Технологическая карта по русскому языку на тему: Ь знак показатель мягкости предшествующего согласного (2 класс)


Технологическая карта урока
Педагог (ФИО): Скобелева Ирина Николаевна
Предмет: русский язык Класс 2 УМК : Школа России
Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: объяснять написание мягкого знака на письме; различать слова с мягким знаком и без него; образовывать при помощи мягкого знака новые слова
Метапредметные результаты: понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; делать вывод из наблюдений; составлять алгоритм действий для решения орфографической задачи; проводить самоконтроль и давать самооценку
Личностные результаты: повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме.
Этапы урока, время Универсальные учебные действия, предметные учебные действия Деятельность учителя Деятельность ученика Методы и приемы
Организационный этап Личностные результаты: самоопределение к деятельности.
Предметные результаты: понимать задание, как его надо выполнить. Метапредметные результаты: анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.
Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания.
Произносит приветственные слова:
Внимание проверь , дружок, готов ли ты начать урок,
Всё ли у тебя в порядке книжки, ручки и тетрадки?
Проверили, садитесь, с усердием трудитесь.
Какие правила мы будем выполнять во время работы на уроке? Занимают свои места.
Ответы учащихся. Фронтальная работа
Мотивация познавательной деятельности
Предметные результаты: понимать задание, как его надо выполнить. Метапредметные результаты: анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.
Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания -Запишите сегодняшнюю дату. Как обычно, мы начинаем урок с минутки чистописания.
1.Минутка чистописания – Вспомните, какая буква в русском языке не обозначает звука.
– Запишите строчку «волна из мягкого знака».
2. Словарная работа
- Разве можно без улыбки видеть Незнайкины ошибки?
Он в тетради написал: «Корондаш, портфел, пинал, ручьки и тетрадки у меня в порядке».
Быстро Незнайке помогайте и ошибки исправляйте!
В чём причина их скажите, правила назовите!
-В каком из этих слов букв больше, чем звуков? Почему? Что вызнаете о букве мягкий знак?
Мягкий знак – хитрый знак, не назвать его никак!
Он не произносится, но в слово часто просится.
Он так хорош, достоин чести, когда стоит на своём месте.
Записывают дату, пишут букву ь.
Исправляют слова, выделяют орфограммы.
Вспоминают, где пишется мягкий знак, формулируют тему урока. Находят тему урока на с.124 учебника. Фронтальная работа
Актуализация необходимых знаний Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания Познавательные: понять, когда следует писать ь; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме; коллективное создание алгоритма о правописании мягкого знака; сформулировать правило по написанию мягкого знака
Коммуникативные : уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты: запомнить, когда следует писать мягкий знак; уметь работать по алгоритму - Организует наблюдение за правописанием слов с мягким знаком
- Добавьте к данным словам ( ЕЛ, МЕЛ, УГОЛКИ) букву Ь так, чтобы получились новые слова.
Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте с образцом на доске, объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему?
Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком?
Совпадает ли в словах количество звуков и букв?
- Давайте составим алгоритм и сформулируем правило:
1) Рассмотреть слово.
2) Определить, где согласный мягкий, а где твёрдый.
3) Сделать вывод.
- Читают и выполняют задание.
- Высказывают свои предположения.
-Замечают, когда пишется ь - Делают вывод, в каких случаях пишется ь.

- Соотносят свой вывод со сведениями в учебнике. Фронтальная работа
Динамическая пауза
Познавательные: Повторение изученной ранее физминуткиРегулятивные: Выполнять действия в материализованной форме. Презентация физминутки «Собачий вальс»
- Для чего нам нужно выполнять эти упражнения? Выполняют задание. Игра. Групповая работа.
Организация познавательной деятельности Личностные результаты: осознают смысл изучения правописания ь знака и успешного их использования в словах -Организуют самостоятельную работу с упр.202.
По окончании предлагает сделать вывод:
- Почему следует проверять правописание мягкого знака?
- Читают задание. Планируют порядок выполнения. Обсуждают написание ь в словах.
- Читают задание. Выполняют и обсуждают звуко - буквенный состав слов.
- Выполняют задания по порядку, комментируя. Выявляют роль ь.
Читают задание. Применяют полученные сведения на практике.
Работа по учебнику.
Работа в парах.
Рефлексия деятельности Регулятивные: оценивать результат выполнения своей работы; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников Личностные результаты: осознать смысл изучения правописания мягкого знака; понимать значимость правильного написания мягкого знака. - Выпишите слова, в которых нужно писать букву ь.
Всё короче ваша тень,
Это значит скоро – день.
Бежит недалечко реченька-речка.
Меньше ручейка:
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки обмакнуть.
Самопроверка. Сверка с образцом.
- С какой буквой в словах мы сегодня работали? Чем она особенная?
- Какие роли выполняет в русском языке мягкий знак?
- Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?
- Какие задания показались трудными?
- Что вы получили от этого урока?
- За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?
- У вас на рабочих листах есть личики-смайлики. Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на смайлике ротик (улыбку, если всё на уроке понравилось и получилось, серьёзное личико, если что-то было делать трудно, грустное личико, если на уроке было непонятно, скучно, неинтересно.)
Домашнее задание: выучить правило стр.124, упр.204. Ответы учащихся.
-Сегодня я узнал …
-Мне еще нужно отработать…
-Для меня самым трудным было…
-Сегодня на уроке мне было…
-Для меня самым интересным было…
Записывают домашнее задание. Фронтальная работа
КОНСПЕКТ УРОКА
Педагог: Скобелева Ирина Николаевна
Предмет: русский язык 2 б класс УМК : Школа России
Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными.
Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, оценивать свои достижения при выполнении заданий, анализировать, делать выводы.
Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем, сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Ресурсы: Словарные слова, презентация к уроку, учебник, тетради.
Тип урока: закрепление пройденного
Методы: по источнику познания:
- словесный,
- наглядный,
- практический;
По степени взаимодействия учителя и учащихся:
- самостоятельная работа.
Педагогические технологии: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесберегающие.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (настрой на урок).
- Внимание, проверь, дружок, готов ли ты начать урок,
Всё ли у тебя в порядке, книжки, ручки и тетрадки?
Проверили, садитесь, с усердием трудитесь.
- Какие правила мы будем выполнять во время работы на уроке? (Не выкрикиваем, не перебиваем друг друга, мы слышим друг друга, учимся работать сообща.)
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (повторение изученного материал, формулирование темы урока).
1) Орфографическая минутка (с элементами какографии). У детей на столах листки бумаги с «записями из тетрадки Незнайки»
- Разве можно без улыбки видеть Незнайкины ошибки?Он в тетради написал: "Корондаш, портфел, пинал, Ручьки и тетрадки у меня в порядке".Быстро Незнайке помогайте да ошибки исправляйте!В чём причина их, скажите, правила нам назовите!
(Дети объясняют правописание слов, в которых допущены ошибки.)
- В каком из этих слов букв больше, чем звуков? Почему? Что вы знаете о букве мягкий знак? (Дети рассказывают.)
2) Постановка темы и задач урока.
Он не произносится, но в слово часто просится.Он так хорош, достоин чести, когда стоит на своём месте.
Демонстрация слайдов на экране. <ПРЕЗЕНТАЦИЯ>.
СЛАЙД 1. (Переключается по щелчку мыши).
- На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы в ходе урока? Какова тема нашего урока? Чему будем учиться? (Сегодня на уроке поговорим о разных ролях этой буквы в русском языке, научимся различать их в словах и правильно употреблять в письменной речи.)
3. НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Ь - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ.
СЛАЙД 2.
- Добавьте к данным словам (ЕЛ, МЕЛ, УГОЛКИ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши), объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему?
СЛАЙД 3.
- Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком? Совпадает ли в словах количество звуков и букв? (По мере проговаривания детьми ответов на поставленные вопросы открываются записи.)
- Сделаем вывод, где в слове пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме. (На конце или в середине слова между согласными буквами).
Физк.ультминутка.
Презентация физминутки «Собачий вальс»
- Для чего нам нужно выполнять эти упражнения?
4. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.
Прочитайте правило на стр.124
3) Самостоятельная работа учащихся.
Упр. 202 стр. 124 учебника. С последующей фронтальной проверкой. (В каких случаях написали букву мягкий знак и почему, какой это мягкий знак?)
5. ИТОГ УРОКА (Рефлексия.)
- Выпишите слова, в которых нужно писать букву ь.
Всё короче ваша тень,
Это значит скоро – день.
Бежит недалечко реченька-речка.
Меньше ручейка:
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки обмакнуть.
Самопроверка. Сверка с образцом. (слова записаны на доске)
- С какой буквой в словах мы сегодня работали? Чем она особенная?
- Какие роли выполняет в русском языке мягкий знак?
- Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?
- Какие задания показались трудными?
- Что вы получили от этого урока?
- За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?
- У вас на рабочих листах есть личики-смайлики. Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на смайлике ротик (улыбку, если всё на уроке понравилось и получилось, серьёзное личико, если что-то было делать трудно, грустное личико, если на уроке было непонятно, скучно, неинтересно.)
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Выучить правило стр.124, упр.204, спишите, вставьте Ь.
- Вы молодцы, я благодарю вас за работу.