Конспект урока по русскому языку 1 класс Тема: развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень.
Конспект урока по русскому языку в 1 классе
Тема: развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень.
Тип: урок изучения нового материала
Цель: формировать умения подбирать однокоренные слова.
Задачи: -образовательная: учить выделять корень в словах;
- развивающая: развивать орфографическую зоркость;- воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник для 1 класса Б.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; тетрадь по чистописанию для 1 класса О.В. Пронина.
Ход урока:
Организационный момент(1-2 мин)
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Актуализация знаний (15-20 мин)
Минутка чистописания
- Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. Какая буква перед вами?(буква Я). Какие заглавные буквы имеют такие же элементы?(Л, М).
- Напишите элементы, из которых состоят эти буквы (стр. 23).
- Пропишите заглавные буквы Л, М, Я.
- На следующей строчке запишите только первые буквы слов, которые я буду диктовать: Лондон, - какая первая буква (Л), почему она заглавная?(Лондон – это название города); Марина (заглавная буква М, так как это имя), ящерица(пишем маленькую л, это название животного); Яна (пишем заглавную Я, это имя); Меркурий (заглавная буква М, это название планеты); лошадь (маленькая буква л, название животного); Лена (заглавная буква Л, это имя); Медведь; мак; Ялта; муравей.- Прочитайте предложение: Яша мечтает побывать на Луне.
- В чем он хочет отправиться?(на ракете)
- Как вы догадались?(только на ракете можно отправиться на луну)
- Как вы ее назовете?(Союз)
- Разделите каждое слово на слоги, простым карандашом. В каком слове звуков больше, чем букв (Яша, мечтает)
- Возьмите синий карандаш и подчеркните слово Яша.
- Перепишите предложение.
- Давайте составим свое предложение, в котором будет название ракеты (Яшина ракета называется «Союз») - записывают под диктовку. В слове «Союз» под каждой буквой покажите обозначение звуков.
Сообщение нового материала (15-20 мин)
- Послушайте стихотворение:
Семьи из слов живут на Земле.
По корню узнаешь о близком родстве.
Не надо их сходства, дружок, нарушать
И корни-близняшки с ошибкой писать.
- О чем пойдет речь у нас на уроке? (об однокоренных словах)
- Посмотрите на доску, прочитайте первую группу слов (лист, лиса, лисенок) Какое будет лишним?(лист – не подходит по смыслу). Выпишите лиса, лисенок. Поставьте точку. Определите корень, простым карандашом.
- Прочитайте вторую группу слов (лось, лоскут, лосенок), запишите с новой строки однокоренные слова, выделите корень.
- Прочитайте следующую группу слов (горный, горка, городок), какие слова нужно записать?(горный, горка).
- Какие слова вы выпишите из последней группы?(песок, песочный)
- Посмотрите внимательно, какой корень у слова песочный?
- В русском языке существуют такие согласные, которые могут меняться в корне. В этом слове буква к будет переходить в букву ч, происходит оглушение.
- А все ли гласные нужно проверять?
- Прочитаем стихотворение вместе:
Безударных гласных пять,
Тех, что надо проверять.
Вы запомните друзья
Буквы А, О, Е, И, Я.
- Давайте выведем правило, какие слова называются однокоренными:
Слова, которые подходят по смыслу и имеют общую часть, называются однокоренными.
Итог урока (2-3 мин)
- Прочитайте слова в тетради на зеленой полоске. Обозначьте корень простым карандашом. Поставьте ударение.
- Эти слова являются однокоренными?(да, так как имеют общую часть и подходят по смыслу).
- Что вы знаете о правописании корня в однокоренных словах?
- Молодцы ребята! Спасибо за урок!