Программа курса по выбору «Lets Speak!» («Давай поговорим!»)
ПРОГРАММА
курса по выбору по английскому языку
«Давай поговорим!» («Let’s speak!»)
Составил: Ахмадиева Айгуль Мизхатовна
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
Статус программы. Авторская программа по английскому языку для 9 класса составлена
на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089) и Примерных программ по иностранным языкам для 8-9 классов;
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Приказа МОиН РТ от 07/06/06 №1255/6 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений республики Татарстан, реализующих программы общего образования»;
Учебного плана МБОУ «Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина» г. Альметьевска на 2012-2013 учебный год;
Количество часов – 12 часов, класс – 9.
Структура документа. Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, критерии оценивания различных видов деятельности учащихся, примерные тексты контрольных срезов, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому виду речевой деятельности и языковому материалу
Цели курса:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных вида речевой деятельности. Приоритетный вид деятельности - говорении, сопутствующие - аудирование, чтение, письмо;
языковая компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темой, сферами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к реалиям стран изучаемого языка в рамках темы, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
развитие и воспитание у учащихся понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, способствующих самостоятельному изучению английского языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями;
Результаты обучения. Требования направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщения к ценностям мировой культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивают и воспроизводят учащиеся.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: расспрашивать, объяснять, изучать, описывать, сравнивать, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации, ориентироваться в несложном иноязычном тексте, делать краткие сообщения на английском языке.
Предметное содержание речи.
Социально-бытовая сфера общения: межличностные отношения с друзьями и сверстниками, общение. 3 часа
Социально- культурная сфера: страна изучаемого языка, родная страна,
путешествия. 7 часов
Учебно-трудовая сфера: роль иностранного языка. 2 часа
Речевые умения
Говорение
Диалогическая речь. Развитие у школьников диалогической речи предусматривает овладение ими умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации:
Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:
начать, поддержать и закончить разговор;
поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
выразить благодарность;
вежливо переспросить, выразить согласие/ отказ.
Объем этикетных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога-расспроса:
запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что?
Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
целенаправленно расспрашивать, «брать интервью».
Объем данных диалогов – до 6 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:
обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
дать совет и принять/не принять его;
пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие;
сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объяснить причину.
Объем данных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога – обмена мнениями:
выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
высказать одобрение/неодобрение;
выразить сомнение;
выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорчение, желание/нежелание);
выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов.
Объем диалогов - не менее 5-7 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь. Развитие монологической речи предусматривает овладение учащимися следующими умениями:
передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
делать сообщение в связи с прочитанным текстом.
выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ услышанному.
Аудирование
Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие следующих умений:
прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
выбирать главные факты, опуская второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;
игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания.
Время звучания текста – 1,5-2 минуты.
Чтение
Школьники учатся читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.
Умения чтения, подлежащие формированию:
определять тему, содержание текста по заголовку;
выделять основную мысль;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов/ событий в тексте.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на облегченных аутентичных текстах разных жанров.
Умения чтения, подлежащие формированию:
полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа, выборочного перевода, использование страноведческого комментария);
оценивать полученную информацию, выразить свое мнение;
прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте.
Чтение с выборочным понимание нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст, (статью или несколько статей из газеты, журнала, сайтов Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
делать выписки из текста;
излагать план устного сообщения;
У учащиеся развиваются такие специальные учебные умения как:
осуществлять информационную переработку иноязычных текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых слов, определяя грамматическую форму;
пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
Развиваются компенсаторные умения - умение выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств, а именно: развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты, а при чтении и аудировании - языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, опускать/игнорировать информацию, не мешающую понять основное значение текста.
Социокультурные знания и умения
Школьники овладевают знаниями о:
значении английского языка в современном мире;
речевых различиях в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых предметов речи.
Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического ма
·териала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств обслуживающих тему, проблемы и ситуации общения. Развитие навыков распознавания и употребления в речи новых лексических единиц, в том числе наиболее распространенные устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений грамматических явлений и овладение новыми грамматическими явлениями.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи всех типов простых предложений, их утвердительных, вопросительных и отрицательных предложений, также предложений с конструкциями условных предложений реального и нереального характера (Conditional I and II), а также, сложноподчиненных предложений с придаточными: определительными с союзами who, which, that.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в новых для данного этапа видо-временных формах действительного (Past Continuous, Past Perfect, Present Perfect Continuous) залога; косвенной речи в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени; формирование навыков cогласования времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей (в том числе и с географическими названиями).
Календарно-тематическое планирование
Класс
9
Количество часов
Контрольные работы
12
1
Тематика
Социально-бытовая сфера общения: межличностные отношения с друзьями и сверстниками, общение. 3 часа
Социально- культурная сфера: страна изучаемого языка, родная страна,
путешествия. 7 часов
Учебно-трудовая сфера: роль иностранного языка. 2 часа
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Ключевые коммуникативные компетенции
Количество часов
1.
Знакомство
Развитие навыков монологической речи.
Развитие лексико-грамматических навыков
1
2.
Куда поехать отдыхать?
Развитие навыков чтения с извлечением конкретной информации.
Развитие навыков аудирования с извлечением конкретных деталей.
1
3.
Куда поехать отдыхать?
Развитие лексико-грамматических навыков.
Развитие навыков письма.
1
4.
Куда поехать отдыхать?
Развитие навыков говорения: диалог-обмен мнениями, диалог – побуждения действия.
Развитие лексико-грамматических навыков.
1
5.
В туристическом агентстве.
Развитие навыков аудирования с извлечением конкретных деталей.
Развитие лексико-грамматических навыков.
Развитие навыков чтения с извлечением конкретной информации.
1
6.
В туристическом агентстве.
Развитие навыков говорения: диалог этикетного характера, диалог - расспрос.
Развитие лексико-грамматических навыков.
1
7.
Зарубежные языковые школы
Развитие навыков аудирования с извлечением конкретных деталей.
Развитие лексико-грамматических навыков.
Развитие навыков чтения с извлечением конкретной информации.
1
8.
Зарубежные языковые школы
Развитие навыков говорения: диалог этикетного характера, диалог - расспрос.
Развитие лексико-грамматических навыков.
1
9.
Ситуации из жизни путешественника.
Развитие навыков говорения: диалог этикетного характера, диалог – расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог – побуждения действия.
Развитие навыков чтения с извлечением конкретной информации.
Развитие навыков письма.
Развитие лексико-грамматических навыков.
1
10.
Ситуации из жизни путешественника.
Развитие навыков говорения: комбинированный диалог.
Развитие навыков чтения с извлечением конкретной информации.
Развитие навыков письма.
Развитие лексико-грамматических навыков.
1
11.
Ситуации из жизни путешественника.
Контроль навыков говорения: комбинированный диалог.
1
12.
Роль путешествий в жизни человека.
Развитие навыков говорения: комбинированный диалог.
Развитие лексико-грамматических навыков.
1
Критерии оценивания ответов различных видов деятельности учащихся.
1.Устные ответы и участие на занятие учащихся оцениваются через накопительную систему карточек «Thank you». В случае активности ученика на уроке он получает карточку. За каждые пять заработанных карточек ученик получает дополнительный балл к результатам зачетной работы.
2. Устные задания, такие «Монологические высказывания», «Диалоги» оцениваются по критериям, представленным в таблицах: за решение коммуникативной задачи, взаимодействие с собеседником, лексико-грамматическое оформление речи и произносительную сторону. Ответы учащихся оцениваются количеством баллов: монолог- максимальное количество- 6, диалог- 9.
3. По завершению курса: ученики сдают зачет в формате устной части государственной итоговой аттестации. Умения учащихся высказываться устно оцениваются оценками «зачет» - «незачет». Зачет: монолог – 4 балла, диалог – 6 баллов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ.
В результате изучения курса по выбору ученик должен в рамках изученных тем
Знать/понимать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, артиклей);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка, сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
Уметь:
говорение
Вести диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность; вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться
Вести диалог-расспрос: запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать, «брать интервью»
Вести диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой и выражать готовность / отказ ее выполнить; давать совет и принимать / не принимать его; приглашать к действию / взаимодействию и соглашаться / не соглашаться принять
в нём участие; делать предложение и выражать согласие/несогласие принять его
Вести диалог-обмен мнениями: выражать точку зрения и соглашаться / не соглашаться с ней; высказывать одобрение /неодобрение; выражать сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость /огорчение, желание /нежелание)
Вести комбинированный диалог, включающий элементы указанных видов диалогов для решения сложных коммуникативных задач.
Начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя
Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием /отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал
Использовать переспрос; просьбу повторить при необходимости.
аудирование
понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов и выделять для себя значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
делать выписки из текста;
излагать план устного сообщения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Список литературы.
Cборник нормативных документов. Иностранные языки/ сост. Э.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2009.
Английский язык. 9 класс. Подготовка к государственной аттестации – 2013: учебно - методическое пособие с аудиоприложением/ под редакцией Фоменко Е. А. –Ростов –на –Дону: Легион 2012.
Английский язык. 9 класс. Новые задания ГИА – 2012: учебно – тренировочные тесты: учебно-методическое пособие с аудиоприложением. – Ростов –на –Дону, Легион 2011.
«Английский в фокусе(“Spotlight”) 9», авторы Е.Ю. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс: М.: Express Publishing: Просвещение, 2011.
Ахмадиева А.М. Развитие навыков диалогической речи старшеклассников через освоение заданий единого государственного экзамена.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения
в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
обучающихся, освоивших основные общеобразовательныепрограммы основного общего образования - 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
·