Классный час духовно-нравственной направленности


ОГБПОУ «Шацкий агротехнологический техникум»
Методическая разработка
классного часа по духовно-нравственному воспитанию молодежи
Тема: «Возвращение к истокам»
Автор: Курис Наталия Александровна,
преподаватель общественных дисциплин
2017г.
Содержание
Введение. Духовно-нравственное воспитание молодежи …стр.4
Организация и проведение мероприятия……………………..……стр. 6
Заключение…………………………………………………………………………..стр. 15
Использованная литература………………… …………………………….стр. 16
Приложение….……………………………………………………………………...стр. 17
ВВЕДЕНИЕ.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ.
Современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах, оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны.
Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Народная пословица говорит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность: если человек еще во дни своей юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания молодежи имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.
Необходимо совместными усилиями решать проблему «духовно-нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Ведь согласно православному мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь.
В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России необходимо становятся традиции православной культуры и педагогики. Реализация духовно-нравственного воспитания возможна в нескольких аспектах: культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры), нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни), этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа). В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, литература. Поэтому так важно привлечь студентов к отечественной духовной традиции. Духовно-нравственный потенциал православной культуры позволяет существенно повысить образовательные возможности социально-гуманитарного образования.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, поэтому без этого невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.
Таким образом, мероприятия духовно-нравственной православной направленности ориентированы прежде всего на формирование активного нравственного и культурного сознания, активной нравственной позиции учеников.
Болезни современного общества сейчас нужно не только лечить, но и заниматься своевременной и эффективной профилактической работой, влияя на семью, организуя досуг молодежи, объединяя подростков для совершения добрых дел.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Форма проведения: классный час
Метод проведения: групповой (несколько групп техникума)
Время проведения: 45 мин (внеаудиторное)
Место проведения: читальный зал библиотеки техникума
Цель:
повышение интереса к духовно-нравственным ценностям и духовному
наследию, как своего Отечества, так и культуры Греции.
Задачи:
- ознакомить студентов с географическим расположением горы Афон,
- выявить исторические причины развития монашества на горе Афон;
- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному
наследию;
- воспитывать любовь к родному Отечеству и его истории.
Оборудование: 
-сценарий классного часа;
-мультимедийная установка для демонстрации фильмов и презентаций;
-презентация «Возвращение к истокам»;
-записи видеофильмов «Афон», «Святая гора Афон. Афонские песнопения монахов монастыря Симонопетра»,
-аудиозаписи мелодий и фонограммы песен «В монастыре», «Гора Афон, гора святая», «Ты живи, моя Россия»;
-плакаты, книги, вырезки из газет для художественного оформления зала и книжной выставки;
-святой образ Богородицы, свечи.
Ход мероприятия
Звучит музыка
На экране презентация, тема мероприятия «Возвращение к истокам».
Выходят ведущие.
Ведущий 1. Добрый день уважаемые студенты и гости!
2016 год объявлен Годом культуры России в Греции и Греции в России. У России и Греции очень много общего, как в истории, так в и религии. Мы постараемся окунуться в прошлое. Особое же внимание хотим обратить на совместное празднование 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон.
Просмотр видеофильма «АФОН»
Выступление студента (стихотворение)
Гора Афон, Гора святая, Не знаю я твоих красот, И твоего земнаго рая, И под тобой шумящих вод. 
Я не видал твоей вершины, Как шпиль твой впился в облака, Какие на тебе картины, Каков твой вид издалека. Я не видал, Гора святая, Твоих стремнин, отвесных скал, И как прекрасна даль морская, Когда луч солнца догорал…
Студентка исполняет песню «В монастыре»
Ведущий 2
Природа Афона действительно поражает своими первобытной красотой. Подобно клину, врезался Афонский полуостров в Эгейское море, которое с трех сторон омывает его своими светлыми водами. Узкая полоска суши (80 км в длину и 10-20м в ширину) с севера изрыта оврагами и ущельями, покрытыми зеленым ковром каштанового леса и разнообразной растительности; а в южной оконечности полуострова на высоту более 2 тысяч метров над уровнем моря вздымается неприступная вершина Афона, вся в облаках и туманах. Гора срывается обрывам в море. Что-то грозное и грандиозное есть в этой горе! 
Ведущий 1. Каждого, кто впервые попадает сюда, к восточным берегам Македонии (Греция), не покидает мысль, что он оказался в зеленом райском саду, которого почти не коснулась рука человека, что здесь, действительно, престол неба. 
Студент читает стихотворение (стихотворение)
Ведущий 2. Еще в дохристианские времена Афон вызывал восхищение античных поэтов и философов. Римский поэт Никандр называл его "исполином, немного ниже звезд, стоящим среди безмерного моря". Но лишь с началом эры христианства раскрылось во всей полноте священное предназначение Афона.
Выступление студента (стихотворение)
Ведущий 1. Божественного Евангелия Гонения на христиан впервые века не обошли стороной Афонскую гору. Находившиеся на ней храмы несколько раз разрушались до основания. Но жители Афона и во времена гонений, и в последующую эпоху догматических споров и разделений хранили в сердцах обетование Божией Матери и твердо исповедовали православную веру… 
Выступление студента:
 По прошествии восьми веков Матерь Божия снова удостоила Святой Афон Своим посещением. Первый афонский пустынножитель, преподобный Петр,  еще до своего вселения на Святую Гору, однажды увидел во сне в неизреченном свете Пречистую Деву и предстоящего Ей святителя Николая, который благоговейно спросил Божию Матерь: "Владычице! Так как Ты изволила раба Твоего освободить из плена, то где укажешь ему место для жизни?" Божия Матерь на это сказала: "В Афонской горе будет покой его: ибо она есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, — там проводили свою жизнь без печали и за свои богоугодные дела получили бы Жизнь Вечную. Весьма люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет во веки к тем, кои там будут иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря до моря, и имя их прославлю во всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться".
Ведущий 1. Незадолго до прибытия святого Петра, по особому Промыслу Божию, Афон совершенно обезлюдел — жители оставили его, города и селения опустели, и император Константин Погонат отдал полуостров в вечное владение православным монахам. Почти две тысячи лет не знает эта земля никого, кроме монахов! Со времени первых иноческих поселений и до наших дней на Афон строго запрещен вход женщинам, даже животным женского пола. Сама Матерь Божия следит за исполнением этого древнего запрета. Не раз являлась Она царственным женам, запрещая им ступать на священную землю Афона. Ослушниц же воли Божией Матери ожидала суровая кара. 
Ведущий 2.  С X века начинается новый период в истории Афона. В 963 г. преподобный Афанасий Афонский начинает строительство первого на Афоне общежительного монастыря. Свою Лавру он называет в честь Богоматери и Ее попечению вверяет основанную им обитель. 
Ведущий 1.  Два века, последовавшие за основанием Лавры преподобного Афанасия, были временем наивысшего расцвета святогорского монашества. Усердием благочестивых византийских царей на Афоне во множестве восстанавливаются древние и строятся новые обители. Самые известные из них — Иверская, Ватопед, Хилендар — посвящены Божией Матери. Афон приобретает полную независимость в гражданских и церковных делах. Само имя Афона с благоговением произносится императорами и патриархами.
Ведущий 2.  В это время окончательно складываются три вида афонского монашества, существующие и поныне: монастырское, скитское и келлиотское (отшельническое). "Сад Панагии (Всесвятой)" — таким поэтичным названием именуется Афон у греков.
Выступление студента:

История афонского подвижничества немыслима без той роли, которую в судьбах Афона сыграла Россия, — как невозможно без Афона представить себе историю Русской Церкви. Особенно упрОчилась эта связь после Крещения Руси, когда Покров Богоматери распростерся над нашей землею. Но первая встреча Руси с Афоном произошла столетием раньше, в царствование императора Михаила III (842 г.), когда "приходила Русь на Царьград и многие русы крестились". В это время, вероятно, появились на Афоне первые русские иноки. Один из них основал на Святой Горе обитель с храмом в честь Успения Божией Матери. По афонской традиции монастырь получил имя своего основателя, и уже в самом начале XI в. подпись "монаха Герасима, пресвитера и игумена обители Русской", стоит под святогорским документом 1016 года. Позднее монастырь получил другое название —Ксилургу, т.е. обитель Древодела: видимо, и на Афоне русские занимались традиционным на Руси столярным и плотническим ремеслом. Из Успенской обители — Ксилургу русское монашество распространилось не только по всему Афону, но принесло благословение Святой Горы и на Русскую землю.
Исполнение песни под гитару «Гора Афон, гора святая»
Ведущий 1.  Сюда, под Покров Богоматери, в самом начале XI в. пришел основоположник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Обойдя все святогорские монастыри и собрав, подобно духовной пчеле, мед благочестия, он воспламенился божественной любовью и, желая подражать равноангельской жизни святых иноков, сам принял постриг в русской обители. После длительного пребывания святого на Святой Горе игумен получил от Бога повеление отпустить его в Россию. Призвав преподобного, он сказал ему: "Антоний! Иди опять в Россию, чтобы и там быть тебе примером и утверждением для других, и пусть будет с тобою благословение Святой Горы!" После этого преподобный Антоний еще однажды приходил на Афон, и вновь после нескольких лет, проведенных в подвигах, возвращался он в Россию, унося с собой благословение Святой Горы. Собравшейся вокруг него уже в России, в Берестовской пещере, братии преподобный Антоний сказал однажды: "Да будет на вас благословение первое от Бога и Пресвятой Богородицы, а второе — от Святой Горы". И думается, не случайно воздвигнутую над пещерой церковь преподобный назвал в честь Успения Божией Матери. Как говорится в житии преподобного Антония Печерского, он "принес закон для земли Российской с Афонской горы".
Выступление студента (стихотворение)
Ведущий 2.  В XII в. русское братство на Афоне так умножилось, что протоиерей Иоанн передал в вечное владение русским инокам монастырь святого великомученика Пантелеймона, сохранив за ним и обитель Ксилургу. Это историческое для русского монашества событие произошло в день Успения Богоматери в 1169 г. По словам современного исследователя, утверждение русских на Афоне явилось "закономерным итогом благочестивого устремления русских подвижников со времени Крещения Руси к высшему иноческому идеалу и приобщению к земному жребию Богоматери". 
Ведущий1.  Благословением Пресвятой Богородицы и Святой Горы росло и набирало силу русское монашество. Крепли и связи России и Афона — двух уделов Божией Матери.
Даже во времена княжеских междоусобиц не прерывалось благодатное общение Русской земли со Святой Горой. Трудности и опасности многомесячного пути не в силах были остановить русских иноков-паломников, подвижническими усилиями которых поддерживалась непрерывная духовная связь не только с Афоном, но через него — со всеми Восточными Православными Церквами, хранительницами духовного просвещения. Ослабевшие во время монголо-татарского нашествия, эти связи с новой силой возрождаются в XIV-XV веках. В то время на Святой Горе подвизались многие русские святые: преподобные Лазарь Муромский, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Нил Сорский, Иннокентий Комельский. 
Выступление студента:
Однажды в Хилендарском монастыре я увидел в местном ряду иконостаса в соборном храме икону, которая показалась мне очень знакомой. Подойдя поближе, я не мог поверить своим глазам: украшенная чеканным серебряным окладом, передо мной была Коневская икона Божией Матери, что подтверждала русская надпись на окладе. Как и когда она попала сюда, я так и не узнал, только не раз потом приходил на память рассказ об иноке, который, придя на Святую Гору, не мог ужиться ни в одном монастыре, ибо рукоделием, которым он зарабатывал на хлеб, была чеканка по меди. Через три года "шумный" монах, имея благословение Святой Горы — икону Божией Матери, вернулся с Афона в Новгород. Вскоре на острове Коневец на Ладожском озере он основал обитель, где ввел принесенный с Афона общежительный устав. Этот остров и дал имя замечательному подвижнику, преподобному Арсению Коневскому. Незадолго до своей кончины преподобный вновь побывал на Афоне. Пройдя места своих юношеских подвигов, он завещал преемникам хранить благодатное общение со Святой Горой. А принесенная с Афона икона Богоматери с Богомладенцем, держащим на левой ладони голубиного птенца, прославилась многими чудесами под именем Коневской.   Не прекращались связи России и Афона и в последующие века. Киево-Печерская Лавра и обитель Пресвятой Троицы на Маковце, Валаам и Соловки — не раз посылали на Святую Гору, как в "школу православного подвижничества", своих ходоков. Поэтому неудивительно, что в России хорошо знали об Афоне и с величайшим благоговением относились ко всякой афонской святыне. Посылая на Святую Гору обильные жертвы, благочестивые русские цари и патриархи просили прислать в Россию списки прославленных афонских икон. Дважды, в 1648 и в 1656 гг., в Москву, по просьбе Патриарха Никона, с Афона приносились списки Иверской "Вратарницы". Пройдя по всей Русской земле, они оросили ее новыми благодатными силами. Этот афонолюбивый Патриарх, желая упрочить связи первого и последнего земных уделов Богоматери, основал на озере Валдай Иверский монастырь, который, по замыслу Никона, должен был стать Новым Афоном, как Воскресенский монастырь стал Новым Иерусалимом. Сюда, на берега реки Истры, в 1663 г. принесена была икона "Троеручица" — точный список с афонской. 
Ведущий 1.  Не раз еще Святая Гора благословляла Россию богородичными иконами. В конце прошлого столетия из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря были принесены в Москву иконы Богоматери "Скоропослушницы" и Тихвинской, а на подворье Андреевского скита в Петербурге находилась чудотворная икона "В скорбех и печалех Утешение". Эти иконы были известны многими чудесами и исцелениями, жаль, что их судьба после революции неизвестна. Списки с наиболее почитаемых в России чудотворных афонских икон Богоматери — Иверской, "Скоропослушницы", "Отрады" или "Утешения", "Достойно Есть" — имелись в каждом храме и почти в каждом доме. При этом россияне непременно желали иметь икону с самой Святой Горы, зная, что иноки-святогорцы пишут иконы с молитвой и при строжайшем посте.
Ведущий 2.  В свою очередь, ни откуда на Афон не поступали такие обильные жертвы, как из православной России. Пожертвования посылались не только в Свято-Пантелеимонов монастырь и другие русские и славянские обители — многие греческие монастыри имели в России свои подворья, которые собирали немалые суммы для своих обителей. Часто из уст русских паломников я слышал, что ни в одном греческом монастыре их не принимали так тепло и радушно, как в Симонопетре. У монахов, кроме обычного афонского гостеприимства, есть на это свои причины: они помнят, что именно на русские пожертвования их обитель была заново отстроена после пожара 1891 г.
Выступление студента (стихотворение)
Ведущий 1.  Усердием русских благотворителей почти все чудотворные иконы на Афоне были украшены дорогими ризами с золотом и драгоценными камнями. Не раз мне приходилось видеть, как греческие монахи и миряне при виде этих шедевров от восхищения не могли произнести ни слова, только восторженно качали головами и по-восточному цокали языком.
Ведущий 2.  Символично, что и в наши дни возрождение афонского монашества совпало с трудным, но благодатным временем возрождения Русской Церкви и монашества, за которым следует возрождение России — Дома Пресвятой Богородицы. Этой надеждой живут все русские святогорцы, которые на несколько десятилетий были почти отторгнуты от России. С ее возрождением связывают они возрождение русского монашества на Святой Горе и потому за каждой литургией молятся за страну нашу Российскую и всех верных чад её.
Ведущий 1: О том, что афонское монашество переживает сегодня духовный подъем, свидетельствует каждый, кто бывал на Святой Горе в 50-е — 60-е гг. Один из его несомненных признаков — восстановление общежития во всех 20 монастырях Святой Горы. Вместе с этим в греческих монастырях появилось много молодых иноков, большинство из которых имеют духовное или светское высшее образование. Несмотря на то, что в Греции немало монастырей, эти люди приходят именно на Святую Гору. Но двухтысячное монашеское братство Афона состоит не только из греков, хотя их большинство. Свои обители имеют здесь русские, сербы, болгары и румыны. В некоторых греческих монастырях есть монахи из числа принявших Православие жителей Западной Европы и Америки.
Ведущий 2.  Некоторые из них возвращаются на родину, основывают монастыри и подворья, издают духовную литературу. Один из таких монастырей основал в Великобритании наш соотечественник архимандрит Софроний, ученик преподобного старца Силуана. Даже те из афонитов, которые несут свое служение за пределами Святой Горы, имеют ее благословение и заступничество Божией Матери.
Еще в прошлом веке на Афоне и в России получила широкое распространение икона, где Пресвятая Богородица изображена в игуменских одеждах, с жезлом и свитком.
Выступление студента:
 Образ Афонской Игумении еще раз напоминает нам о том, что с Богоматерью связано начало Святой Горы и ее конечные судьбы. Не случайно еще с XV века на Афоне существует пророчество, повторяемое преподобным Нилом Мироточивым. "Перед пришествием Антихриста, — говорит преподобный Нил, — потрясется монастырь, в котором жительствует Лик Царицы Спасения. Будут трястись все древа насажденные и случится истребление православных монахов. Афон будет биться страшным шумом. Когда будет уходить Лик Госпожи нашей Богородицы, все церкви поклонятся Царице Спасения (т.е. будут разрушены). Итак, говорю вам, преподобные отцы: до тех пор, пока находится Лик Госпожи нашей Богородицы внутри Горы сей, да не подвигается никто уходить из Горы сей Когда же увидите, что удалилась икона Всесвятой с Горы, тогда уходите и вы, куда угодно; только обет монашеской жизни сохраните целым и чистым".
вот уже несколько недель подряд в Иверской обители раскачивается лампада над царскими вратами. Эта массивная серебряная лампада была пожертвована обители в благодарность Богоматери за одно из многочисленных Ее чудес. Иногда лампада, сама собою, вопреки всем физическим законам, начинает раскачиваться. Если лампада качается во время молитвы, афонцы воспринимают это, как знак невидимого присутствия Госпожи Богородицы. Когда же лампада раскачивается подолгу в обычное время, как это было перед мировыми войнами и стихийными бедствиями, и как это происходит сегодня, — нет сомнения, что Матерь Божия предупреждает святогорцев, а через них — весь христианский род, об испытаниях, которые Господь пошлет за наши прегрешения.
Просмотр видефильма «Святая гора Афон. Афонские песнопения монахов монастыря Симонопетра»
Ведущий 1.  Как тут еще раз не задуматься над безмерною любовью Богоматери к людям, как не воспеть эту любовь вместе с преподобным старцем Силуаном Афонским! "Много чудес и милостей видел я от Господа и Божией Матери, но воздать за эту любовь ничем не могу. Что воздам я Пресвятой Владычице за то, что не возгнушалась мною во грехе, но милостиво посетила меня и вразумила? Мал ум мой и бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов. Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Чудное и непостижимое дело. Она живет на небесах и непрестанно видит славу Божию, но не забывает и нас убогих и Своим милосердием покрывает всю землю и все народы".
Хоровое исполнение песни «Ты живи, моя Россия»
Ведущий 2
На нашем мероприятии присутствует ответственный за катехизацию, образовательную работу и работу с молодежью в благочинии протоиерей отец Филипп. Предоставим Вам слово.
Выступление священнослужителя.
Ведущий 1.
Большое спасибо Вам, отец Филипп! Спасибо всем за внимание!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дата, которая широко освещается в нашей стране, связана с первым письменным упоминанием о древнерусском монастыре на Афоне. В библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского найдены подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись».
Почему именно Афон является средоточием духовной христианской силы? Существует древнее предание, что Богородица сама выбрала этот полуостров, взяв его под своё покровительство. В 49-ом году, проплывая в этих краях её корабль, из-за бури, был вынужден причалить к берегу Афона. Красота природы тронула душу Девы Марии, и она просила у Бога это место себе в удел. На что получила ответ: «Да будет место сие удел твой и сад твой и рай и пристань спасения желающих спастись». В связи с этим Афон называют также «уделом» и «садом Богородицы».
Классный час «Возвращение к истоками» помогает молодежи проникнуться духом таинственности и Великой благодати монастырей Афона. Целью мероприятия является:
- повышение интереса к духовно-нравственным ценностям и духовному
наследию, как своего Отечества, так и культуры Греции.
Задачи классного часа:
- ознакомить студентов с географическим расположением горы Афон,
- выявить исторические причины развития монашества на горе Афон;
- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;
- воспитывать любовь к родному Отечеству и его истории.
На мероприятии представлен зрителю богатый материал, отражающий как удивительно красивую природу, архитектурные особенности строения монастырей, так и атмосферу этого места: ореол набожности и святости, который ощущаешь даже через фотографии.
Видеофильмы, презентация, стихи и песни на данную тему, оформление зала, две книжных выставки – всё это даёт возможность окунуться в великолепие и райскую благодать полуострова, а также проникнуться духом православия.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
http://afonit.info/biblioteka/istoriya-svyatoj-gory/istoriya-svyatoj-gory
Статья Игумена Петра (Пиголь) (отрывки из статьи)
http://visitafon.ru/galery/
Яндекс картинки