Конспект урока обучение грамоте по теме Согласные буквы Г г , звуки [ г ], [ г ] 1 класс Школа России
Конспект урока. Обучение грамоте.
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Учитель начальных классов МАОУ гимназии №4 г. Хабаровск Бондарь Любовь Алексеевна
1 класс.
Учебник: «Школа России» Азбука. Часть 1. Авторы В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.
Тема урока: Согласные буквы Г г , звуки [ г ], [ г' ].
Тип урока: Закрепление знаний, полученных на предыдущем занятии, в технологии деятельностного подхода обучения.
Цели:
Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Коммуникативные: слушать собеседника, использовать в общении правила вежливости
Задачи:
Предметные: читать слоги и слова с изученными буквами, правильно употреблять в своей речи предлоги, различать звуки [г] и [к], [г’] и [к’]. уметь давать характеристику звукам.
Метапредметные: чтение и поиск информации.
Личностные: формировать позитивное отношение к уроку обучение грамоте.
Формировать способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
Вид учебного занятия: комбинированный урок.
Формы работы учащихся: парная, самостоятельная, дифференцированная, беседа.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Структура и ход урока.
Ι. Актуализация знаний.
Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Сегодня на уроке мы будем опять познавать новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
За горами, за долами,
За широкими морями,
В чудном домике своем
Живут гномы вдвоем.
Посмотрите к нам в гости пришли гномы. Слайд 1
Игра «Найди имя».
- Догадайтесь как их зовут, соберите их имена из слогов: га Ге Го на ля ша.
- Какие имена получились? (Гоша и Гена)
-Почему вы выбрали именно эти слоги, почему не взяли га ля? (Ге и Го написаны с заглавной буквы, а все имена пишутся с заглавной буквы).
- Произнесите слово Гоша, какой первый звук мы слышим?([г]) Какой он? (согласный) Почему? В какой позиции стоит? Как определили?
- А теперь произнесите слово Гена, какой первый звук мы слышим?([г']) Какой он? (согласный) Почему? В какой позиции стоит? (мягкой) Как определили? (После [г] стоит [е], а звук [е] дает предшествующему звуку мягкость).- А еще какие свойства у звуков [г], [г'] вы знаете? (звонкий, парный).
- Какой звук является парой? ([к], [к']) Ч
- Чем отличаются эти звуки? ([г] – звонкий, а [к], глухой)- И так, мы дали характеристику звукам [г], [г'], но мы до сих пор не знаем как зовут каждого гнома. Я открою вам тайну: один гном любит твердые звуки, а второй гном мягкие.
- А как вы думаете кто из наших гномов любит мягкие звуки, а кто твердые?
- Давайте дадим имя каждому гному. (Вызываю к доске ученика, он составляет из слогов имя под каждым гномом).
- Как догадались? (В имени Гоша [г] твердый, а твердый звук живет в синем домике, а у этого гнома синяя одежда).
-- Как догадались? (В имени Гена [г'] мягкий, а мягкий звук живет в зеленом домике, а у этого гнома зеленая одежда).
- Почему эти имена написаны с большой буквы? (Потому что имена пишутся с заглавной буквы)
Гном Гоша мне шепнул на ушко: «Какие умные детки». И предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко»
Игра «Доскажите словечко».
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол).
Лодки по морю плывут,
Люди веслами … (гребут).
- С какого звука начинались наши слова отгадки (гол, гребут)?
- А какой буквой обозначаются звуки [г], [г']? (Буквой Г)
- Ребята, а кто догадался какая тема нашего урока? СЛАЙД 2
- Верно, сегодня мы продолжим знакомство со звуками [г], [г'] буквой Г.
II. Закрепление опорных знаний.
- А для чего мы изучаем с вами звуки и буквы?
- Правильно, чтобы быть грамотными. Нашей стране нужны только грамотные дети. Посмотрите даже слово Грамотные на какой звук? ([г])
- А сейчас гномы хотят с вами поиграть, и посмотреть умеете ли вы слышать и определять звук[г] в словах. Узнать, кто самый внимательный. Я буду произносить слова. И если вы услышите в слове звуки [г] или [г'], то делаете хлопок. Задание понятно? Итак, глаза, гранат, рот, лиса, город, гром, огонь, лето.
- А теперь гном Гена хочет загадать свою загадку.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица … (грач). СЛАЙД 3
- С наступлением какого времени года возвращаются из теплых стран грачи? (Грачи прилетают (возвращаются) весной)
- Правильно, весной.
- О каком времени года мы с вами будем говорить? (Будем говорить о весне)
- Сегодня мы поговорим с вами о весне. Вы все, наверное, любите весну. И ждете ее когда на улице холодная зима. Сейчас я буду читать рассказ, а вы внимательно слушайте, чтобы потом ответить на мои вопросы.
▲Чтение рассказа «Весна», с. 121.
– Когда тает снег в лесу? (Снег тает весной)
- Как тает? (Тает постепенно)
– Куда сбегает талая вода? (Талая вода сбегает в реки и озера)
- Что вырастет на лугу? (На лугу вырастает трава).
- Мы с Гномами выслушали ваши ответы, а сейчас мы хотим проверить правильно ли вы ответили на поставленные вопросы?
- Откройте страницу 121.
- Посмотрите вверху на этой странице рисунок. Что на нем изображено? (Беседа по рисунку)
- А сейчас найдите под рисунком текст? Читаем. (Дети читают текст, по ходу отвечаем на вопросы.)
- Действительно вы правильно ответили на все вопросы?
- Гном Гена и Гоша тоже внимательно слушали как вы читали и спрашивают: «Что вы нового узнали из этого текста?» (Ответы детей)
- Ребята, мы с вами сказали, что на лугу вырастает что? (Вырастает трава).
- Я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте узнать, кто же любит гулять на лугу и плавать в речке?
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый … (гусь). СЛАЙД 4
- Но гномы не только трудятся, но и умеют отдыхать и заботиться о своем здоровье. Давайте немножко отдохнем.
ФИЗМИНУТКА «ГУСЬ»
А сейчас мы с вами встанем.
Утром встал гусак на лапки (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью).
Посмотрел он вправо-влево, (Смотрим влево, вправо)
Повороты сделал смело (Поворачиваемся вправо-влево)
Клювиком почистил пух (Наклоны головы влево-вправо)
И спокойно в воду плюх (Присели на свои местам).
Гномам понравилось с вами играть, но они спросили:
- Гусь — один, а когда много мы говорим? — гуси. СЛАЙД 5
ΙII. Развитие умений – применение знания.
- Ребята, посмотрите на картинку и произнесите слово «гуси»
- Какой первый звук мы слышим?
- Он гласный или согласный?
- Твердый или мягкий?
- Сколько слогов в этом слове? (Два)
- Какой слог ударный? (Первый)
- А сейчас наступает самая сложная часть урока. Гном Гоша предлагает нам составить звуковую схему слова.
- Но сначала ответьте, как обозначается звук на письме. (Буквой).
- Когда мы говорим – это какая речь? (разговорная (устная)- А когда пишем?(письменная)
- А чем отличается разговорная речь от письменной? (в разговорной мы слышим и произносим звуки, а в письменной – пишем буквы (слова)- Пойдет к доске ___ (вызываю к доске ученика)
- Напиши слово «ГУСИ» и составь схему к этому слову? (разбор слова и составление схемы)
- Правильно составлена схема. Кто не согласен?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделала всё правильно или были недочёты?
- А сейчас, я предлагаю, составить предложение со словами ГУСЬ и ГУСИ. Но прежде чем мы начнем выполнять задание, давайте вспомним, что же такое предложение. (Предложение состоит из слов, связанных по смыслу)
- После того как мы выяснили, что такое предложение вы можете составить свое предложение и, послушайте меня, каждый шепотом скажет свое предложение на ушко своему соседу. Только тихонечко, чтобы слышал только ваш сосед по парте. А я буду проходить по рядам и подслушивать.
- Кто уже составил предложение, поднимите руку.
- Итак__________ скажи нам свое предложение.
- А кому понравилось предложение соседа?
- Чье предложение вам понравилось. (Ответы детей)
- Пойдет к доске ______, составь схему к предложению.
- Сколько слов в предложении? (беседа по составленной схеме предложения)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
- А теперь давайте покажем гному, как мы умеем читать слова.
год, Галя, огни, вагон, Гена. СЛАЙД 6
Прочитайте сначала слова, в которых буква Г стоит вначале слова, (год, Галя, Гена), в середине (огни, вагон)
-Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы? (Имена людей!)
ФИЗМИНУТКА
Ах, как долго мы читали,
Глазки у ребят устали.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем,
И трудиться продолжаем.
III. Итог урока. Рефлексия.
- Гномы хотели бы уточнить: «О каком звуке мы сегодня говорили?»
- Какой буквой на письме обозначается?
- Каким может быть звук [г] (твердым и мягким)
- А сейчас мы проверим, умеете ли вы определять мягкость и твердость звука.
Интерактивная игра «Поиграем вместе»
- Как вы думаете, гномы довольны вашей работой на уроке?
- Я предлагаю каждому оценить себя.
- На нашем Солнышке мы с гномами предлагаем вам добавить лучики. Если вы считаете, что сегодня на уроке вы старались и вы довольны своей работой, то прикрепите к солнышку оранжевый лучик. А если вы считаете, что вы старались, но сделали небольшие ошибки, то прикрепите зеленый лучик.
- Идут ребята с первого ряда прикрепляют свои лучики и садятся на свои места, потом второй ряд, за ним третий.
- Гном надеется, что на следующем уроке, вы будете работать ещё лучше и не забудете о том, чему вас научил гномы.
-А мне гном прошептал, что вы ему очень понравились, как вы сегодня работали на уроке.
- Наш урок окончен, всем спасибо.