Конспект урока русского языка 1 класс Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень


Русский язык
Тема: Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень
Цель:
- развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова.
- развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание информации).

Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний. Повторение. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 23.
- Найдите точку на верхней строке.
- Что мы запишем здесь? (Дату.) Комментированная запись числа.
- Какую запись должны сделать дальше?
- Напишите слова «Классная работа». Ι. Чистописание.
1. Прописывание элементов букв.
– Перед вами буква Я. Из каких элементов она состоит? Какие ещё заглавные буквы имеют такие же элементы? (Л, М)
– Напишите элементы, из которых состоят эти буквы в тетради на с. 23.
2. Написание заглавных букв Л, М, Я.
Учитель показывает на доске последовательность написания букв, затем дети пишут и сравнивают с образцом.
На строчке ниже ученики записывают первые буквы следующих слов: Лондон, Марина, ящерица, Яна, Меркурий, лошадь, Лена, медведь, мак, Ялта, муравей.3. Чтение и запись предложения.
– Прочитайте предложение. О ком оно? В чём хочет пролететь Яша? Как вы догадались? (По рисунку). На рисунке ракета не достроена, нет носовой части. Завершите «сборку» ракеты. Какое название ей вы бы дали? Заштрихуйте Луну жёлтым цветом.
– Сколько слов в предложении? Какие слова и почему написаны с большой буквы? Прочитайте про себя все слова по слогам. Запишите предложение. Прочитайте то, что написали, разделяя слова на слоги.
– В каких словах звуков больше, чем букв? Почему? Обозначьте точками звуки в этих словах. (Яша, мечтает.)
- Что мы сейчас делали?
- Чему учились?
- Как назывался этот этап урока?
ΙΙ. Формулирование темы и цели урока.
Семьи из слов живут на Земле.
По корню поймёшь об их близком родстве.
Не надо их сходства, дружок, нарушать
И корни-близняшки с ошибкой писать.
– О каких словах пойдёт речь на уроке? Приведите примеры таких слов.
- Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
- Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
- Составим план урока.
План (примерный)
Нахождение в тексте однокоренных слов.
Выделение корня.
Списывание текста с печатного образца.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
IIΙ. Словарная работа.
1. Игра «Почему их так зовут?». На доске записаны слова. Ученики подбирают однокоренные слова и объясняют, почему эти предметы так называются.
Команда (ряд) записывает то слово, которое она объясняла. Дети выделяют корень, ставят ударение.
Подберёзовик малиновка подосиновик
четверг среда сапожник
2. Устное составление предложений с данными словами. Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1)развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4)умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям;
выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
ΙΙ. Развитие умений – применение знания 1. Упр. 45, с. 39.
Выполняется по заданию. Выборочное списывание.
Образец записи: Гуси, гусак, гусыня, гуськом, гусята, гусёнок, гусиные.
– Наверное, если бы мы могли понимать язык гусей, то услышали бы:
– Га-га-га! – гогочет гусь, –
– Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню.
Всё гляжу – не нагляжусь.
(Н. Костарев)
– Научитесь произносить правильно все слова в стихотворении. Какой звук повторяется много раз?
– Какие однокоренные слова встретились?
2. Упр. 46, с. 40.
а) До чтения.
– Рассмотрите иллюстрацию вверху с. 40. Чья это семья? Чем они заняты?
– О ком мы будем читать? (Предположения детей.)
б) Чтение текста про себя.
в) Вопросы после чтения.
– О ком этот текст? Чем занята воробьиха? А воробей? Какую пользу приносят воробьи?
г) Чтение текста вслух. Ученики называют однокоренные слова.
д) Затем дети списывают текст и выполняют все остальные задания.
3. Упр. 47, с. 41.
Это упражнение можно предложить для самостоятельной работы.
После выполнения дети отвечают устно, что слова: лис, лиса, лисичка, лисица, лисята, лисьи, лисёнок являются однокоренными.4. Работа по рисунку с. 40–41.
Карандаш и Указка решили познакомить своих учеников с правописанием слов. Каких? (Морковь, картофель.)
Проговорите эти слова по слогам. Запишите их, поставьте ударение, выделите букву безударного гласного, написание которой надо запомнить.
– Какое слово предлагает записать обезьянка? (Кокос.)
– Запишите его, запомните написание.
Игра «Найди лишнее слово».
Учитель читает, ученики называют лишнее слово.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный и песок.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ΙΙI. Итог урока. – Что вы знаете о корне слова?
– Прочитайте слова в тетради на зелёной полосе. Поставьте ударение. Это однокоренные слова?
– Что вы знаете о написании корня в однокоренных словах?