Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс на 2015-2016 учебный год (индивидуальное обучение)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. ТЫРНЫАУЗ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМОЗам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ №3»
учителей русского _______ Ф.И. Уянаева __________ Л.Ш. Хутуеваязыка и литературы «26» августа2015 г. приказ № 75
Руководитель ШМО «27» августа 2015г.
_______ Л.А. Блинова
Протокол №1
«25» августа 2015 г.
Рабочая программа
(индивидуальное обучение)
Предмет литература
Класс 5
Образовательная область филология
ШМО (кафедра) русский язык и литература
Учебный год 2015-2016
Учитель Жолаева Ж.Ш.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса по щадящему режиму составлена на основе Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта основного общего образования РФ 2010 г. и авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной, 2011 г. - Москва «Просвещение» 2010 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Единство этих дисциплин обеспечивает общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально – культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи).
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В 5 классе по щадящему режиму выделяется по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Для реализации программы используется УМК
Учебник «Литература. 5 класс» в 2 частях для общеобразовательных учреждений. Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2014. стр. 34, порядковый №1.2.1.2.1.1.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов. литературных произведений
Содержание курса (5 класс)
На изучение предмета в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов за учебный год. Из них на Р. р.-8ч., Вн. чт.- 6ч.
Введение (1 час).
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (5 часов).
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы (1 час).
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из русской литературы XVIII века (1 час)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века (34 часа).
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (18 часов).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы (7 часов).
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Итоговый урок (1 час)
Структура курса
№ Глава Количество часов
1. Введение 1
2. Устное народное творчество 5
3. Древнерусская литература 1
4. Литература XVIII века 1
5. Литература XIX века 34
6. Русская литература ХХ века 18
7. Зарубежная литература 7
8. Резервные уроки 1
9. Итого 68

Перечень контрольно-проверочных работ
№ Глава Виды КПР Сроки проведения
1 Литература 19 века Устное сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» 2 Литература 20 века. Устное сочинение по рассказу В.Г. Короленко «В другом обществе» 3 Литература 20 века Итоговый тест. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I.ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
II.СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Репродукции картин художников
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2014.
III. Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
IV. Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
V. Литература для учителя:
Методические советы. И.В. Золоторёва, Н.В. Егорова. Москва. « Вако». 2014г.
VI. Литература для учащихся:
Учебник « Литература. 5 класс», в 2 ч. В.Я. Коровина. Москва. «Просвещение». 2014г.
Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Москва. «Просвещение». 2014г.
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

п\пТема
урока, раздел. К. ч. Тип
урока Универсальные учебные действия Основные виды деятельности учащихся на уроке Домашнее задание Дата проведения
I четверть – 18 ч., из них РР – 2ч., Вн. чт. – 2ч. I.Введение 1ч. Чтение 1 Книга и её роль в духовной жизни человека и общества 1 Беседа. Чтение II.Устное народное творчество 5 ч 2 Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор 1 Беседа. Чтение 3 Сказка как особый жанр фольклора.
«Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте 1
 Беседа.
Чтение пересказ 4 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. 1  Беседа
Чтение пересказ 5 Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» 1 Беседа Чтение пересказ 6 Вн. чт. Мои любимые сказки. 1 Вн. чт. обсуждение III.Из древнерусской литературы 1 ч 7 «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» 1
Беседа. Чтение IV.Из литературы XVIII века 1 ч 8 М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…» 1
 Беседа.
Чтение V.Из литературы XIX века 34 9 Русские басни. Басня и его родословная. Басня как литературный жанр 1
Беседа. Чтение обсуждение 10 И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Волк на псарне» творческая история басни. 1
Беседа. Чтение обсуждение 11 Р.Р. И.А.Крылов. Басни «Свинья под Дубом». Анализ и исполнение. 1  Р.Р. Чтение обсуждение 12 Р.Р. И.А.Крылов. «Ворона и Лисица». Мораль басни. 1 Р.Р. Чтение обсуждение 13 Вн. чт. Басенный мир И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок» 1 Вн. чт. Чтение обсуждение 14 В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» 1 Беседа. Чтение 15 В.А.Жуковский. «Кубок». История создания баллады. 1 Беседа. Чтение обсуждение 16 А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны 1
Беседа.
Чтение 17 Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок 1 Беседа.
Чтение беседа 18 А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил 1
Беседа. Чтение беседа II четверть – 14 ч., из них РР – 1 ч. Вн. чт. – 1 ч. 19 Основные образы сказки. 1 Беседа. Чтение 20 Пушкинская сказка – «прямая наследница народной» 1  Беседа. обсуждение 21 Р.Р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа 1
 Р.Р. Чтение 22 Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. 1  Беседа.
Чтение обсуждение 23 Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. 1
Беседа. Чтение обсуждение 24
Вн. чт. Писатели-сказочники и их герои. 1 Вн. чт. обсуждение 25 М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» 1
Беседа. Чтение 26 Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» 1
 Беседа обсуждение 27 Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» 1
Беседа. Чтение обсуждение 28 Реальное и фантастическое в сюжете повести 1 Беседа. обсуждение 29 Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. 1
Беседа. Чтение обсуждение 30
31 Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». 2 Беседа.
Чтение обсуждение 32 И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной крепостной России в рассказе. 1
Беседа.
Чтение обсуждение
беседа III четверть – 21ч., из них РР – 3 ч. Вн. чт. – 2 ч. 33 Герасим и его окружение 1 Беседа. беседа 34 Герасим и Муму. Счастливый год 1 Беседа. беседа 35 Герасим и Татьяна. Герасим и дворня. 1 Беседа. беседа 36 Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению. 1 Беседа.
Чтение обсуждение
беседа 37 А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь». 1
Беседа. Чтение
беседа 38 Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа 1
Беседа. Чтение обсуждение
беседа 39 Странная дружба Жилина и Дины 1 Беседа. беседа 40 Р.Р. Два пленника: Жилин и Костылин.
Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения 1 Р.Р. Чтение обсуждение
беседа 41 А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». 1 Беседа. Чтение
беседа 42 Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина 1
Беседа. Чтение обсуждение
беседа VI.Из русской литературы ХХ в. 18ч 43 И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе 1 Беседа.
Чтение
беседа 44 В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. 1
Беседа. Чтение обсуждение 45 Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко 1 Беседа. Чтение обсуждение
беседа 46 Р.Р. Анализ эпизода из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» 1 Р.Р. беседа 47 С.А. Есенин. Слово о поэте. «Я покинул родимый дом…» Образ родного дома в стихах Есенина 1
Беседа. Чтение обсуждение 48 П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. 1
Беседа. Чтение обсуждение
беседа 49 Вн. чт. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюши. 1
Вн. чт. Чтение
беседа 50 К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения. 1 Беседа.
Чтение обсуждение
беседа 51 Вн. чт. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского. 1 Вн. чт. Чтение обсуждение 52 С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 1
Беседа. Чтение обсуждение IV четверть – 16 ч., из них РР – 2 ч. Вн. чт. – 1 ч. 53 Р.Р. Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами» 1  Р.Р. обсуждение
беседа 54 А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» 1
Беседа. Чтение обсуждение 55 В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. 1 Беседа. Чтение
беседа 56 Человек и природа в рассказе 1 Беседа. беседа 57 Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945)
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны 1
Беседа.
Чтение обсуждение
беседа 58 К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. 1 Беседа. Чтение обсуждение 59 Р.Р. Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов, Дон-Аминадо.. Образ Родины в стихах 1
Р.Р. Чтение обсуждение
беседа 60
Писатели улыбаются.Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в его рассказах. Ю.Ч.Ким. «Рыба-кит». 1 Беседа.
Чтение обсуждение
беседа VII. Из зарубежной литературы 7ч. 61 Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд» Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. 1
Беседа. Чтение обсуждение 62 Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо 1
Беседа.
Чтение обсуждение
беседа 63 X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда 1
Беседа.
Чтение обсуждение
беседа 64 В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини 1 Беседа. беседа 65 Вн. чт. Моя любимая сказка Андерсена. 1 Вн. чт. Чтение беседа 66 М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. 1
Беседа. Чтение обсуждение 67 Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. 1
Беседа. Чтение обсуждение 68 Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». 1 Беседа.