Методическая разработка классного часа «Алкоголь наш враг»


МИНИСТЕРСТВО образования и
молодежной политики ставропольского края
государственное Бюджетное ПРОФОССИОНАЛЬНОЕ учреждение «курсавский региональный колледж «интеграл»
методическая разработка
классного часа
Тема: «Алкоголь наш враг»
с. Курсавка
2016 г.
Методическая разработка предназначена для проведения классного часа посвященного профилактике алкоголизма и пропаганде здорового образа жизни.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
Разработчик: преподаватель Клочкова О.Е.
Рассмотрена, утверждена и рекомендована к применению в учебном процессе на заседании методического совета ГБПОУ КРК «Интеграл».
Протокол № от «___» ________________ 2016 г.
Председатель М.А.Уманская
357070 Ставропольский край,
Андроповский район,
с.Курсавка, ул. Титова, 15
тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83
факс:6-39-79
kurs_integrall@mail.ruПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час.
Классный час – это:
это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
это форма общения классного руководителя и обучающихся, где ведущую роль играет педагог.
Классные часы в колледже проводятся с различными воспитательными целями:
Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
Формирование эмоционально - чувственной сферы и ценностных отношений личности студента.
Формирование студенческого коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности молодежи.
Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят особое место в учебном процессе, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своей группой. Классные часы – это обязательные воспитательные мероприятие для студентов с первого по четвертый курс, посвященные разнообразным темам, зависящим от поставленной цели, опыта классного руководителя, проблем, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни, их интересов.
Основные компоненты классного часа.
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности обучающегося, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности студента.
Организационно - деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого студента, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта подростка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Классный час может проводиться в различных формах: в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, и т.д.
Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.
Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.
Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.
Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Любое мнение заслушивать внимательно.
3. Пока один говорит, все его слушают.
4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…
На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:
Беседа.
Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.
Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.
Методика проведения ролевой игры:
- определение проблемы, выбор ситуации;
- распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
- проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;
- обсуждение ситуации участниками.
Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.
Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.
Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.
Социально-культурный проект – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:
- изучение ситуации;
- сбор информации;
- планирование;
- формирование микрогрупп и назначение ответственных;
- практические действия;
- определение приоритетных результатов;
- групповой анализ выполнения поставленных задач.
Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:
- учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;
- мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;
- никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;
- “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.
- все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.
Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.
Преимущества часа общения над другими формами работы.
1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.
2. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.
Как организовать и провести этический или нравственный час общения?
Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.
Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

План
Тема: «Алкоголь наш враг»
Цель: формирование у подростков отрицательного отношения к алкоголю через знакомство с влиянием его на организм человека и его жизнь в обществе:
        Пагубное воздействие алкоголя на организм человека
        Разрушительные последствия пьянства для общества
Оснащение урока:
- Плакат «Органы человека - мишени для алкоголя» и рисунки (6 шт.)
- раздаточный материал карточки для уч-ся
- по два конверта и карточки для упражнения: Кратковременные и долговременное последствия воздействия алкоголя на организм человека.
- «Схема паутины связей» (по 1шт на каждую группу)
- книги (или конструктор) для упражнения «Постройте дом»
Ход занятия:
1.     Введение. Историческая справка.
2.     Воздействие алкоголя на организм человека (работа в малых группах).
3.     Последствия воздействия алкоголя (кратковременные и длительные).
4.     Алкоголь и общество:
- «Схема паутины связей»
- Упражнение с конструкцией
Заключительная часть.
Часть 1. Историческая справка.
Ведущий: Изготавливать алкогольные напитки для своих нужд люди начали тысячелетия назад. Виноделие зародилось в древнем Египте, когда люди обнаружили, что виноградный сок быстро скисал, но этот перебродивший напиток – вино – долго сохранялся не портясь. У египтян кроме того были проблемы с сильным загрязнением питьевой воды. Позднее вино стало играть важную роль в Римской католической церкви на всей территории Европы, потому что использовалось при таинстве святого причастия. В период Возрождения вино стало неприемлемым атрибутом европейского общества. Его стали производить и продавать в больших количествах гильдии купцов, которые контролировали его изготовление. К 1300г. В Центральной Европе возникло пивоварение. В это время виноделие продолжало развиваться; многие сорта получали название того места где производились впервые. Хотя алкогольные напитки предназначались для утилитарных целей, цель их употребления впоследствии изменилась. Люди начали экспериментировать с употреблением различных видов спиртных напитков, и вскоре употребление алкоголя стало неотьемлимой частью европейской культуры. Употребление алкогольных напитков зачастую переходило в злоупотребление. Нам предстоит исследовать причины злоупотребления алкогольными напитками и осознать пагубное воздействие алкоголя, чтобы каждый из нас смог принять грамотное, рациональное решение о том, следует ли употреблять этот наркотик.
Алкоголь – это наркотик, химическое вещество, которое влияет на то, как функционирует организм. То, что он получил широкое распространение, не означает, что он безвреден.
Этот изменяющий сознание человека наркотик, меняет химические реакции головного мозга и сказывается на мыслительных процессах человека, его ощущения и то, как он говорит и двигается. Многие из этих последствий опасны и могут привести к гибели
Сегодня мы поговорим об алкоголе и его воздействии на организм человека. Чем больше вы будете знать о воздействии алкоголя на ваш организм, тем лучше вы будете вооружены для того, чтобы принять разумное решение, относительно целесообразности его употребления. Окончательное решение за вами.
Отрицательное отношение к пьянству и алкоголизму было присуще всем народам.
Учащиеся читают заранее приготовленные карточки:
1.                      В 1220г. До н.э. китайский император Ву Вонг издал указ, в котором говорилось, что каждого уличённого в пьянстве ждёт смертная казнь.
2.                      Религия древней Индии запрещала употребление вина. Замеченных в нарушении этого завета принуждали глотать вино, нагретое до кипения. «Угощали», пока приговорённый не умирал.
3.                      Действовали и мение жестокие наказания. Виновным ставили на лбу клеймо с изображением сосуда для питья спиртного
4.                      Мухаммед – основатель мусульманской религии – категорически запрещал пить спиртное. При его жизни действовала такая карательная мера, как избиение палками. При этом свободный человек, уличённый в употреблении вина, получал 40 ударов, а раб – в два раза больше. Запрет на употребление спиртного принял форму догмата и введён в Коран.
5.                      В Древней Греции разрешалось на празднествах и пирах пить только сухое вино. Причём одну четверть напитка составляло вино, а три четверти – вода. Тех, кто нарушал эти правила, судили как пьяниц. Случалось, что их изгоняли из общества.
6.                      В Спарте пытались пьянство предупредить, показывая населению, как вино влияет на организм человека. Для этого специально содержали раба. Его ежедневно поили хмельным, а затем водили по улицам, показывая прохожим. Так демонстрировалась неприглядность пьянства с целью предупредить порок.
7.                      В первом своде законов Афин, изданном в 621г. До н.э., предусматривалась казнь пьяниц, которые приравнивались к взбесившимся животным.
8.                      Древние римляне, взявшие много из греческой культуры, категорически запрещали мужчинам и женщинам употреблять вино до 30 лет.
9.                      В древние времена запрещали пить вино женщинам. За неподчинение запрету следовала позорная казнь. Мужа, убившего жену-пьяницу, закон мог оправдать.
 
Ведущий: Каждый народ по-своему, в зависимости от уровня культуры, на свой лад решает вопросы пресечения пьянства. Не существует в мире народа, признающего употребление спиртного достоинством.
 
Часть 2. Влияние алкоголя на организм человека.
Работа с уч-ся в малых группах. Каждой группе выдается задание, плакат с изображением органов человека и информация о влиянии алкоголя на данный орган (материал подбирают учащиеся заранее каждая группа по своей теме)
1-я группа – Желудок и тонкий кишечник
2-я группа - Печень
3-я группа – головной мозг
4-я группа – почки
5-я группа – половая система
6-я группа – сердце
Группы представляют свое задание
1-я группа – Желудок и тонкий кишечник
От алкоголя первым страдает желудок: алкоголь непосредственно раздражает его слизистую оболочку и наступает атрофия – истощение
                    Алкогольный гастрит
                    Язва желудка
                    РАК желудка и СМЕРТЬ
 
2-я группа Печень
Алкоголь попадая в организм должен быть переработан печенью
                    Гибнут клетки печени и на их месте образуется жировая и соединительная ткань, происходит жировое перерождение печени, при котором её способности как органа резко снижаются
                    В печени развивается воспаление, которое называется ГЕПАТИТ
                    Сморщивание печени – ЦИРРОЗ и СМЕРТЬ
 
3-я группа – головной мозг
При употреблении алкоголя происходят значительные нарушения в коре головного мозга
                   происходит ДЕГЕНЕРАЦИЯ и АТРОФИЯ нервной ткани
                   ИНСУЛЬТ – кровоизлияние и СМЕРТЬ
                   Алкогольный ПОЛИНЕВРИТ – ВОСПАЛЕНИЕ НЕРВОВ, у человека появляется ощущение ползания мурашек, боли по ходу нервов, вялость, дряблость
                   ДЕЛИРИЙ – БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
4-я группа – почки
УРЕМИЯ –хроническая почечная недостаточность
Алкоголь задерживает шлаки в крови и убивает витамин «С», содержащийся в организме
5-я группа – половая система
        уменьшается выработка половых гормонов
        снижение потенции (до её полного отсутствия)
        у пьяниц рождается ущербное потомство (тем более, если зачатие произошло в состоянии алкогольного опьянения)
        дети, зачатые в алкогольном состоянии – слаборазвитые и отстают в развитии;
        если беременная женщина употребляет алкоголь, - дети страдают эпилепсией, поскольку алкоголь легко проникает через плаценту в кровь
        на Руси был обычай, запрещающий жениху и невесте пить во время свадьбы, а римляне вообще запрещали употреблять спиртные напитки до 30 лет, так как именно в эти годы люди женятся, создают потомство
6-я группа – сердце
        нарушает нормальный ритм сокращений сердца
        вызывает спазм сосудов сердца и мозга, что очень опасно; человек ощущает сдавленность, замирание и сжимание сердца
        повышается артериальное давление (водителей, машинистов перед выездом проверяет медик, при повышении давления не допускают к работе)
        длительное употребление алкоголя приводит к перерождению сердечной мышцы (миокарда), мышечная ткань становится дряблой, мышечные волокна частично заменяются жировой и соединительной тканью, сердце перестаёт справляться с нагрузкой
        неблагоприятно действует на сердечную мышцу сочетание алкоголя с большим количеством жидкости. Некоторые любители выпивают по много литров пива, предпочитая его воздействие опьяняющему действию других напитков. Перерождается мышечная ткань, сердце деформируется перерастягивается, становится огромных размеров, такое сердце получило название «пивное» или «бычье» сердце
Заболевания сердца при злоупотреблении алкоголя:
                    атеросклероз
                    гипертония
                    кровоизлияние в мозг и СМЕРТЬ
                    инфаркт миокарда и СМЕРТЬ
Выйти к доске и показать по плакату органы- мишени для алкоголя.
Часть 3-я: Последствия воздействия алкоголя на организм человека.
Ведущий: Существуют кратковременные и длительные последствия воздействия алкоголя на организм.
Задание группам: Вам предложены варианты последствия воздействия алкоголя на организм человека. Разложите их по соответствующим конвертам. Работа в малых группах. Это не тест. Выслушать ответы каждой группы.
Кратковременное последствие воздействия алкоголя на организм человека:
1.     Замедленная реакция на внешние раздражители
2.     Замедленные рефлексы
3.     Нарушение координации движений
4.     Снижение остроты мышления
5.     Провалы памяти
6.     Рвота
7.     Затуманенный взгляд
8.     Повышенный риск несчастных случаев
9.     Шатание при ходьбе или стоянии на месте
10.                       Потеря сознания
11.                       Кома
12.                       Смерть в результате несчастного случая (например автомобильной аварии
Последствия длительного воздействия алкоголя:
1.     Заболевание алкоголизмом
2.     Ухудшение памяти
3.     Цирроз печени
4.     Нарушение дисфункций головного мозга
5.     Нарушение нервной системы
6.     Сердечно-сосудистые заболевания
7.     Сокращение продолжительности жизни
Часть 4-я: Последствия пьянства для общества.
Задание 1: Уч-ся в группах заполняют карточку «Схема паутины связей» с общественными структурами
Задание 2: Пусть каждая из групп построит дом или какую-нибудь фигуру из предоставленного материала (книг)
- Вообразите, что эта структура представляет собой общество. Каждый кирпичик – самостоятельная структура (подобно схеме паутины связей)
- Уберите одну книгу. Что произойдёт?
Что происходит с обществом, когда один его элемент начнёт разрушаться?
Он оказывает влияние на все уровни общества. Соотнесите это с алкоголизмом и теми последствиями, которые сказываются на всём обществе.