Конспект урока по литературному чтению А.Л.Барто Помощница
Открытый урок по литературному чтению в 1 классе
на тему: «Стихи поэтессы А. Л. Барто»
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А.Л. Барто, ее произведениями, совершенствование навыков выразительного чтения; развитие речи, памяти и логического мышления.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
-Регулятивные: оценивают результаты своей и чужой деятельности.
-Познавательные: общеучебные: извлекают из художественных текстов необходимую информацию; логические: учить анализировать, давать свою оценку поступкам героев произведений.
Коммуникативные: выбирают вид рассказа, отвечают на вопросы, формулируют свою точку зрения, Расширять словарный запас учащихся, учить связной речи.
Образовательные ресурсы: Компьютерная презентация к уроку, выставка книг.
Основное содержание темы, понятия и термины: Стихи А.Л. БартоПланируемые результаты: читают выразительно и наизусть стихотворение Барто «Помощница».
Сценарий урока
Орг. Момент
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. На него пришли гости. Давайте поприветствуем их. (поприветствовали).
-А теперь поприветствуем друг друга (приветствие «здравствуйте»: желаю успеха большого во всем и везде, здравствуйте. Ребята поочередно нажимают друг другу на все пальцы рук, произнося по 1 слову из приветствия.)-Молодцы. Садитесь.
_-Предлагаю в начале нашего урока проверить с каким настроением мы начнем путешествовать по страницам Азбуки. У вас на столе лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Если у вас хорошее настроение, поднимите солнышко, а если нет, то тучку. А мы вместе с ребятами за урок постараемся это настроение поднять. (Рефлексия Солнышко, Тучка).
2. Артикуляционная разминка
Ребята, а скажите, 2017 год, который недавно наступил, год какого животного?
(Год петуха). Вот сегодня вместе с нами на уроке будет принимать участие в нашей артикуляционной разминке.
-А как говорит петух? (ко-ко-ко).
Правильно. Молодцы. Поэтому наши задания будут связаны с этим звуком к. Начнем.
1) На доске гласные:
а о у и е ыЗадание прочитать гласные(хором всем классом)
- нараспев
-кратко
-поставив ударение на каждый гласный по очереди.
2) Работа с чистоговоркой.(чтение хором всем классом)
Ко-ко-ко- нам идти далеко.
Ка-ка-ка- как дорожка далека.
Ку-ку-ку- сидит филин на суку.
3)Работа со скороговорками(индивидуально, хором)
-разбор смысла скороговорки
-медленное прочтение
-быстрое прочтение
Покатил Костя в Кострому в гости.
У Кондрата куртка коротковата.
-Посмотрите внимательно на скороговорки.
-Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы: Костя, Кострома. Кондратий?
-(Это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.)3.Дыхательная гимнастика
.
Упражнение «Свеча» с полосками бумаги, «Хомячок».
-Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием.
4. Музыкальная физминутка на внимание «У оленя дом большой».(под музыку выполняют движения за учителем, убыстряя темп с каждым разом) (Слайд 1)
5.Подготовка к изучению материала.
Постановка учебной задачи.
Ребята, посмотрите на слайд, на нем изображены сказочные персонажи. Мы должны узнать их и по первой букве их имени отгадать поэтессу.(слайд 2)
-Правильно Барто Агния Львовна.
-А кому знакома эта фамилия, поднимите руку.
-Давайте сформулируем учебную задачу сегодняшнего урока.
- Посмотрите сколько книг этого автора сегодня у нас в классе. Вы обязательно можете на перемене познакомиться с выставкой ее книг.
5.Усвоение новых знаний и способов действий.
Рассказ учителя о жизни и творчестве поэтессы с использованием презентации.(слайд 3,4)
А.Л.Барто (1906-1981гг)-мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать книги для маленьких детей оказалось намного сильнее. Начала писать стихи уже в школьном возрасте. Кроме этого, эта писательница вела на радиостанции «Маяк» передачу «Найти человека», ей далось соединить 927 семей, разбросанных по белу свету войной. А.Барто знаменита не только стихами. Она написала несколько пьес для детского театра. По её сценарию были сняты кинокомедии «Подкидыш», «Слон и верёвочка» и др. Вместе с композиторами она создала несколько шутливых песен. Например, «Любитель-рыболов» c композитором Михаилом Старокадамским, «Болтунья» с композитором Сергеем Прокофьевым и др.
6. Игра в игрушки.
-А знаете ли вы , ребята, ее стихотворения из цикла «Игрушки». (-Да). Давайте проверим. Сейчас я буду из мешка доставать мягкие игрушки, а вы должны будете вспомнить эти стихотворения по 2 строчкам. Я начну, а вы продолжите. Попробуем. Кто поможет мне ?-достаем мишку.
Уронили мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу…(дети заканчивают:Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
-достаем зайку.
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка…(дети заканчивают:Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок.
-достаем мячик.
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик…(дети..)Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч.
-достаем бычка
Идет бычок, качается
Вздыхает на ходу…(дети…)
Ох, доска кончается
Сейчас я упаду.
-достаем лошадку.
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко…(дети…)
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
-А знаете ли вы еще стихотворения из этого цикла? Стихотворение « Грузовик», «Слон» , «Самолет».(слайды 5.6.7)
7. Работа со стихотворением «Помощница».
-Как мы выяснили, у Барто было несколько стихов про девочку Таню. Сегодня мы познакомимся еще с одним. Оно называется «Помощница».
-чтение стихотворения наизусть учителем.
-«жужжащее» чтение
-чтение стихотворения хорошо читающими учениками.
-работа по тексту стихотворения. Ответы на вопросы:
-Какие дела были у Тани?
-От чего она так устала?
-Что она обещала сделать завтра?
-Почему стихотворение называется «Помощница». (использование автором приема иронии.)
8.Музыкальная физминутка «У жирафа пятна…»(слайд 8)9.Продолжение работы над стихотворением.
Заучивание стихотворения наизусть на уроке.
-чтение по рядам(1,2.3)
-чтение девочками.
-чтение мальчиками
-чтение по цепочке по 1 столбику.
-хоровое чтение.
-Молодцы.
-Ребята, а вы помогаете дома своим родителям, бабушкам и дедушкам? Так же?
А какую помощь по дому вы делаете? (ответы: вытираю пыль, мою полу, сижу с братиком). Молодцы!
-А какой праздник скоро приближается, который отмечают все женщины?( 8 марта). Правильно.
Давайте мы в честь приближающегося праздника поможем нашей маме. У каждого на столе лежит задание: помоги сварить маме щи.
-Какие продукты надо положить в кастрюлю? (мясо, капусту, лук, масло, морковь, соль). _-А какие не надо? ( груши, сахар).
-Чего еще не хватает? (не хватает картошки, зелени).
Карточки с продуктами, которые попадут в щи, закрасим цветными карандашами. Взяли карандаши. Выполняем работу.
-Молодцы.
-Сегодня на уроке я хотела бы похвалить этих учеников:… Вы молодцы. Активно работали на уроке, хорошо отвечали. Вы получаете «Медаль умной черепахи».
10. Закрепление знаний и способов действий.
- С каким стихотворением Барто мы познакомились сегодня на уроке?
Какие еще стихотворения вы знаете? Расскажите любимое.
11. Рефлексивно-оценочный. Проверка настроения в конце урока. Солнышко, тучка. Составление календаря погоды в классе на доске.
-Что нового узнали на уроке?
-Что особенно запомнилось и понравилось?
-Кто доволен своей работой?
Спасибо за урок. Все молодцы.(слайд 9)