Разработка общешкольного мероприятия к 70-летию Победы Как можно забыть эти дни?
«Как можно забыть эти дни?»
9 мая
70-летие Великой Победы (1941-1945 годы)
Действующие лица:
Голос за кадром, Мать, Сын, Невеста, Жених,
Военком, Почтальонка, Девушка 1,2,3, Юноша 1,2,
Мальчик, Девочка
Звучит музыка «На сопках Манчьжурии»
Выходит девушка с красными гвоздиками в руках:
Начало мая. Красные гвоздики,
Как слезы тех далеких страшных лет.
И ветеранов праведные лики,
Особенно, которых больше нет.
Когда опять подходят даты эти.
Я почему-то чувствую вину –
Все меньше вспоминают о Победе,
Все больше забывают про войну.
Никто из нас за это не в ответе.
И сам с собой веду я разговор:
Так много было войн на белом свете,
Так много лет уже прошло с тех пор.
И, как обычно, вспоминаю папу,
Вернувшегося без обеих ног...
Как поднимался он легко по трапу,
Как танцевать он на протезах мог...
Идут по телевизору парады,
Горят в архивных фильмах города.
Тем, кто остался, раздают награды.
И кажется, что было так всегда.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Девушка кладет красные гвоздики на противотанковые ежи и уходит.
Голос за кадром: От тех мирных спокойных времен у меня остались воспоминания и одна совсем пожелтевшая фотография. Групповой портрет Это Валька принес откуда-то старенький фотоаппарат, старательно запечатлев всех кто ему тогда попался: веселых, шумных жильцов нашего 9 дома.
Звучит музыка «Утомленные солнцем»
Выходит Мать накрывает на стол, ей помогает Девушка 2. Входит Сын.
Мать: Сынок! Ты приехал!
Сын: Здравствуй мама, я вернулся!
Девушка 2: Сашка! Наш Сашка приехал! (обнимает его). Пойду Варе расскажу, я быстро!
Мать: Куда?! Шальная! А ты проходи сынок, проходи! Располагайся! Вернулся, домой вернулся
Выходит Невеста, идет задумчиво, к ней подходит Жених, дарит цветок. Прогуливаются.
Невеста: Ты любишь меня, Коля?
Жених: (робко) Да.
Невеста: Ты долго будешь меня любить?
Жених: Очень!!!
Стоят, взявшись за руки. Выбегают Мальчик и Девочка.
Мальчик и Девочка: Тили-тили тесто – жених и невеста!
Жених и Невеста переглядываются, смеются и убегают.
Мальчик: А меня папа обещал на выходных в цирк сводить. Хотим посмотреть на дрессированных медведей. Ты была в цирке, Нина?
Девочка: Нет, я нигде, совсем нигде не была. Но жизнь большая и я обязательно буду, везде буду. Слышишь!?
Дети убегают, толпой входят одноклассники.
Девушка 2: Варя, я не вру тебе. Он, правда, вернулся. Красивый такой, в форме
Девушка 1: Он что-нибудь передал мне?
Юноша 1: Что приуныли девчонки?
Девушка 3: И, правда, о чем это вы там?
Девушка 1: Да так, ничего важного. Вы посмотрите, какое сегодня утро, какой рассвет. Вот бы никогда не кончалась наш последний школьный день.
Юноша 1: Всё когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.
Юноша 2: Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность
Девушка 2: Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.
Девушка 3: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.
Юноша 1: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!
Девушка 3: А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает!
Юноша 2: Тань, да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка по химии. У меня их пять, что же мне теперь и жить не стоит?
Девушка 3: Тебе хорошо рассуждать, ты едешь работать в тайгу, а мне в институт поступать надо. И куда мне теперь с этой тройкой?
Девушка 2: Ты, правда, собираешься уехать в тайгу?
Юноша 1: Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной!
Девушка 2: Вот ещё, придумал, я из родного города никуда. Буду учиться здесь в педагогическом, а потом в родную школу вернусь Представляешь, лет, этак, через 10 ты станешь заслуженным геологом, вернёшься в родные места, приведёшь своих детей в нашу школу, а я их учить буду!
Звучит музыка «Довоенный вальс»
Пары танцуют.
Голос за кадром: Мы счастливые кружились в вальсе, мы верили, надеялись, любили, мы мечтали изменить этот мир И никто не знал, что всего через несколько часов всю нашу жизнь перечеркнет одно очень страшное слово (музыка обрывается) ВОЙНА!
Звучит музыка «Метроном»
Пары расходятся в разные кулисы.
Видео «Мобилизация»
Голос за кадром: В первые дни войны на фронт пошли те, кто отслужил действительную службу в 30-х годах. С ними же почти в одно время и парни призывного возраста. У военкоматов выстраивались длинные очереди добровольцев. На столы мобилизационных пунктов ложились груды заявлений с просьбой немедленно отправить на фронт.
На сцене стол, за которым военком разбирает стопку заявлений.
Военком: (оторвавшись от дел): Это были наспех вырванные из ученических тетрадей, блокнотов, записных книжек листки, почтовые открытки и учрежденческие бланки. Заявления были написаны разным почерком и разными людьми. Рядом с заявлениями отцов и матерей ложились заявления их детей, зачастую написанные еще неустойчивым полудетским почерком. Родители и дети, седовласые старики и подростки писали о своей готовности встать в ряды защитников Родины.
В кабинет военкома неуверенно входит Юноша 1.
Военком: (заметив юношу) Опять ты! Я же тебе уже сказал свое нет!
Юноша 1: (теребя в руках кепку, переминаясь с ноги на ногу) Но почему? Почему нет? Мне скоро 18, ну и что месяца не хватает. Я Ворошиловский стрелок (протягивает удостоверение). Разве фронту не нужны ворошиловские стрелки? На здоровье я не жалуюсь, вот и справка есть... (с готовностью протягивает очередной документ).
Военком: У тебя – да. А у матери? Да неужели ты не понимаешь, что на твоих руках мать-инвалид, что ты – единственная ее надежда и опора? Неужели ты хочешь, чтобы она без тебя...
Юноша 1: (перебивая) Посмотрите. (Протягивает листок). Я очень вас прошу, посмотрите.
Военком: (молча разворачивает листок, чуть спустя читает вслух): «Я, 3инаида Григорьевна Гедзь, прошу зачислить моего сына, Петра Гедзь, добровольцем в ряды Красной Армии. А если нужно, я тоже пойду, несмотря на то, что инвалид».
Военком выдает Юноше 1 вещевой мешок и пилотку. Уходят.
Выходят школьницы.
Песня «Ровесницы»
Школьницы уходят, остается Невеста.
Невеста:
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем – так учили нас.
Одним движеньем – только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться – беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
Ю. Друнина
Убитых много было, страшно вспомнить. А раненых! Сколь ж их привозили в госпитали, легко- и тяжелораненых – класть некуда было. А мы, женщины, за ними ухаживали – перевязывали, кормили, давали водички попить, писали письма. Что нужно было, то и делали. Нужно не спать – не спали Нужно было не реветь – прятали, глотали свои слезы, только потом, ночью в подушку А для них, защитников наших, улыбались, утешали как могли, пели – даже те, у кого и голоса вовсе не было, ну разве это важно было???
Видео «Ах, эти тучи в голубом».
Выходят девушки, общаются. С другой стороны выходит Почтальонка.
Почтальонка: Маша! Маша Петрова! Письмо получи!
Девушки подбегают к ней, пытаясь, быстрее узнать, есть ли письмо для них.
Почтальонка:
Всё. Не могу я больше. НЕ-МО-ГУ!!!
Уж лучше на завод в ночную смену.
Опять кому-то горе я несу,
В их жизнь внесу крутую перемену.
Они ведь ждут, кто сына, кто отца,
Кто мужа, ну а кто-то ждёт и дочку.
Не раз они просили небеса
От них прочесть хотя бы одну строчку.
И я несу им строки, но не те...
Не от родных своих, не от любимых.
На этом проклятом людьми листе
Такая боль, что кровь застынет в жилах.
Кто без вести пропал, кто смертью храбрых
Пал за родных, за близких, за страну.
И гибли все тогда в боях неравных,
Так и не встретив мирную весну...
Эдуард Денисенко
Звучит музыка «Журавли»
Девушка 1: Здравствуй, моя Варя! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим, ни за что.
Девушка 2: Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт – такая штука, что вот живешь, живешь – и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни.
Девушка 3: Боевой первомайский привет! Дорогие Фаинушка и Алюсик! За последнее время получил шесть писем от вас, вот это праздник!
Девушка 4: Милая, милая моя Тонечка! Я не знаю, прочитаешь ты когда-нибудь эти строки. Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо.
Девушка 5: Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? У нас на фронте как стемнеет, так и ночь. А у вас в тылу есть электрический свет?
Невеста: Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь.
Девушка 1: Пока писать больше нечего. Постарайся связаться с мамой.
Выходит Жених, девушки уходят со сцены.
Жених:
Просыпаюсь и курю...
Засыпаю и в тревожном
Сне
о подлинном и ложном
С командиром говорю.
Подлинное – это дот
За березами, вон тот.
Дот как дот, одна из точек,
В нем заляжет на всю ночь
Одиночка пулеметчик,
Чтобы нам ползти помочь.
Подлинное – непреложно:
Дот огнем прикроет нас.
Ну, а ложное – приказ...
Потому что все в нем ложно,
Потому что невозможно
По нейтральной проползти.
Впрочем... если бы... саперы...
Но приказ – приказ, и споры
Не положено вести.
Жизнью шутит он моею,
И, у жизни на краю,
Обсуждать приказ не смею,
Просыпаюсь и курю...
Александр Межиров
Выходит Мальчик с ботинком в руке.
Мальчик:
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Обувь детская ношена,
Правый ботинок с заплаткой.
Его номер по книге 3209-й.
Кто носил его, где?
В Мелитополе, в Кракове, в Вене?
Кто носил его – Владек или русская Женя?
Как попал он сюда, в этот ад,
В список проклятый
Под порядковым номером 3209-й?
Неужель не нашлось в целом мире дороги,
По которой прошли эти детские ноги
В это страшное место,
Где мучили, жгли и пытали,
А потом хладнокровно одежду с убитых снимали?
Где на всех языках
О спасенье пытались молиться
Чехи, греки, евреи, австрийцы, бельгийцы.
Час расплаты пришел.
Суд народов идет по кровавым следам преступленья.
Среди сотен улик этот детский ботинок с заплаткой,
Снятый с жертвы 3209-й.
Михалков Сергей
Выходят все участники со свечами в руках.
Видео «Минута молчания»
Песня «Солдаты»
Звучит музыка «На сопках Манчьжурии»
Выбегает Девочка, играет в «классики», встречается с Мальчиком.
Был день, как день. Светило солнце,
И ветер шарил по траве.
Я тосковал, смотрел в оконце:
Отец на фронте, на войне.
И вдруг светлее стало в небе,
Подобьем радостной волны
Пришла к нам весточка:
Победа! И нет боев, И нет войны!
На печке дед заплакал старый,
Слез не скрывая, как малец,
И улыбнулась наша мама
Улыбкой счастья наконец.
Четыре года папу ждали
Мы вместе с нею, словно век.
И вот пришел под звон медалей
Родной и близкий человек.
Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.
А. Воротынцев
Девочка и Мальчик: Победа! Победа! Победа!
Девочка и Мальчик убегают.
Звучит музыка «Love in Venice».
Выходит Мать, потом Сын.
Мать:
Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов Победы.
Я уж на стол всё собрала,
Я жду тебя, а тебя всё нету.
Слетела давно вся пыль с черёмух.
Мой мальчик, ты где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.
Сын:
Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад,
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после войны,
Но фрицы не знали этого.
Нервы у всех оголены,
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мам, прости меня,
Постой за меня у калитки.
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка.
Мать:
Мой мальчик, не уходи, постой!
Давай мы выберем путь другой.
Другой пусть умрёт в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.
Сын:
Ах, мама, другой – ведь мне он брат,
Он также ни в чем не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою,
Так я унесу любовь свою
Прости меня, мама!!!
Сын уходит со сцены. Мать плачет, возможно, встает на колени.
Мать:
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.
Выходят по одному все участники и присоединяются к чтению стихотворения.
Вместе:
Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно ночью спать могли.
Спросите тех, кто воевал,
Кто вас на Эльбе обнимал, -
Мы этой памяти верны...
Хотят ли русские войны?..
Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.
Евгений Евтушенко
Звучит музыка «День Победы».
15