План-конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и литература. Литература по теме Жизненный путь и творческая биография Л.Н.Толстого. Духовные искания

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Алексеевский колледж»





План-конспект учебного занятия
по дисциплине «Русский язык и литература. Литература»
по теме «Жизненный путь и творческая биография Л.Н.Толстого. Духовные искания писателя»





Подготовила:
Котлярова Елена Николаевна,
преподаватель русского языка и литературы











Алексеевка - 2016


Тема: Жизненный путь и творческая биография Л.Н.Толстого. Духовные искания писателя.
Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний
Вид учебного занятия: лекция вдвоем
Цели:
организовать деятельность студентов по изучению и закреплению темы: Жизненный путь и творческая биография Л.Н.Толстого. Духовные искания писателя;
развивать познавательные и творческие способности студентов;
способствовать воспитанию интереса к литературному наследию писателя.
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Изложение содержания лекции по плану.
III. Закрепление.
IV. Домашнее задание.

План лекции
1. Детство и юность писателя.
2. Л.Н.Толстой - участник Кавказской войны и обороны Севастополя.
3. Начало литературной деятельности.
4. Л.Н.Толстой - педагог (сообщение).
5. Общественная деятельность Л.Н.Толстого 60-х годов 19 века.
6. История создания романа - эпопеи «Война и мир».
7. Перелом в мировоззрении писателя на рубеже 70-80-х годов 19 века.
8. Последние годы жизни Л.Н.Толстого (сообщение).
9. Творчество Л.Н.Толстого в мировой литературе (сообщение).

1. Преподаватель литературы.
В двухстах километрах к югу от Москвы, недалеко от Тулы, есть небольшая дворянская усадьба, название которой известно всему культурному миру. Это Ясная Поляна, где в 1828 году родился, жил и работал один из гениев человечества Л.Н.Толстой. Имение отличается живописным местоположением. Вплотную подходит дремучий заповедный лес. В этом лесу, на отлогой (ровное, слегка наклоненное место) поляне, ясным пятном выделявшейся в солнечные дни, и выросла усадьба Ясная Поляна.
Л.Н.Толстой воспитывался в старинной дворянской семье. Род Толстых существовал более шестисот лет. Отец его, граф Николай Ильич Толстой, участник войны 1812 года, подполковник в отставке, женился в 1822 году на немолодой, но очень богатой княжне Марии Николаевне Волконской. В числе владений, которые Волконская принесла в приданое мужу, была Ясная Поляна. Строил яснополянскую усадьбу в 18 веке отец М.Волконской, образованный аристократ екатерининских времен, князь Н.Волконский.
В семье Толстых было четверо сыновей и дочь Мария, рождение которой обернулось горем для семьи: во время родов умерла М.Н.Толстая. Лев Николаевич остался без матери, когда ему не было и двух лет, поэтому воспоминания о ней остались смутные, зато ее духовный облик, составленный по воспоминаниям близких, Лев Николаевич бережно хранил всю жизнь. После смерти матери заботу о детях взяла на себя тетушка писателя Татьяна Александровна Ергольская, оказавшая, по словам Л.Н.Толстого, огромное влияние на формирование его духовного мира.
Воспитание, полученное Толстым в детстве, было типичным для богатых дворянских семей. Обязательными спутниками этого воспитания были иностранцы-гувернеры. Но в обстановке, в которой воспитывался Л.Н.Толстой, была одна сторона, оказавшая могущественное влияние на формирование сознания будущего писателя, - это близость мальчика к природе и простому народу.
Много времени маленький Лева и его три брата проводили на лоне природы, в лесу и парке, окружавших усадьбу. Маленькие братья бродили в густых аллеях парка, отыскивая волшебную «зеленую палочку», которая, если ее найти, откроет людям секрет всеобщего счастья, все люди будут любить друг друга, все сделаются «муравейными» братьями.
Моравские братья - секта, основанная в 15 веке. Первоначально в ней состояли выходцы из крестьян, ремесленников, которые проповедовали смирение, непротивление злу. Идеал «муравьиных» братьев Толстой пронес через всю жизнь, стремясь улучшить положение простого народа.
1837г.- семья Толстых переехала в Москву, где старший сын Николай начал готовиться к поступлению в университет.
В июне 1837г. в Туле умирает отец Николай Ильич Толстой. Детей разлучили: старшие остались в Москве, а младшие, в том числе и Левушка, вернулись в Ясную Поляну под опеку Т.А.Ергольской.
1841 г. - детей Толстых забрала к себе в Казань тетка Пелагея Ильинична Юшкова.
1844 г.- Толстой, выдержав приемные испытания в Казанский университет, поступил на факультет восточных языков.
К учебе он относился крайне безответственно, большую часть времени проводил не за книгами, а в обществе отпрысков аристократических семей на балах и самодеятельных увлечениях, исповедуя идеалы «комильфо».
Неудивительно, что эти увлечения, о которых впоследствии ему было стыдно вспоминать, привели к провалу на экзаменах. По протекции тетки Л.Н.Толстому удалось в 1845 году перевестись на юридический факультет. Занятия по-прежнему идут неровно. С одной стороны, его раздражает и отталкивает казенная атмосфера университета, с другой - затягивает светская жизнь. Но рассеянная жизнь захватила Толстого ненадолго. В его душе идет напряженная борьба, происходит разочарование в идеале «комильфо». Неудовлетворенный и жизнью в свете, и занятиями в университете, он уходит со второго курса университета и уезжает в Ясную Поляну, ставит перед собой задачу - посвятить все свои силы улучшению быта крестьян.
Весной 1847 года после имущественного раздела Толстого с братьями Ясная Поляна и 330 душ крестьян перешли в его собственность. Несмотря на искреннее стремление Толстого помочь народу, крестьяне отнеслись к его реформаторской деятельности с недоверием, не поверили в искренность его намерений. Эти неудачи своих попыток Толстой позже описал в повести «Утро помещика».
Разочаровавшись в своих хозяйственных планах, Толстой берется за работу над самообразованием. В это время у него возникают самые разнообразные планы: то он думает поступать в армию, то открывает в своей усадьбе школу для крестьянских детей, то впервые пробует свои силы в литературной работе (пишет статьи о музыке, рассказы, обдумывает план романа), но все это бросает, не закончив. В то же время он часто выезжает в Москву и там со всей страстью, свойственной его натуре, отдается светским развлечениям.
Но роль человека без определенных занятий, без своего места в жизни не удовлетворяла молодого Толстого. Необходимо было изменить образ жизни.
В 1851 году по совету старшего брата Николая Л.Н.Толстой едет на Кавказ, где вскоре поступает юнкером в артиллерийскую бригаду, принимает участие в войне с горцами.
2. Преподаватель истории.
Для России Северный Кавказ имел исключительно геополитическое значение. Во-первых, в случае присоединения Северного и Западного Кавказа правительство Николая I полностью контролировало бы район Кавказского Причерноморья и район Прикаспия. Во-вторых, ликвидировались бы набеги горцев на равнины.
В Кавказской войне выделяют 3 этапа:
1 этап - 1817-1830 гг. - продвижение русских войск вглубь горных районов Чечни и Дагестана, установление контроля над Западным побережьем Кавказа;
2 этап - 1840-середина 1850-х гг.- переход инициативы к горцам, временная потеря контроля Российской администрацией над значительной частью Западного Причерноморья;
3 этап - середина 1850-х-середина 1860-х гг. - разгром основных ополчений горских народов и окончательное присоединение Северного и Западного Кавказа к России.
Первый этап для России был удачным. Но с середины 20-х годов 19 века на основе религиозного учения мюридизма происходит объединение народов Чечни и Дагестана в теократическое государство - Имамат.
Смысл мюридизма состоял в соединении идеи духовного самосовершенствования с идеей газавата или Священной войны против неверных. В его кавказском варианте мюридизм провозглашал, что главный путь к сближению с Аллахом для каждого мюрида лежит через последовательное выполнение заветов газавата. Главной движущей силой в борьбе против России были незакрепощенные крестьяне - узденэ.
На втором этапе Россия терпит поражение. Третий этап для России удачный.
Преподаватель литературы.
Здесь, на Кавказе, начинается серьезная литературная деятельность Л.Н.Толстого.
1852 г.- Он заканчивает повесть «Детство», пишет ряд рассказов, навеянных впечатлениями местной жизни и боевых эпизодов: «Набег», «Рубка леса», «Встреча в отряде».
1853 г.- русско-турецкая война. Охваченный патриотическими чувствами, Л.Н.Толстой просит направить его в действующую армию.
1854 г.- Л.Н.Толстого переводят в Дунайскую армию и затем по его же просьбе в Севастополь, где он принимает участие в обороне Севастополя, командуя артиллерийской батареей.
Преподаватель истории.
Крымская война 1853 - 1856гг. Причины: столкновение геополитических и экономических интересов России и Англии; России и Франции; России и Австрии.
Их цели: доминирование на Ближнем Востоке, но разными путями. Англии и Франции было выгодно иметь Турцию как противовес России на Балканах. Николай I стремился уничтожить Турцию и взять под контроль проливы. При этом каждое из правительств - участников войны надеялось, одерживая победы, отвлечь общественность от внутренних затруднений.
Пока Россия имела отношения с Турцией, она могла рассчитывать на победу, но война с широкой коалицией объективно могла поставить на грань поражения.
Одним из главных событий войны стала оборона Севастополя.
Героическая оборона Севастополя началась 13 сентября 1854 года. И продолжалась 349 дней.
Организатором обороны стал адмирал Владимир Алексеевич Корнилов, этот, по словам Л.Н.Толстого, «герой, достойный древней Греции». Он сразу призвал защитников города: «Будем драться до последнего! Отступать нам некуда, сзади нас - море». Ближайшими помощниками Корнилова были адмирал Павел Степанович Нахимов, контр-адмирал В.И.Истомин.
Неприступный с моря Севастополь был легко уязвим с суши. Поэтому пришлось наскоро возводить целую систему пригородных укреплений, в строительстве которых принимало участие все военное и гражданское население города от мала до велика.
В обороне Севастополя принимали участие многие великие люди России. Среди них был Л.Н.Толстой. Он командовал артиллерийской батареей.
Условия обороны были неимоверно трудными. Недоставало всего - людей, боеприпасов, продовольствия, медикаментов. Защитники города знали, что обречены на смерть, но не теряли достоинства и выдержки.
Князь М.Д.Горчаков как-то спросил у одного из них: «Сколько людей на бастионе?» Тот хладнокровно, не рисуясь, ответил: «Дня на три хватит».
В таких условиях севастопольский гарнизон продержался 11 месяцев, выведя из строя 73 тысяч неприятельских солдат и офицеров.
Лишь 27 августа 1855 года французам удалось взять Малахов курган, после чего город стал беззащитен. В тот же вечер остатки гарнизона затопили сохранившиеся корабли, взорвали уцелевшие бастионы и оставили город. Так закончилась севастопольская эпопея.
3. Преподаватель литературы.
Итогом участия писателя в обороне Севастополя стали три рассказа: «Севастополь в декабре» (1854г.), «Севастополь в мае» (1855г.), «Севастополь в августе» (1855г.). В этих рассказах Толстой изображает один из самых героических эпизодов русского народа - одиннадцатимесячную оборону Севастополя. Главная ценность рассказов - показать войну в крови, в страданиях и смерти. Война впервые показана не в виде красивого зрелища, с музыкой и барабанным боем, а в ее истинном выражении. Настоящие герои рассказов - простые солдаты, готовые пожертвовать жизнью ради победы.
1856 г. - Л.Н.Толстой в чине поручика выходит в отставку, возвращается в Петербург, где знакомится с Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым, Н.Г.Чернышевским, объединившимися вокруг журнала «Современник». На страницах этого журнала появляются «Севастопольские рассказы», а также трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».
1857 г. - Л.Н.Толстой впервые отправляется за границу, чтобы изучить систему народного образования в западной Европе. Посетив Англию, Францию, Италию, Л.Н.Толстой возвращается в Ясную Поляну и ищет новые формы сближения помещиков с крестьянами. Писатель приходит к выводу, что одним из способов отплатить народу за те социальные привилегии, которыми пользуются помещики, является просвещение народа.
1859 г.- Л.Н.Толстой начинает работать в своей яснополянской школе в качестве народного учителя. Учениками Толстого были крестьянские дети. В центре педагогического процесса Толстой поставил личность учащегося, что привлекло к нему часть учителей, которых не удовлетворяла официальная педагогика.
4. Сообщение студента «Л.Н.Толстой – педагог».
5. Преподаватель литературы.
Занимаясь педагогической деятельностью, Толстой все больше сближается с крестьянами, вызывая недовольство помещиков.
С целью пропаганды своих педагогических идей Л.Н.Толстой издает ежемесячный журнал «Ясная Поляна». Вокруг него группируются учителя окрестных школ, увлеченные его педагогической системой.
Одновременно Толстой занимается общественной деятельностью. Приветствуя реформу 1861года., он выступил в качестве мирового посредника в вопросе о разделении земель.
Преподаватель истории.
19 февраля 1861 года проведена крестьянская реформа «Положение 19 февраля 1861года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Составлен документ был так замысловато, что Л.Н.Толстой определил: «Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим».
Составлял документ московский митрополит Филарет Дроздов - «Филька», как звали его в народе. Отсюда и пошло выражение «филькина грамота» (т.е. документ бестолковый). Суть его такова: помещичьи крестьяне (23 млн.) получали личную свободу, а также усадьбу и полевой надел в постоянное пользование, от которого не могли отказаться раньше, чем через 9 лет. В течение этого времени крестьяне должны были по-прежнему отбывать за надел барщину и оброк.
Размеры надела и объем повинностей крестьян фиксировался в уставных грамотах, на составление которых отводилось 2 года. Составлять грамоты должны были сами помещики, а проверять, верно ли (без обмана) они составлены, мировые посредники, которые назначались из местных помещиков Сенатом.
Мировые посредники контролировали деятельность сельского и волостного управления, а также взаимоотношения крестьян с помещиками.
Мировые посредники имели широкие полномочия. Они не подчинялись ни губернатору, ни министру и не должны были следовать их указаниям, а обязаны были выполнять требования закона.
В первом составе мировых посредников было немало гуманно настроенных помещиков.
Преподаватель литературы.
Защищая интересы крестьян, Толстой вызвал недовольство тульского дворянства. Дворяне написали на Толстого и его помощников - студентов донос, обвинив их в революционных настроениях и даже высказав предположение о существовании подпольной типографии.
В результате доноса в отсутствие Толстого в его усадьбе жандармами был произведен обыск, а школы буквально разгромлены. Л.Н.Толстой обращался за поддержкой к Александру II, но ответа не получил. Оскорбленный случившимся, в порыве возмущения, писатель думал даже совсем уехать из России, где, как ему казалось, «нельзя знать минутой вперед, что меня, сестру, жену, мать не скуют и не высекут».
Мечты Толстого о возможности единения народных интересов и интересов господ рухнули.
6. Преподаватель литературы.
После вынужденного отказа от педагогической деятельности Л.Н.Толстой возвратился в литературу. Этому способствовала глубокая и сильная любовь к дочери известного московского врача Софье Андреевне Берс, на которой он женился в 1862 году. Счастливая семейная жизнь успокаивает писателя, пробуждает у него дар художественного творчества, возникает замысел романа «Война и мир». Поражает быстрота, с которой он написал четырехтомный роман - эпопею. На это потребовалось менее шести лет(1863-1869 гг.).
Замысел романа возник в конце 1850-х годов, как романа о декабристе, вернувшемся из Сибири в 1856 году (после смерти Николая I были амнистированы оставшиеся в живых декабристы). Возвращение их из Сибири возбудило интерес к ним в обществе. В связи с этим у Толстого зарождается тема романа «Декабристы». В нем писатель предполагал описать семью декабриста, возвратившегося из Сибири. Но скоро он бросил начатое и перешел в 1825 году к эпохе заблуждений и несчастий своего героя. Характеризуя необычайную трудоспособность Толстого, доктор Маковицкий, близко знавший Толстого, отмечал: «Лев Николаевич каждый день, каждый час трудился, превозмогая себя, чтобы делать то, что нужно. Был беспощаден к себе. Лени не знал. Он, как китайцы, праздников не признавал».
Но события 1825 года на Сенатской площади не начало, а итог декабризма.
Преподаватель истории.
Война 1812 года резко ускорила сознание передовых русских людей. Большое воздействие оказали заграничные походы 1813-1815гг., когда они воочию увидели то, о чем знали только из европейской литературы и понаслышке: жизнь людей без крепостного права.
Передовые дворяне, включая офицеров, даже некоторых генералов и крупных чиновников, ждали, что Александр I, победив Наполеона, даст крестьянам волю, а стране - конституцию. Но этого не последовало.
Именно с 1814 года начинают складываться 4 объединения, которые вошли в историю как преддекабристские. Они не имели ни устава, ни программы, ни четкой организации, а заняты были политическими дискуссиями о том, как изменить положение в стране:
1-я организация - «Орден русских рыцарей»;
2-я организация - «Священная артель»;
3- организация - «Семеновская артель»;
4 – организация- «Кружок Раевского».
Все преддекабристские объединения существовали легально или полулегально, а с 9 февраля 1816 года группа членов «Священной артели» и «Семеновской артели» учредила тайную, первую собственно декабристскую организацию – «Союз спасения». В этой организации уже был принят устав и определены цели: уничтожение крепостного права и замена самодержавия конституционной монархией. Встал вопрос: как добиться этого? Большинство членов Союза предлагали готовить в стране такое общественное мнение, которое со временем принудило бы царя к принятию конституции. А часть членов выступала за цареубийство.
Разногласия завели «Союз спасения» в тупик, организация была ликвидирована, а в начале 1818 года создана новая организация – «Союз благоденствия». В его состав входило более 200 человек.
«Союз благоденствия» не только принял устав, но и записал в нем программные требования. До 1829 года он ставил те же цели, что и «Союз спасения», а на январском совещании в 1820 году руководители «Союза благоденствия» приняли решение бороться за республику. Избрали тактику военной революции, ее смысл: государственный переворот осуществляет армия без участия народа, хотя и для его блага. (Декабристы были дворяне, следовательно, оторваны от народа, боялись стихии народного бунта).
Часть членов «Союза благоденствия» выступила против радикальных методов. И появилась информация, что общество перестало быть тайным для агентов полиции. Общество распустили.
Радикалы начали строить новые общества, сразу два. В феврале 1821 года сложилось «Южное общество» на Украине. Его вождем стал Павел Иванович Пестель. Осенью 1822 года в Петербурге оформилось «Северное общество». Его председателем был избран Никита Михайлович Муравьев.
Каждое общество подготовило проект конституции:
П.И.Пестель - «Русская правда»;
Н.М.Муравьев - «Конституция».
Когда декабристы убедились, что Александр I не желает реформ, их курс на восстание был неизменным. За 1823-1825гг. они подготовили несколько планов восстания.
В конце ноября 1825года неожиданно умер Александр I. Наследником престола был его брат - Константин. Но женатый на простой дворянке, особе нецарственной крови, Константин по правилам престолонаследия не мог передать престол своим потомкам и поэтому отрекся от престола. Наследником Александра должен был стать следующий брат, Николай. Отречение Константина держали в тайне. И его продолжали считать наследником. Ему присягнули войска и народ. Но Константин подтвердил свой отказ, и переприсяга Николаю была назначена на 14 декабря 1825 года. Этим моментом решили воспользоваться декабристы. Но они опоздали. Сенат уже присягнул. Кроме того, восстание не было подготовлено на должном уровне, первоначальные планы рушились, декабристы заняли оборонительную тактику, не использовали народ.
Таким образом, восстание потерпело поражение. Пятеро декабристов были казнены, более 100 - отправлены в ссылку.
Преподаватель литературы.
Тайные общества зародились в 1816 году. Причины их возникновения кроются в войне 1812 года. Но война с Наполеоном 1812 года закончилась победой русской армии. Л.Н.Толстому совестно было писать о торжестве России, умолчав о поражении в войне 1805года.
Описывая события 1805, 1812, 1825, 1856 годов Л.Н.Толстой не мог ограничиться одним героем. Появляются новые герои и героини, изменяется название романа. Но до конца грандиозный замысел романа писателю осуществить не удалось. События романа ограничиваются 1820 годом. Образ Пьера задуман как образ будущего декабриста.
7. Преподаватель литературы.
Окончив роман, Л.Н.Толстой возвратился к педагогической работе. В январе 1872 года он сообщает С.А.Толстой : «Пишу я эти последние года азбуку для крестьянских детей. Написав эту азбуку, могу спокойно умереть. По этой азбуке будут учиться два поколения русских детей, от царских до мужицких, и первые поэтические впечатления получат из нее».
Первая азбука писателя получила противоречивые отзывы. Л.Н.Толстого критиковали за простоту и образность языка. Министерство народного просвещения не рекомендовало азбуку для школ. Л.Н.Толстой был огорчен тем, что азбуку не поняли, но не упал духом и взялся за переработку книги. Новая азбука вышла в свет в 1875 году. И одновременно с азбукой появляются четыре книги в помощь начальной школе. Многие рассказы из этих книг и сейчас представляют интересный материал для детей («Три медведя», «Косточка», «Слон», «Котенок»).
1873-1877гг. - Л.Н.Толстой работает над романом «Анна Каренина». Центральный образ романа - Анна Каренина, представительница великосветского общества, жена крупного петербургского сановника. Главная героиня не удовлетворена пустой светской жизнью, равнодушна к мужу, человеку сухому и рассудочному. Встреча с Вронским словно пробудила Анну. Пожертвовав ради Вронского мужем, сыном, положением в обществе Анна и от Вронского требовала этого. Вот почему, видя постепенное охлаждение Вронского, она приходит к мысли о смерти. «Я хочу любви, а ее нет, - думает она. - Стало быть, все кончено». И Анна бросается под поезд.
На рубеже 1870-1880 гг. Л.Н.Толстой пережил один из самых острых и сложных кризисов на своем пути, который завершился переходом его на сторону патриархального крестьянства, разрывом с дворянским классом. Этот перелом приводит к отрицанию государства, церкви, собственности.
В статье «Исповедь»(1882 г.) Л.Н.Толстой рассказывает, какой переворот произошел с ним после того, как он сблизился с народом, с крестьянской массой.
Вскрыв все лицемерие и ужас капиталистической системы, основанной по эксплуатации человека человеком, Л.Н.Толстой не сделал для себя правильного вывода о необходимости революционной борьбы для уничтожения капитализма. Путь к счастью он видит в соблюдении пяти заповедей Иисуса Христа: не противиться злу насилием; не прелюбодействовать и соблюдать чистоту семейной жизни; не мстить никому, учиться терпеть обиды; помнить: все люди братья - и учиться во врагах видеть доброе. Главной заповедью писатель считал непротивление злу насилием. Л.Н.Толстой был убежден, что злом нельзя уничтожить зло, только воздержание от насилия может стать средством борьбы с насилием. Только добро может противостоять злу. Насилие, считал Л.Н.Толстой, не приведет к уничтожению зла.
В конце 80-х годов 19 века Л.Н.Толстой в интересах детей жил преимущественно в Москве. 19 зим прожил в Москве, летом уезжал в Ясную Поляну.
Л.Н.Толстой в Москве вел такую же простую жизнь, как и в Ясной Поляне. Он сам возил на санках воду, колол дрова, занимался сапожным ремеслом. До старости он сохранил замечательную физическую силу. В 70 лет Л.Н.Толстой легко катался на коньках в 75 лет - увлекался велосипедным спортом, а в 80 лет ездил верхом на лошади.
Семья Л.Н.Толстого вела прежний образ жизни, Соня Берс перестала понимать мужа. Она не могла знать, что у ее мужа произошел духовный кризис.
8. Сообщение студента об отношениях Л.Н.Толстого и Софьи Берс в последние годы жизни.
Преподаватель литературы.
28 октября 1910 года Л.Н. Толстой навсегда уехал из Ясной Поляны, оставив семью. В пути он простудился и, не доезжая до станции Астапово Рязанской железной дороги, он скончался. Похоронен Л.Н.Толстой, согласно завещанию, в Ясной Поляне, у дороги, на краю оврага, где в детстве с братом Николенькой они искали зеленую палочку, на которой была написана тайна - как сделать всех людей счастливыми.
9. Сообщение студента о влиянии творчества Л.Н.Толстого на русских и зарубежных писателей.
III. Закрепление материала лекции.
Фронтальный опрос
IV. Домашнее задание. Жизненный путь Андрея Болконского (работа по вопросам).

Список литературы
Ильин В.Н. Миросозерцание графа Л.Н. Толстого / В.Н. Ильин. – СПб, 2000.
Литература: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Академия, 2015.
Орлов А.С. История России / А.С. Орлов. – М., 2007.
Толстая А.Л. Отец. Жизнь Льва Толстого: в 2-х т. / А.Л. Толстая. – М., 1999.
Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX века / Н.А. Троицкий. – Саратов, 1994.
Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория Л. Толстого / Н.М. Фортунатов. – М., 1983.






Заголовок 115