Рабочая программа курса внеурочной деятельности Волшебная кисточка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для 2 класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» составлена на основе следующих документов:
- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;
- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507 – р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы».
Программа разработана с учётом:
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189);
- годового учебного календарного плана МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2014 – 2015учебный год;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД.
Программа разработана с учётом возрастных особенностей учащихся. Данная программа предполагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, памяти, мышления и творческих способностей каждого школьника.
Программа «Волшебная кисточка» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических навыков.
Цель программы:
развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник; формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Основные задачи:
Художественно – эстетические:
- развивать художественное восприятие жизни;
- уточнять представления об окружающем мире;
- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
Задачи на приобретение изобразительного мастерства:
- развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных
оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
- развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
Задачи на формирование технических навыков:
- упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
- закреплять полученные раннее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;
- обучать технике рисования «по сырому», гратаж, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами;
- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные
карандаши, фломастеры.
Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
- вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов.
- знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
- научить различать жанры живописи;
- развивать художественно – эстетический вкус.
Воспитательные:
- развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
- учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются как традиционные, так и нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком пальцев, рисование с использованием природного материала , тампонированием и др. Знакомясь с материалами, техникой и способами рисования дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.
Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Развитие творческой личности эффективней начинается с дошкольного и младшего школьного возраста . Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Все занятия направлены на развитие у школьников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Данный курс предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;- формирование творческого начала в личности ребенка;- развитие его индивидуальности;- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа с коллегами, родителями, учащимися);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
Выход программы: Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет обучающимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
Бумага разного формата и цвета.
Акварельные краски.
Тушь разноцветная.
Гуашь.
Восковые мелки.
Трубочки для коктейля.
Ванночки с поролоном.
Баночки для воды.
Кисти круглые и плоские разного размера.
Салфетки.
Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
Клей ПВА.
Соль, сода.
Аптечный парафин или восковые свечи.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. «Радуга-дуга» (Рисование пальцами)
Основные цвета в рисовании. Знакомство с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир (теплые и холодные цвета). Закрепление умений рисовать пальчиками, прием примакивания . Развитие чувства композиции, цветовосприятия.
2. Сказка про осень (Рисование цветными карандашами).
Умение отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развитие чувства композиции. Совершенствование умений работать в различных техниках.Составление разных видов штриховки .
3. «Мои волшебные ладошки». (Рисование ладошками)
Введение в технику рисования ладошками. Акварель.
4. Каракулеграфия (Бумага, цв. карандаши)
Развитие представления и зрительной памяти. Определение недостающих элементов предмета.
Изображение недорисованного контура предмета.
5. «Праздничный букет» (Коллективная работа)
Масляные мелки, акварельные краски, маркер. Рассматривание репродукции картин художников. Ознакомление с приемами рисования акварелью. Развитие чувства композиции. Умение подбирать цвета в соответствии с натурой. Способы рисования осенних цветов.
6.«Ковер из осенних листьев»
(Печать природными материалами).
Композиция пейзажа, осенний колорит. (Засушенные листья, ветки)
Введение в технику печатания листьями. Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения.
7. «Осенний день» (Техника «по- сырому» )
Композиция пейзажа, осенний колорит. Совершенствование нетрадиционных способов рисования на бумаге. Рисование по сырому фону, кляксография, монотипия, акварель. Маркер.
8. Ваза для цветов (Печать природными материалами)
Рисование с помощью природного материала.Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п. Бумага, невысокие полые формы с краской, гуашь, кисточка.
Закрепление умений составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развитие чувства композиции.
9. «Капелька за капелькой» («Набрызг»)
Знакомство с техникой «набрызг». Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники. Составление композиции из различных плоских изображений (листья, цветы, геометрические фигуры и т.п.).
10. «Кленовый лист».( Конструктивное рисование)
Засушенные листья. Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки.
11. Натюрморт «Фрукты»(Рисование воском. )
Свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Жанр натюрморта. Приёмы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы и предметов, выраженные средствами рисунка и живописи. Знакомство с техникой «рисование воском».
12. «От точки к точке». (Рисование по точкам)
Масляные мелки, акварель. Создание изображений и предметов с помощью точек. Игровое занятие (соединение пронумерованных точек).
13. Морозные узоры. (Рисование воском.)
Свеча, акварель, плотная бумага, кисти. Рассматривание произведений графики. Высказывание своего отношения к ним. Пейзажи родной природы. Овладение техникой рисования воском.
14. «Новогодний сувенир». (Бумагопластика.)
Однотонные салфетки, гофрированная бумага различных цветов; клей ПВА, ножницы; стержень от ручки. Овладение техникой «торцевание». Создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Использование аппликации.
15. «Новогодняя елка». (Смешанные техники )
Рисования руками: ладонью, пальцем. Акварель. Отображение особенностей изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развитие чувства композиции.
16. «Моя картина». (Смешанные техники ) Творческая работа по замыслу ребёнка.Использование знакомых способов рисования. Развитие чувства композиции, совершенствование умений работать в разных техниках.
17. Зимняя сказка (Рисование губкой)
Акварельные краски или гуашь, губки, бумага, вода, палитра.
Знакомство с техникой рисования губкой. Развитие чувства композиции.
Способ получения изображения: нанесение оттиска на бумагу.
18. Новогодняя ночь(«Рисование солью»)
Акварельные краски, бумага, кисти, вода, палитра.
Знакомство с техникой рисования солью. Ознакомление детей с различными формами (геометрическими фигурами, формами, взятыми из природы, и фантазийными формами), изображение этих форм на листе. Использование соли для дополнительного эффекта. Развитие воображения.
19. Зимний пейзаж ( «Кляксография»)
Акварель. Тушь. (Рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Отображение особенностей изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники.
20. Весенний букет» («Набрызг»)
Бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика. Рассматривание открыток и репродукции работ художников, рисовавших цветы. Строение цветов, форма, цветовая окраска. Умение рисовать и закрашивать цветы разными способами.
21. Снегири на ветке.(Рисование способом примакивания)
Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага. Техника «по-сырому», «вливание цветов».Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Изображение птиц: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Знакомство с техникой рисования снегирей, используя метод примакивания.
22-23. Космические дали(«Цветной граттаж»)
Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Знакомство с техникой рисования «цветного граттажа». Линия, штрих, пятно и художественный образ. Симметрия. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Развитие воображения, творчества, умение передавать образ неизведанного космоса в рисунках, используя технику «граттаж».
24. Зайка («Граттаж»-черно-белый)
Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.
Изображение животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Знакомство с техникой рисования «граттаж».Умение имитировать шерсть животного, используя штриховку в разных направлениях.. Симметрия. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
25. Рисование птиц. (Рисование углем.)
Бумага, уголь.
Знакомство с техникой изображения углем. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
Разнообразные виды штриховки.
26. Волшебные фантазии.(Волшебная ниточка)
Нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.
Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.
27. Рисуем животных (Рисование гуашью.)
Бумага, гуашь, кисти, палитра.
Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Изображение животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Овладение техникой последовательного выполнения рисунков животных гуашью.
28. «Салют» (Рисование мыльными пузырями).
Оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. Знакомство с техникой рисования мыльной пеной.
29. «Воздушные шарики» (Рисование мыльными пузырями).
Плотная бумага или картон , мыльные пузыри, узкая трубочка . Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.Знакомство и овладение техникой рисования с использованием мыльных пузырей.
30. Ежики в лесу(Тычок жесткой полусухой кистью)
Жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Изображение предметов, деревьев, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Совершенствование умений детей в различных изобразительных техниках. Умение отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Способ получения изображения из отдельных тычков.
31-32. Что за чудо эти сказки. (Оттиск смятой бумагой)
Умение отражать особенности изображаемого, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развитие чувства композиции, совершенствование умений работать в технике оттиска смятой бумагой.
33.Бабочки на лугу (Разновидность монотипии: зеркальное изображение) Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Монотипия. Умение отражать особенности изображаемого. Изображение предметов используя различные нетрадиционные изобразительные техники.
34. «Моя картина». (Творческая работа по замыслу ребёнка.)Использование знакомых способов и техник рисования. Развитие чувства композиции, совершенствование умений работать в разных техниках.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
№ Тема занятия Количество часов Дата
Кален дарнаяФактическая
1 «Радуга-дуга».
(Рисование пальцами) 1 5.09 2 Сказка про осень.
(Рисование цветными карандашами). 1 12.09 3 «Мои волшебные ладошки».
(Рисование ладошками) 1 19.09 4 Каракулеграфия .(Бумага, цв. карандаши) 1 26.09 5 «Праздничный букет»
(Коллективная работа) 1 03.10 6 «Ковер из осенних листьев»
(Печать природными материалами). 1 10.10 7 «Осенний день»
(Техника «по- сырому» ) 1 17.10 8 Ваза для цветов
(Печать природными материалами) 1 24.10 9 «Капелька за капелькой»
(«Набрызг») 1 31.10 10 «Кленовый лист».
( Конструктивное рисование) 1 14.11 11 Натюрморт «Фрукты»
(Рисование воском. )1 21.11 12 «От точки к точке».
(Рисование по точкам) 1 28.11 13 Морозные узоры.
(Рисование воском.) 1 05.12 14 «Новогодний сувенир».
(Бумагопластика.) 1 12.12 15 «Новогодняя елка».
(Смешанные техники ) 1 19.12 16 «Моя картина».
(Смешанные техники )1 26.12 17 Зимняя сказка
(Рисование губкой) 1 16.01 18 Новогодняя ночь
(«Рисование солью») 1 23.01 19 Зимний пейза ( «Кляксография») 1 30.01 20 Весенний букет»(«Набрызг») 1 06.02 21 Снегири на ветке.
(Рисование способом примакивания) 1 13.02 22- 23 Космические дали
(«Цветной граттаж») 2 20.02 27.02 24 Зайка
(«Граттаж»-черно-белый) 1 06.03 25 Рисование птиц.
(Рисование углем.) 1 13.03 26 Волшебные фантазии.
(Волшебная ниточка) 1 20.03 27 Рисуем животных
(Рисование гуашью.). 1 03.04 28 «Салют»
(Рисование мыльными пузырями). 1 10.04 29 «Воздушные шарики»
(Рисование мыльными пузырями) 1 17.03 30-31 Ежики в лесу
(Тычок жесткой полусухой кистью) 2 24.04 1.05 32 Что за чудо эти сказки.
(Оттиск смятой бумагой) 1 8.05 33. Бабочки на лугу
(Разновидность монотипии: зеркальное изображение) 1 15.05 34 «Моя картина». (Творческая работа по замыслу ребёнка.) 1 22.05 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
К концу учебного года обучающийся научится понимать:
названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
название материалов и инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены.
Обучающийся получит возможность научиться:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СПОСОБЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ТЕХНИКЕ «БАТИК».
1. Печатаем листьями по бумаге
Собрать листья различных деревьев или аккуратно срезать у красивых комнатных растений листочки, которые начинают вянуть (их можно долго хранить в холодильнике в целлофановом пакете).
Намазать листочек гуашью со стороны прожилок. Лист бумаги, на котором будет изображение может быть цветным.
Прижать ладошкой листик закрашенной стороной к бумаге.
Осторожно снять листик, взяв за ножку.
Дорисовать кисточкой остальной рисунок.
2. Печатаем листьями на ткани
Сначала необходимо придумать композицию (составление эскиза).
Печатать так же, как и на бумаге. Намазать листик со стороны прожилок гуашью, затем прижать его в нужном месте на ткани.
Фон вокруг изображений (рыбки, деревья и т.п.) закрасить тампоном. Постепенно разбавить водой тушь или гуашь до нужного оттенка (необходимо попробовать сначала на бумаге) и покрывать свободную площадь рисунка.
Дорисовать кисточкой мелкие детали.
Можно использовать штампы для выразительности изображения или красочности.
3. Печатаем по трафарету
Нарисовать на листке плотной бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно. Можно использовать готовые фабричные.
Налить в форму немного гуаши нужного цвета. Окунуть чистый тампон из поролона в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге отпечаток тампоном. Если краска ложится ровно, то можно начинать печатать рисунок уже на ткани через трафарет. Краски на тампон нужно брать столько, чтобы отпечатки были четкими и краска не размазывалась за пределы трафарета.
Затем прорисовать мелкие детали трафаретного изображения кисточкой.
Таким способом можно обновить старую салфетку, украсить карман на фартуке, сделать воротник, пояс и т.д.
4. Печатаем штампами
Недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиса…
Долговечные штампы из бутылочной пробки, ластика (конечно, взрослыми).
Есть фабричные штампы – фломастеры с готовым рисунком.
Узорами, сделанными штампами, можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и повязки. С их помощью можно создавать различные узоры и несложные композиции: фантастический лес, жизнь подводного царства, космический мир. Для таких изделий лучше использовать специальные краски для батика.
5.«Набрызг»
Составить на листе бумаги композицию из различных плоских изображений (листья, цветы, геометрические фигуры и т.п.).
Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в нее щетку. Держа щетку над листом бумаги, проведем по ней расческой или теркой.
Дать краске высохнуть. Затем снять трафареты.
Дорисовать кисточкой мелкие детали.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ
Хорошо использовать «пальцевую живопись» – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае наливается в плоские розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило каждый палец набирает определенную краску. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшение платьев, следы зверей, цветы на поляне, яблоки на деревьях и др. В старших – получаются красивые пейзажи, деревья, смешивание красок, накладывание их друг на друга.
Использование монотипии – краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек линолеума, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Дети должны увидеть, что-то знакомое и дать этому название, добавить детали для точного видения этого предмета или явления.
Разновидность монотипии – лист бумаги складывается пополам и краска наносится только на одну сторону листа, потом складывается, и изображение как бы получается зеркальным. Использовать можно при рисовании деревьев, цветов, бабочек, платьев и др.
Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» – он и есть, и его и не видно. Потом на лист бумаги наносится тушь, цветные чернила, гуашь – и рисунок свечой проступает на цветном фоне. Это использую при рисовании зимних пейзажей, дождя, ветра, снежных бурь и др.
Рисовать можно на мокрой бумаге (по сырому фону). Сначала лист бумаги смачивается водой (можно с добавлением цветной гуаши), а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно дорисовать детали берем сухие акварельные краски, или нужно подождать пока высохнет. Хорошо использовать этот метод для рисования поздней осени, дождливой погоды, рассвета.
Можно использовать щетки разного размера – ими можно разбрызгивать краску, используя трафареты. Этот способ рисования очень удобен для оформления групп к празднику, оформления выставок и родительских уголков вместе с детьми.
«Кляксография» – капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом, приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение. Или воспользоваться трубочкой для коктейля и раздуть изображение в нужную сторону.
«Точечный рисунок» – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, точки могут быть разного размера. Также можно использовать рисунок только из линий.
Наносить рисунок на предварительно скомканную бумагу и сжатую. Хорошо использовать этот метод для рисования горных ландшафтов, зимних пейзажей.
На лист бумаги предварительно наносится жирный слой свечой, просто ладошкой, мылом и др., а сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый.
Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать пока высохнет и опустить на 1-2 секунды в тарелочку с водой или поднос. Рисунок получится расплывчатый: дождь, туман и т.д.
На чистый лист бумаги наносится рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается тонкая дырочка) так, чтобы «рисунок» был выпуклым. Подождать пока клей высохнет и тогда наносится краска, причем краска должна быть жидкая, чтобы свободно растекалась в пределах контура.
«Граттаж» – наносится на бумагу слой воска (свечой), затем обезжиривается тальком или мелом, потом покрывается черной тушью или гуашью. После высыхания рисунок выцарапывается тоненькой палочкой или старым стержнем от шариковой ручки.
14. Волшебная ниточка( нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.)
Альбомный лист сложить пополам. Опустить нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.
15.Рисование углем- умение рисовать линии, меняя силу нажима на него или угол наклона.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерный перечень репродукции картин известных художников,
используемых на занятиях:Игорь Грабарь:
Грачиные гнезда
Февральская лазурь
Хризантемы
Луч солнца
Под березами
Сентябрьский снег
Мартовский снег
Михаил Врубель:
Сирень
Портрет
Царевна – лебедь
Алексей Венецианов:
Крестьянская девушка с теленком
Крестьянка с васильками
На жатве. Лето
На пашне. Весна
Федор Васильев:
Волжские лагуны
Возвращение стада
После дождя (1867)
Вечер
Заброшенная мельница
Мокрый луг
Ручей в лесу
После дождя (1869)