План работы с одаренными детьми учителя истории
План работы с одаренными детьми учителя истории
Черняк Ольги Валентиновны.
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
В школе должны быть свои традиции.
Школа должна давать современное образование.
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томах Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Цель программы:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
Организация системы исследовательской работы учащихся.
Принципы работы с одарёнными детьми.
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Основные направления работы
- Выявление одарённых детей по своим предметам.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Ожидаемые результаты
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Творческая самореализация выпускника школы.
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
Повышение квалификации педагогов в связи с переходом школы к профильному обучению.
Участие в районных олимпиадах
Написание научно-исследовательской работы;
Выступление на НПК в школе и районе
Участие в районных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах
Организация исследовательской работы учащихся в школе
5-7 классы
Творческий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Школьные олимпиады.
8-9 классы
Развивающий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры учащихся.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
НОУ.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.
Элективные курсы (9 классы).
Спецкурс “Российская государственная символика. История и современность”.
10-11 классы
Исследовательский этап:
Совершенствование исследовательских навыков.
Совершенствование информационной культуры учащихся.
Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Профильные спецкурсы.
НОУ.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.
Формы работы с одаренными детьми варьируют с учетом их возрастных особенностей:
Учителя истории работе с одаренными детьми уделяют особое внимание. Постоянно проводятся конкурсы исследовательских работ, презентаций по краеведению, интеллектуальные марафоны.
Класс
Формы работы
5 класс
1. Выявление детей, склонных к изучению истории.
2. Участие в викторинах, школьных олимпиадах, турнирах знатоков.
6 класс
1. Привлечение ребят к оказанию консультативной помощи
одноклассникам.
2. Обучение навыкам выполнения нетипичных заданий,
решение проблемных вопросов.
3. Чтение дополнительной литературы.
4. Участие в интеллектуальных турнирах различного
уровня.
7 класс
1. Обучение навыкам исследовательской работы.
2. Опережающее обучение.
3. Участие в интеллектуальных Интернетпроектах.
8 класс
1. Разработка и реализация плана индивидуальных
консультаций, начало подготовки к участию в
предметных олимпиадах.
2. Участие в творческих конкурсах, различных
образовательных проектах.
9 класс
1. Исследовательская деятельность, написание и защита рефератов.
2. Участие в проектной деятельности.
3. Привлечение консультативной помощи младшим школьникам организация для них викторин, турниров и т.п.
4. Участие в предметных олимпиадах.
10 класс
1. Выполнение работ, имеющих вид электронных документов.
2. Выпуск предметных газет.
3. Выполнение заданий исследовательского характера.
4. Участие в различных олимпиадах и творческих конкурсах.
11 класс
1. Составление и реализация индивидуального графика подготовки к итоговой аттестации.
2. Участие в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, Интернетпроектах различного уровня.
3. Участие в дистанционных формах довузовского обучения.
Современные педагогические технологии по реализации внеурочной деятельности
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Подобные формы организации внеурочной деятельности способствуют формированию у учащихся осознанной мотивации к изучению предмета, стимулируют их интеллектуальное развитие, поддерживают интерес к предмету.
отчеты
проекты
рефераты
исследования
обзоры
резюме
творческие
работы
Заголовок 315