КОНСПЕКТ классного часа «Учимся быть добрыми»


КОНСПЕКТ классного часа «Учимся быть добрыми»
Цели и задачи:
сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;
способствовать расширению кругозора детей;
развивать речь, память, мышление;
воспитывать доброжелательность;
формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
Участники: учащиеся 2 класса.
Оборудование: название темы классного часа, разрезанные пословицы, , правила доброты, солнышко с лучиками, деревья с названиями заданий, цветочки, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, запись песни Кота Леопольда.
Подготовительная работа:
поделка из бумаги Мишки-обнимашкисценка «Про Незнайку»
выученные пословицы и стихи о добре
вырезанные разноцветные цветочки, картинки животных
Предполагаемый результат:
уметь различать добрые поступки от злых;
расширить кругозор детей;
формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими.
Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята. Пусть этот день несет нам Радость общения, Наполнит сердце Благородными чувствами. Звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты…» Учитель: Вы узнали песню Кота Леопольда. О чём его песня? (ответы детей) 
Кто догадался, какова тема нашего классного часа? Согласны ли вы с тем, что добрым быть хорошо? (ответы детей) А легко ли быть добрым? Сегодня на классном часе мы будем говорить о доброте и учиться быть добрыми. ТЕМАРебята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)
Где мы можем посмотреть значение слова доброта? Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Я попрошу ….. найти и прочитать нам значение слова доброта, а пока … ищет нужную информацию, я попрошу остальных ребят назвать мне синонимы слова доброта (ответы).
…. Прочитай значение слова. (Доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»)
Скажите, будут ли близкими к этому значению, те слова-синонимы, которые вы назвали? Я предлагаю проверить себя и заглянуть в другой словарь – словарь синонимов
Слово Доброта в словаре Синонимовдобросердечие, ласковость, мягкосердечие, добротолюбие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, отзывчивость, благодушность, добротность, мягкостьДаша
В доме добрыми делами занята,Тихо ходит по квартире доброта.Утро доброе у нас,Добрый день и добрый час.Добрый вечер, ночь добра,Было доброе вчера.И откуда, спросишь ты,В доме столько доброты?
Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца – это сады.Добрые слова – корни.Добрые мысли – цветы.Добрые дела – плоды.
Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Сегодня мы с вами попробуем создать свой сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад.
Дерево первое «Пословицы о добре»
Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. 
Добро помни, а         пожнёшь
Что посеешь, то и   зло забывай
За добро   добра не делает никому
Худо тому, кто   добром плати
А какие пословицы вы приготовили? (дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)
Доброе слово лечит, а злое калечит.Злой не верит, что есть добрый.Добрая слава лежит, а худая бежит.Доброго чтут, а злого не жалуют.Учись доброму, худое на ум не пойдёт.Добра желаешь, добро и делай.Добро поощряй, а зло порицай.Сделаешь худо, не жди добра.Добро творить – себя веселить.Делать добро спеши.С добрым жить хорошо.Добрый человек добру и учит.
Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево
Дерево второе «Волшебные слова»
-Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы) -Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось? - Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное). - Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. (Дети по очереди называют слова) - Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
Доброе слово лечит, а злое калечит!
ЛезинаНе стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку нужноВ любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможетТвоя доброта, улыбка твоя.Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,Что годы живёшь ты не зря!
Дима Ф.
Не навреди! Подумай! Не шуми!
Всех уважай! Добрее посмотри!
Не спорь, коль не уверен! Отойди!
А, если с кем и вышло что не очень.
То первым подойди сам, между прочим.
Скажи: - «Давай забудем все разборки.
«Худой мир лучше ссоры» в поговорке.
Ты – Человек! Ты – умный, добрый, знаю.
Тебе я, милый, очень доверяю!
Ты дружелюбен! Мы не правы в паре.
И эта ссора надо нам? Едва ли!»
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта. Предлагаю вспомнить вежливые слова.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево.
Дерево третье «Правила доброты»
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты? Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения. Н.Носова «Приключения Незнайки»
Сценка.Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.(Подходят Сиропчик и Пончик)Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнёт лечить всех.Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.Незнайка: (замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.Пилюлькин: Стой! Стой!Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе ещё покажу. Какое доброе дело пропало даром!Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему всё так вышло.Кнопка: А, может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?Незнайка: Как это – бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?Кнопка: А для чего ты их собирал?Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
Какое правило доброты вы услышали сейчас? (добрые дела надо совершать просто так)
Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим правила доброты. 
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
Давайте ещё раз зачитаем наши правила (учитель читает правила, прикрепляет дерево)
Дерево четвертое «Добрые поступки»
Легко или трудно быть добрым?(ответы детей)
Настя
1 Добрым быть совсем-совсем не просто.Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета,Доброта не пряник, не конфета.Только надо, надо добрым бытьИ в беде друг друга не забыть.
Лиза
2 Давайте делать добрые дела! От них душа танцует и смеётся. Везде живёт на свете доброта, Она парит и из души наружу рвётся. От добрых дел становится светлей, Цветы цветут, и птичьи песни льются. Спешите делать добрые дела! Пусть все сердца навстречу распахнутся.
Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня. (дети называют) Молодцы! Сажаем следующее дерево.
«Ласковое солнышко»
В нашем саду светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. Почему?
На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Что для этого нужно сделать? Замените злые слова добрыми. (учитель читает, а дети называют антонимы)
Грубый – ласковыйЗлой – добрыйГрустный – весёлыйГоре – радостьВражда – дружбаОбман – правдаНенависть – любовьЛень – труд
Обобщение. «Оформление сада»
Теперь солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. А чего не хватает в нашем саду?
Предлагаю дополнить наш сад животными и цветами.
Украшая наш сад я прошу вас вспомнить все, о чем мы говорили и продолжить одно из предложений…. (под музыку учащиеся прикрепляют картинки животных, цветы на доску)
Итог занятия
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.
А в заключение занятия я предлагаю Вам поделиться частичкой вашей доброты и тепла и подарить вашим одноклассникам и нашим гостям мишку-обнимашку.