Конспект факультативного занятия в 4 классе Гимнастика для ума по теме Логогрифы
Факультатив «Гимнастика для ума» Занятие № 2 Тема: Логогрифы Цель: содействовать умению ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Логогриф (logos - слово, grifos - сеть) появился еще в Древнем мире. Характерно начало из старой латинской поговорки: «Amore, more, ore, re...». Здесь последовательно снимается поодной букве.В российской поэзии он встречается с XIX века: у Л. Н. Трефолёва («Победоносцев - Обедоносцев - Бедоносцев - Доносцев»), В. В. Каменского («лучистая - чистая - истая - стая - тая»).Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога, например: «пест - перст», «мир - мираж», «Вера - Венера», «кран -экран», «спорт - порт - спор». В планету поместите меру,И ветер всколыхнёт всю атмосферу,-Такой, которого сильнее не найти:Он всё сметает на пути.
Его откроешь - и водаИз него польётся.Добавишь «Э» - и тогдаВ кинотеатре он найдётся.
Я - здоровью основа,Слева - букву возьми -И морским стану словом.Букву справа сними -Я предмет увлеченьяНа собраньях и преньях.
Кто части мотоцикла знает,Тот это слово разгадает.А если букву «Д» прибавить,На сцене можно будет ставить.
ИШАК - ШИШАК ЛИК - КЛИК КЛИКА КУЛИК ОКЛИК ПАР - ПАРА ОПАРА ПАРАД ПАРКА ПАРТА ПАРЧА ПАРША ОСА - ОСПА ЛАВА - ГЛАВА ЛАВАШ ЛАВКА ЛАВРА СЛАВА Знаменитая музыкальная пара ФА и СОЛЬ объединяется не только в шараду, но и в логогриф: СОЛЬ –ФАСОЛЬ. Как мы видим, дополнительные буквы могут быть вставлены в любое место короткого слова
В короне я сижу на троне, Любуюсь собственной персоной. Как в слове «о» я потеряю, Так стиль пловца я означаю. (Король кроль).
Мой верный друг сердитый гром. Но если букву уберём, То превращаюсь я в цветок: Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза роза).
Из усатого сладкоежки Можно сделать без труда Слеповатого ночлежку, Дом которого нора. (Кот крот).Чтоб поддерживать скворечню Иль антенну, я гожусь. С мягким знаком я, конечно, Сразу цифрой окажусь. (Шест шесть).
В ранце я всегда лежал, Букву как-то потерял Если руки с мылом мыли, То меня с водою смыли. (Пенал пена).
Несёт меня с трудом старик, Но если «Ю» прибавить, вмиг К нему придёт на помощь тот, Кто без труда меня несёт. (Ноша юноша).
Я с «Л» смягчённым под землёй – Бываю каменный и бурый, А с твёрдым в комнате моей, В геометрической фигуре. (Уголь угол).
Мы всех и взрослых, и детей – В часы досуга развлекаем. Но стоит к нам прибавить «т», Мы их ужасно испугаем. (Игры тигры).
Я глубока и полноводна, И вся страна гордится мной. А впереди ты «и» прибавишь - И стану птицей я лесной. (Волга иволга).