Экологические традиции в обрядах и обычаях народов Хвалынского района
Мурашкова Галина Андреевна
учитель биологии и экологии
МОУ «СОШ п. Возрождение»
«Экологические традиции в обрядах и обычаях народов Хвалынского района».
Отношение человека, общества с природой складывались исстари. Древние люди, жившие за счет природы, уже осознавали, что от сохранения природы зависит благосостояние человеческой общины, племени. Эта заинтересованность людей в сохранении определённых территорий, животных и растений со временем закрепилась в различных традициях, культовых обрядах, суевериях и праздниках разных народов.
Тема природы находит широкое отражение в обрядах, преданиях и обычаях разных народов. Они традиционно передавались из поколения в поколение и таким образом сохранились до настоящего времени. Интерес к обрядам древности сохранился и в наше время.
В Саратовской области по данным 2010 года официально было зарегистрировано 12 народностей с численностью более 5000 человек. В Хвалынском районе проживают как минимум 11 национальностей. Это русские, татары, мордва, чуваши, армяне, азербайджанцы, казахи, украинцы, белорусы, узбеки и даже корейцы.
На территории Хвалынского края проживают русские, мордва, чуваши, татары.
Размещение народов по районам области, (2010 г.), %
Район области I народ
II народ
III народ
IV народ
ХвалынскийРусские (83,4)
Татары (5,8)
Мордва (3,7)
Чуваши (2,4), украинцы (1,2),
армяне (1,0)
Столь многонациональный состав населения нашего края не случаен – ведь, как писал хвалынский историк-краевед В.А. Непочатых, «Хвалынская земля как магнитом притягивала всех, кто попадал в водоворот волжского этногенеза».
У каждого народа, у коренных жителей любой местности всегда были характерные особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой, местными природными и рукотворными объектами. Миг традиций сейчас неушел в прошлое, и поныне сохраняется возможность его изучения и приложении знаний прошлого в современной жизни.
В основе традиций взаимодействия человека и природы- отсутствие потребительского отношения, учет интересов всего, что составляет жизнь ландшафта. Изучение экологической культуры коренных этносов, воскрешение полузабытых традиций может служить современным людям достойным примером отношения к природе.
Экологические традиции, в частности включают:
• веру в спасительные и целительные силы природы;
• почитание растений и животных;
• охрану уникальных природных объектов;
• принципы рационального природопользования;
• понимание ответственности человека за проступки, совершённые против природы.
Экологические традиции русского народа.
С 14 века территория Хвалынского района зселилась русскими, которые в то время уже были христианами, сохранившие многие языческие представления. Славяне покланялись духам природы: водяные, русалки, болотники, домовые, требовали от людей доброжелательности и честности по отношению к лесу, воде, хозяйству. Славяне поклонялись так же животным и растениям – об этом свидетельствуют отголоски язычества в обрядах календарных праздников( например заплетание веток на Троицу), Отзвуки языческих представлений можно усмотреть и в образном укладе фольклора. Так в песнях ощущения человека уподобляются событиям в мире природы: «То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит, то моё, моё сердечко стонет, как осенний лист дрожит».
Широта мировоззрения русских накладывала отпечаток на их общественное поведение, формировало рациональное природопользование.
Славяне поклонялись духам природы: водяные, русалки, болотники, лешие, домовые требовали от людей доброжелательности и честности по отношению к лесу, воде, хозяйству. Славяне поклонялись также животным и растениям - об этом свидетельствуют отголоски язычества в обрядах календарных праздников (например, заметание веток березы на Троицу).
Одновременно было принято взамен взятого столько же и восстановить. Например, на Руси веками занимались привлечением певчих птиц. И не только потому, что они приносили пользу в охране садов, полей, но и потому, что они «увеселяли сердца». 22 марта, в день весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильки и другие печенья в форме птиц.
У русского населения сохраняются традиции охраны родников и колодцев – оберегается их чистота. Не распахиваются склоны вдоль берегов и рек. Охраняются от загрязнения святые озёра. Не принято пилить отдельно стоящие деревья, растущие по краям поля, на сельских улицах, вдоль дорог, по оврагам, на кладбищах.
Русские накопили множество фенологических примет хозяйственного характера: «дождь в декабре – к урожайному году», «низко летают птицы – к дождю, «рано прилетают птицы – рано сойдёт снег». Многообразие примет свидетельствовало о ценности окружающей среды как источника важных для человека сведений и способствовало сохранению природы, так сформировалось важное представление о глубокой взаимосвязи и взаимозависимости явлений, из чего следовало, что воздействие на один элемент природы может отозваться на других её сферах.
Особым было отношение русского населения к домашним, растениям и животным.
В русских фольклорных произведениях разных жанров запечатлена мысль о том, что назначение человека —оберегать мир и умело пользоваться его богатствами. Разрушение приводит к тому, что условия жизни людей становятся менее благоприятными, более опасными.
Экологические традиции татарского народа
Татары издревле имели свои представления о духах природы. В лесной чаще живет Шурале, а в речке, озере — Суанаеы. Они считаются полноправными хозяевами стихии. Встреча с ними человека, по преданиям, может закончиться гибелью. Такое воззрение предохраняло леса, берега рек и озер от излишне частых, неоправданных посещений. Известен ряд традиций ,связанных с использованием воды. За водой полагается ходить с чистыми ведрами; если женщина вымоет их у колодца, ее ославят как нерадивую хозяйку. Запрещается засорять колодец и место вокруг него, шуметь, бросать в него предметы, мутить воду. Эти запреты объясняются переносом на другую территорию опыта общения с природой засушливых степей —исконного места жительства татар. В стенных колодцах — такырах — непотревоженная соленая вода после длительного отстоя расслаивается и верхний слой оказывается почти пресным, пригодным для питья.
Уважительное отношение к воде проявляется и в запрете ночных купаний: они воспринимаются как опасные. Полезно для сохранения сил у человека обливание водой; считалось, что лучше всего для этого смешать воду семи источников. Центрами исламских праздников, наряду с действующими мечетями, служат родники. Важную роль в восстановлении видового разнообразия района сыграли национальные представления о европейском степном, сурке (байбаке) как священном животном. Татары традиционно охраняют его, поскольку утреннее поведение сурка напоминает исламский обряд — намаз. Невозможно говорить об экологических традициях татарского народа без Сабантуя - праздника весеннего обновления природы, корнями своего происхождения уходящего в глубь веков. Сабантуй ежегодно отмечается в июне - после завершения сева. Этот праздник не только всеобщее веселье, жизнеутверждающий юмор, прежде всего это праздник задабривания матери-земли. Раньше люди к родной земле обращались со словами, полными глубокого смысла и трепетной любви к родным полям: «Хорошо ли твое здоровье, дорогая Земля? Люблю я тебя больше золота, больше жизни моей. За мою любовь разверни и ты свое приданое на наших полях и лугах, лесах и реках».
В ходе межэтнических контактов священные природные объекты становятся достоянием нескольких народов.
Известен ряд традиций, связанных с использованием воды. За водой полагается ходить с чистыми ведрами; если женщина вымоет их у колодца, ее ославят как нерадивую хозяйку. Запрещается засорять колодец и место вокруг него, шуметь, бросать в него предметы, мутить воду.
Экологические традиции мордовского народа
Мордва — третий по численности этнос Хвалынского района. У эрзян хозяйкой рек, озер, прудов, колодцев, родников считается Ведь-Ава. Ее воспринимают и как хозяйку рыбы. Существует обычай делать Ведь-Аве съедобные подарки, опуская их в воду, бросать венки из цветов.
Ведь – Ава- богиня воды
Сохранились запреты ловить рыбу хищническими способами выливать в воду помои, пилить возле водоемов старые деревья, загрязнять колодцы, оставлять на произвол судьбы родники. Наказания, которые может наслать Ведь-Ава— рыболовная неудача (за избыточный промысел) и засуха (за не вычищенный и не обустроенный родник). Известен запрет купаться и брать воду в ночные часы , когда Ведь-Ава отдыхает и может утопить того, кто ее тревожит.
Хозяйка леса Вирь-Ава дарит охотничью удачу. От нее зависит, не заблудится ли в лесу грибник, не замерзнет ли путник. Ненавистных ей людей Вирь-Ава может защекотать до смерти. Считалось, что она любит слушать длинные песни и сказки. Поэтому охотники-эрзяне, ночуя в лесных избушках, пели и рассказывали сказки для хозяйки леса, которая могла слушать людей, притаившись за стеной. Человек, заблудившийся в лесу, вспоминал, не обидел ли он чем хозяйку, и просил у нее прощения. Только после этого он мог рассчитывать на возвращение домой.
Вирь - Ава
Эрзяне — земледельцы, потому неслучайно в их мифологии появление полевого духа — Паксь-Авы.
Паксь-Ава.
Ее представляли женщиной огромного роста(«рожь ей в июне по колено была!»). Считалось, что ее можно встретить посреди самых больших полей в полдень. И хотя Паксь-Ава доброжелательно относилась к людям, человек не мог выдержать такой встречи, падая бездыханным от головокружения. В связи с этим, существовал запрет находиться в поле в часы, когда по нему ходит Паксь-Ава. Такой запрет весьма рационален – в полдень монотонный труд в поле способен привести к тепловому удару.
У мордвы сохранились священные рощи — мольбища, выполнявшие функцию храмов. В эрзянском фольклоре есть песни, целиком обращенные к миру природы. В них — рассказ о жизни растений и животных, попытка сопереживать их бедам, видеть мир их глазами, эстетизация не измененной человеком природы. Удивительная особенность эрзянских и мокшанских песен о природе — способность вжиться в мир животных и растений, очеловечить его, увидеть изнутри со всеми горестями и радостями.
— Ты зачем плачешь, наша лиса-матушка?
Ты зачем горюешь, лиса-кормилица?
— Беспокоюсь я, как бы вас не потерять.
Я напою вас, я накормлю вас,
По семи нолям я разведу вас,
У семи истоков рек расставлю вас.
При наступлении осенних дней, детки мои,
Как выпадет первый снег, детки мои,
Охотник пойдет, детки мои на охоту.
Ой, ружье его, детки мои, в руках его...
Патриархальность, привязанность к родному селению, уважение к лесу, довольство и давно развившееся посильное умение пользоваться дарами окружающей природы - черты мордовского народа. Некоторые моменты ритуальных циклов связаны с древнейшими тотемическими представлениями мордвы, т.е. верой в тесную связь между определенными группами людей и видами животных, растений. Много обрядов проходило и накануне Нового года. Мордва проводила в это время домашний молян, на котором хозяйка просила Паксь-Аву (божество поля) уродить хлеб. Затем она брала в руки чашку со специально приготовленными из теста орешками и молила Вирь-Аву (божество леса) об урожае орехов. В некоторых местах это моление совершалось около водного источника. На берегу раскладывали ритуальную еду и просили верховного бога Вере-паза и богиню урожая Норов-Аву, Пакся-Аву о хорошем урожае и добром здоровье.
Экологические традиции чувашского народа
Чувашский народ является глубоко национальным по своей сущности, содержанию и характеру. Чувашский народ сохранил и передаёт из поколения в поколение опыт отношений народа к природе, к её растительному и животному миру, опыт жизни по законам природы и общества.
Экологические традиции представляют собой обогащение природоохранными знаниями, формирование навыков бережного отношения к окружающей среде, активное участие в природоохранной деятельности. Народ ощущал себя частицей природы, осознавал неразрывную связь с ней.
У чувашского народа, природа - это не просто местообитание, это и двор отцовского дома, и звёзды на небе, и Вселенная, травы , и букашки, заповедные (по – чувашски усыновлённые), леса, священные дубравы и родники, это и пни тысячелетних дубов, срубленных прапрадедами и д.р… Природа для чувашей представлялась единым живым организмом, поэтому они считали. Что нельзя вмешиваться в дела природы, нарушать существующие связи. С древних времён чувашский народ учил молодое поколение жить в природе, любить её. Ориентироваться в окружающей среде, знать приметы погоды, повадки животных и птиц.
Особое внимание чуваши уделяли святым деревьям, их они считали живыми организмами, требовали не допускать по отношению к ним насилия, грубости. Лес – материальное и духовное богатство народа.
Многие исследователи отмечают, что чуваши селятся около рек и оврагов, там где есть лес и вода.
Все обряды и ритуалы древнего чувашского народа направлены на поддержание постоянного мирового порядка или на восстановление нарушенной гармонии. Каждое дерево, ручей, река, холм, озеро, валун и другие объекты природы имели своего духа. Прежде чем срубить дерево, запрудить речку, выровнять холм и т.д., народу необходимо было расположить к себе «хозяина» данного природного объекта.
Чувашский народ обожествляет, поэтизирует дуб, называет его батюшкой. «Дубочком» называют сына, на которого делает ставку не только семья, но и род.
Таким образом, у всех народов Среднего Поволжья существовали неписаные законы взаимоотношений человека с природой. Гармония этих отношений построена на осознании родства, единства человека с окружающим миром. Наши предки не отделяли себя от природы. Всё, что их окружало, они воспринимали как продолжение самих себя, а себя - как частичку огромного живого мира. Поэтому все природные явления в народном творчестве одушевлены, то есть как и человек, они имеют душу, характер, свой нрав.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что этнокультурологическая составляющая позволит учителю реализовать духовно-нравственный потенциал экологического образования школьников.