Статья Использование музыкальных произведений в спортивных праздниках и развлечений
Использование музыкальных произведений в спортивных праздниках и развлечениях
Фролова И.И., инструктор по физической культуре,
МБДОУ детский сад № 30«Одуванчик»,
г. Старый Оскол
Аннотация. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. А какой детский праздник без музыки. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
Ключевые слова: игры, развлечения, праздники, музыка.
Ребенок дошкольного возраста чрезвычайно активен, движения еще не сформированы, но ребенку интересно познавать себя, свои физические возможности и добившись результата, восхищается «вот как я могу».
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье, в дошкольных учреждениях. Насыщенное динамикой двигательного содержания, физкультурное развлечение, которое проводится на свежем воздухе, является радостным событием в жизни детей. Основу развлекательной программы составляют: веселые подвижные игры, разнообразные физические упражнения. Эти игры и упражнения отражают приобретенные детьми двигательные навыки, усвоенные на регулярных физкультурных занятиях. Объединяющая взрослых и детей радость поднимает жизненный тонус, создает бодрое настроение и остается в памяти каждого ребенка надолго. Такая работа ценна тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия ребенка.
Значение праздников и развлечений не только в том, чтобы приносить радость, они являются средством всестороннего воспитания.
Физкультурные развлечения могут быть разнообразны по программе содержания и структуре. Они могут включать в себя речевки, стихи, песни, танцевальные движения и так далее. Методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении. Формирование двигательных навыков и умений всегда тесно связанно с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно - волевых черт его характера.
«Можно ли проводить физкультурное занятие без музыки?»
Конечно можно, но с музыкой физическое развитие детей будет осуществляться более качественно и оптимально.
Как мы можем связать музыку и физкультуру? Конечно, прежде всего, это может быть зарядка вместе с музыкальным руководителем; в водной части, в ОРУ физкультурного занятия и, конечно же, ни один спортивный досуг или праздник невозможен без музыки.
Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей.
А теперь, давайте конкретно рассмотрим, где на занятии физической культуры наиболее целесообразно музыкальное сопровождение. Это основные движения в водной части: ходьба, бег, поскоки, общеразвивающие и строевые упражнения.
Ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характера. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с ходьбой обычной, для музыкального сопровождения которой берут не только спокойного характера марш, но также вальс. Аналогично подбирают музыкальное сопровождение к бегу, поскокам. Прыжки-поскоки тоже бывают и быстрыми, и широкими, замедленными. В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором — плавная.
Удачно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет инструктора. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у инструктора появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь.
Действия детей при выполнении основных видов движения разнотипны: одни выполняют задание, другие наблюдают, готовятся к выполнению этого задания или выполняют другое. Естественно, что музыка при этом может только мешать. А вот когда, дети звеном, переходят от одного вида движений к другому, и перемещаются по залу, то музыка помогает их организовать и в быстром темпе сделать передвижение.
Привыкнув к звучанию музыки на физкультурном занятии и утренней гимнастике, дети легко переключаются с выполнения одного задания на другое в соответствии с изменением характера музыки, что позволяет сократить время на словесные указания. Роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Музыка делает занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников.
В музыкально-двигательной деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения изученных элементов танцев, двигаясь под музыку. В творческих заданиях дети активно мыслят, фантазируют, творят. При проведении спортивных праздников досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, так как дети спокойно и уверенно выполняют задания.
Список литературы:
1.ФГОС дошкольного образования/Автор: Л. Свирская, Л. Роменская,- Издательство: Великий Новгород: НИРО - 2014.
2. Аксенова, З.Ф. Спортивные праздники в детском саду/З.Ф.Аксенова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Бабаджан, Т. С. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях/Т.С. Бабаджан. - М.: Просвещение, 2012.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.