными правилами работы с прописью.
- Перед тобой лежит пропись. Пропись – это тетрадь, с помощью которой ты научишься писать так, как пишут твои мама и папа, как пишут все взрослые люди и люди, старше тебя. Но, чтобы записи в этой тетради получались красивыми, надо правильно её положить. Вспомни, какой рукой ты рисуешь. Возьми в эту руку карандаш. Если у тебя карандаш в правой руке, то ты - правша, а в левой – левша.
Если ты – правша: тетрадь положи так, как показано на рисунке с буквой А. А если левша, то так, как показано на рисунке с буквой Б. Я пройду и проверю. (Учитель заранее, на 1 родительском собрании собирает необходимые данные и рассаживает детей с учётом необходимых требований посадки при письме).
- А теперь давайте посмотрим на картинку о правильном положении ручки при письме. Представим, что на среднем пальце правой руки есть "подушечка. На эту "подушечку" укладываем ручку. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец.
- Ты уже знаешь, как надо положить тетрадь при письме, как правильно ты будешь держать ручку, когда пишешь. Но пока ещё ты не можешь начать писать, т.к. не знаешь самого главного. Оказывается, самое главное для красивого письма – это умение правильно сидеть. Давайте посмотрим на плакат на доске и выведем правила посадки при письме:
-сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на стол;
- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;
- придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша) и правой рукой (если ты пишешь левой рукой);
- писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.





Разминка пальчиков.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением,
Пальчики прижаты.
Кулачки упали,
Пальчики разжали.





4) Работа в прописи.
- А теперь приступим к работе в прописи. Откройте с. 3 . Как вы думаете, что мы будем с вами сейчас выполнять? Учитель показывает на доске.
- А теперь ребята приступим к штриховке квадратов, стрелочки в них указывают направление. А в последнем квадрате штриховке нет, ее нужно придумать: можно выполнить штриховку и по горизонтали и по вертикали.
- И последнее задание на этой странице «Повтори узор». Переносим узор на правое свободное клетчатое поле.



Дети выполняют в тетради - работу в клеточках по образцу: квадратики, прямоугольники, флажки и т.д.



IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
-А теперь подведем итог нашего урока. С каким уроком мы познакомились?
-Какие правила при письме мы узнали?

Отвечают на вопросы, формулируют вывод
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (к.)


15