Волшебная акварель. Различные приемы работы акварельной живописи». Мастер-класс
Қалалық қөркемсурет лицейі
Разработка
мастер-класса
по живописи
Тема: «Волшебная акварель.
Различные приемы работы акварельной живописи»
Разработала: учитель ИЗО и черчения Малышева Е.Н.
Ақтөбе қаласы
2017ж.
Разработка
мастер-класса
Учитель ИЗО и черчения: Малышева Е.Н.
Тема: «Волшебная акварель. Различные приемы работы акварелью»
Предмет: живопись
Цель мастер-класса: практическое изучение различных методов, техник и приемов работы акварелью.
Задачи мастер-класса:
1. Обучающая – научить выполнять последовательно поэтапно натюрморт с натуры акварелью, с применение нетрадиционных методов в работе;
2. Развивающая – развитие умения наблюдать форму, строение, цвет;
- развитие живописных качеств, - приобретение навыков работы акварелью;
3. Воспитывающая – воспитание эстетических чувств, умения видеть красоту окружающего мира, воспитание любви к искусству.
Необходимые материалы:
Для преподавателя:
1) репродукции картин художников;
2) акварельные работы учащихся Городского художественного лицея;
3) предметы натюрморта: стеклянная ваза, цветы, сахарница, гранат и апельсин, драпировки различных цветов;
4) наглядное пособие поэтапного изображения натюрморта;
5) слайды на тему: «Акварельная живопись»;
6) видеофильм «Акварель»;
Для слушателей: акварельные краски, кисти белка № 2,4,6, кисть
щетина № 6, акварельная бумага - формат А3(или А4) – 3-4 листа,
баночка для воды, палитра, простые карандаши – Т,ТМ,М, ластик,
губка, тряпочка, соль, свечка.
План мастер-класса:
Организационный момент – 2-3 минуты
Сообщение цели и задач – 5 минут
Объяснение материала – 15 минут
Практическая работа – 2,5 часа
Индивидуальная работа во время занятия
Завершение, подведение итогов – 15-20 минут
Ход мастер-класса:
Знакомство с аудиторией слушателей и объявление темы мастер-класса.
Сообщение целей и задач.
Беседа об акварели.
Основные материалы и принадлежности для акварели.
Знакомство с основными методами, техниками и приемами работы акварелью.
Практическое выполнение натюрморта с натуры.
Коллективный просмотр и обсуждение результатов работы.
Ход мастер-класса:
- Здравствуйте, уважаемые слушатели, коллеги! Сегодня мы с Вами будем заниматься живописью акварелью!
Акварель является одним из самых популярных материалов среди художников, как для любителей, так и для профессионалов.
(живое слово педагога сопровождается показом слайдов)
Акварельные краски – были известны еще древнеегипетским живописцам. До нас дошли росписи на стенах и гробницах. «Сцена охоты в нильских зарослях». Роспись гробницы в Фивах. Египет (рис.1), «Сцена пира». Роспись гробницы в Фивах. (15в. до н.э.) (рис.2), «Музыкантши». Фрагмент росписи гробницы в Фивах. (15в. до н.э.) (рис.3),
1. 2. 3.
Развитие акварельной живописи относится к временам персидской книжной миниатюры, которая возродилась примерно в 12 в. и распространилась по странам Востока. С 15в. начинает применяться чистая акварель (без примеси белил). Примером такой живописи является произведения китайских мастеров: «Небесные музыканты» настенная роспись пещерного храма Цяньфодун (Дуньхуан) в провинции Ганьсу (начало 6 в.) (рис.4), Гу Кайчжи, Юнь Шоупин «Пион» (17в.)(рис.5)
4. 5.
Иранская живопись - Султан Мухаммед «Молодой принц, читающий книгу» (миниатюра 1540 г.г.) (рис.6), Реза Аббаси «Пастух» (миниатюра 1634г.) (рис.7).
6. 7.
Японская живопись: Огата Корин «Ирисы» (фрагмент парной ширмы - бумага, позолота, водяные краски 17-18 в.в.) (рис.8), «Цветение красной и белой сливы» (рис.9). (фрагмент парной ширмы - бумага, позолота, водяные краски ок.1710 г.).
8. 9.
Технические возможности акварельной живописи впервые широко были раскрыты Дюрером (1471-1528) в его произведениях. Наиболее известная картина «Заяц» (акварель и гуашь,1502г.) (рис.10)
10.
В начале 17в. акварель становится самостоятельным видом живописи и достигает своего расцвета 18-19 вв., благодаря английским живописцам.
В России техника акварели наиболее интенсивно стала развиваться в 19 веке. Одним из выдающихся русских акварелистов того времени был П.Ф.Соколов, портретист и иллюстратор произведений. Его портреты «Портрет А.С. Пушкина» (акварель) (рис.11), «Портрет неизвестной с ребенком» (акварель) (рис.12), «Портрет князя П.А. Вяземского» (рис.13)
11.12.13.
27241518796000
Интересно произведение Михаила Врубеля «Роза в стакане», акварель, 1904г. (рис. 14).
14.
В истории современного изобразительного искусства Казахстана акварель занимает особое место. Начальный этап развития изобразительного искусства Казахстана принято связывать с именем Н.Г. Хлудова(1850-1935). Известно его участие в этнографических экспедициях, результатом которых стали многочисленные зарисовки различных людей, животных, пейзажей.
«Веют пшеницу», 1910г. (рис.15),
«Верховье малой Алматинки», 1920г. (рис.16),
«Слушают певца», 1904г. (рис.17).
15. 16. 17.
Здесь нельзя не вспомнить о народном художнике Казахстана Абылхане Кастееве. Акварель-любимый материал молодого мастера. Кстати, он был одним из учеников Н.Г. Хлудова. Из первых шедевров А. Кастеева хочется выделить «Турксиб», акварель, 1932г. (рис.18). Более поздние произведение «Джамбул среди друзей», акварель,1971 г. (рис.19).
43434018859500
3200400444500 19.
43434019558000
Акварель – единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Акварельные краски относятся к группе клеевых лессировочных красок. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» - вода, т.к. вода является растворителем для этого вида красок. Акварельная живопись является одной из сложных художественных техник.
В тоже время акварель является наиболее удобным и доступным материалом на начальной стадии обучения. В городском художественном лицее особое внимание уделяется изучению техники акварельной живописи. Ей посвящены первые 2 года обучения. За это время учащиеся знакомятся с основными техниками и приемами работы акварелью при выполнении этюдных зарисовок, в том числе и натюрморта. В последние годы обучения, акварельная живопись чередуется с гуашевой, а в 5-6 классах и масляной живописью.
( показ работ учащихся ГХЛ )Материалы и оборудование для акварели:
Акварельные краски – выпускают в тюбиках и кюветах: вам остается только решить, какие краски покупать. Каждый вид красок обладает как преимуществом, так и неудобствами. Акварель в тюбиках имеет яркие, насыщенные цвета, и вы можете быстро намешать много краски
(это идеально для тех, кто пишет большие картины). Но для начинающих художников они несколько утомительны, поскольку их трудно укладывать и закрывать. Краски в кюветах, пожалуй, самый распространенный выбор. На каком бы выборе вы ни остановились, вы должны купить краски лучшего качества: они называются «художественные», а не «ученические».
Кисти –как для работы любыми красками, для рисования акварелью необходимы кисти. Они должны быть мягкими, легко набирать воду и также легко отдавать ее бумаге. Такими свойствами обладают кисти из синтетического волоса, а также из волоса белки, пони и колонка. Кроме толстых и тонких кистей, бывают еще плоские и круглые. После окончания работы кисти необходимо промывать и отжимать, стараясь придать волосяному пучку правильную форму. В банке с водой кисть надолго не оставляют, поскольку это приводит к ее порче.
Кисть щетина – для некоторых художественных приемов подходят жесткие кисти из щетины и даже хозяйственные для окраски окон. Их используют для работы сухой кистью, смывания красочного слоя, набрызгивания, нанесения маскировочной жидкости.
Акварельная бумага – для акварельной работы бумага является одним из важнейших материалов. От качества, типа, рельефа, плотности и т.д. зависит, какой получится работа. Бумага для акварели выпускается трех типов зернистости: мелкой, средней и крупной. На мелко зернистой бумаге краски выглядят наиболее ярко, при этом же и наиболее быстро высыхает. Сильно выраженный рельеф крупнозернистой бумаги позволяет использовать его в художественных приемах, кроме того, очень хорошо удерживает воду. Среднезернистая бумага является компромиссным вариантом. Покупка бумаги в магазинах самообслуживания позволяет оценить ее на ощупь. Листы должны быть не рыхлыми, а плотными и упругими, белого цвета. Самый большой выбор бумаги разных видов предлагают специализированные магазины.
Палитра – палитра может быть специализированной пластиковой, но за неимением ее можно воспользоваться и белой фарфоровой тарелкой. Палитрой может служить и кусок бумаги, например черновики.
Карандаши – с помощью обычного карандаша делаются наброски. Иногда им затушевывают тени. Толстая карандашная линия может быть контуром акварельного рисунка. Для работы достаточно набора из 6 карандашей различной твердости и мягкости.
Акварельные карандаши - название этих карандашей говорит само за себя. Акварельные карандаши, по сути – прессованные акварельные краски в деревянной оболочке. Хороший акварельный карандаш полностью размывается водой, не оставляя следа на бумаге.
Баночка для воды –поскольку рисование акварелью – фактически рисование подкрашенной водой, то емкость должна быть большой. Чем больше емкость, тем реже придется менять воду.
Ластик –твердые ластики используются как для стирания линий карандаша, так и для работы с высохшими красочными слоями в некоторых художественных приемах. Этими ластиками следует пользоваться очень осторожно, поскольку ими легко повредить бумагу. Мягкие ластики, напротив, бумагу не портят. Их также используют для стирания карандаша и части красочного слоя.
Губка – отличный инструмент для нанесения или, наоборот, - сбора воды. Также губкой можно пользоваться как штампом.
Соль – вещество гигроскопическое (способное впитывать влагу), и это свойство используется для получения различных эффектов в акварели.
Воск –в какой-то степени эта техника похожа на технику использования «резервной жидкости»-«штриха».Обе техники включают в себя блокировки, не позволяющей краске достичь бумаги, но использование воска дает совершенно другой эффект. Она основана на взаимной несовместимости масла(воска) и воды(краски). Если мы потрем по бумаге свечкой, а затем нанесем на бумагу отмывку, краска будет стекать с воска. В отличии от «резервной жидкости», которая после удаления оставляет идеальную форму, воск создает более тонкий, слегка пятнистый эффект.
Резервная жидкость «Штрих» – используется для предохранения некоторых участков бумаги от попадания на них краски.
Существует несколько приемов работы акварелью:
Один из них это прием, алла прима – это прием получения цвета механическим смешением красок на палитре или вливания одной красочной смеси в другую. Для получения оттенков в невысохший красочный слой вводят другую краску. Они плавно соединяются. Этот способ смешения иногда называют - «работой по - сырому».
(работы учащихся ГХЛ)
Другой прием не менее распространенный называется «лессировка» - он заключается в том, что первоначально положенный цвет после высыхания обогащается другими цветами, которые накладываются сверху. Так, наложением одного цвета на другой получается третий цвет.
(акварельные работы учащихся ГХЛ)
(показ видеофильма «Акварель»)
Следующий прием «сухая кисть» - используют для окраски изображений предметов, поверхность которых обладает неровной светлотой и шероховатой, ворсистой фактурой. В этой технике употребляют густую краску, которую наносят на бумагу сухой кистью скользящими движениями или тычком кисти.
Достижение необычных эффектов в акварельной живописи получается с помощью применения акварельных карандашей «Живопись». Акварельный этюд может быть нарисован только акварельными карандашами, с последующим размывание его с помощью кисти. Акварельные карандаши используются и для прорисовки мелких деталей в готовом рисунке. В этом случае карандаш применяется только после полного высыхания краски.
Работы учащихся Городского художественного лицея
Следующий прием «Штампы» - способ нанесения оттисков, одинаковых по площади, форме и цвету. Штампы заменяют кисти. Штампом могут быть кусок пористого материала (поролоновая губка, кусок бумаги, стекло, ткань и др.) Пользуются штампами следующим образом. На плоскую палитру без углублений (ей могут послужить блюдце, пластик) наносится краска. Если оттиск (след от штампа) должен быть многоцветным, то краска, вынесенная на палитру, должна быть несколько цветов, а разноцветные участки находятся рядом. После того как краска нанесена, до нее
дотрагиваются заранее заготовленным штампом.
Работы учащихся Городского художественного лицея
Интересным приемом является применение «Резервной жидкости»
- резервная жидкость предназначена для сохранения участков бумаги
не закрашенными – белыми. Материал используются в зависимости от того, какой участок должен остаться свободным от краски. С помощью резервной жидкости можно изолировать сложные участки, состоящие из множества мелких линий и деталей. Для применения резервной жидкости стоит воспользоваться не акварельной кистью, а другим инструментом, от которого впоследствии будет не жалко избавиться. Тем не менее, резерв хорошо удаляется с бумаги с помощью ластика. Для нанесения резерва хорошо подходят тонкая щетинная кисточка, часто продающаяся как «для клея».
Использования воска - простая техника, которая может дать довольно красивые результаты. Ее часто используют для изображения пейзажей для изображения неба с небольшими облаками или для мягкого блеска воды в реках. Например, шероховатую поверхность сухого дерева можно быстро и легко изобразить нанесением воска под свободные отмывки в технике мокрое – на - мокром. Рисунок воском может быть как простым, так и сложным. Картину можно выстроить слоями, сначала сделав на бумаге карандашный рисунок, затем нанеся краску и вновь начертив по ней карандашом. Этот метод может оказаться весьма увлекательным, - вы никогда не узнаете заранее, что у вас получится.
Достичь необычных эффектов можно с помощью соли. Соль –просыпанная на влажную краску, впитывает ее, оставляя более светлые участки. Видимый результат проявляется не сразу, оценить полностью эффект можно только после высыхания. После окончательного высыхания краски соль стряхивается с листа с рисунком. Мелкие крупинки соли норовят прилипать к листу и для их удаления нужно воспользоваться сухой тряпочкой. Стоит обратить внимание на то, что если краска будет слишком жидкой, то соль может раствориться и эффекта не получится. Результат применения соли всегда непредсказуем, поэтому сначала изображаются детали с применением соли и только затем – остальные. Иначе есть шанс испортить почти готовую работу. Помните: пятнышки, оставшиеся на месте соляных крупинок, заметнее на темном фоне.
(теоретическое описание различных техник работы акварелью сопровождается показам работ)
- Сегодня, мы предлагаем вам выполнить натюрморт с натуры акварелью с применение различных техник и приемов работы акварелью.
Как вы знаете, натюрморт в переводе с французского – «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.
Для этой работы нам понадобятся - бумага для акварели(формат А3 или А4); акварельные краски, кисти белка № 2,4,6, кисть щетина № 6, баночка для воды, палитра, простые карандаши – Т,ТМ,М, ластик,
губка, тряпочка, соль, свечка.
(показ и описание материалов и принадлежностей)
Этапы изображения натюрморта акварелью:
Шаг первый
Нарисуем акварелью натюрморт, составленный из стеклянной вазы сливового цвета и белых цветов «нарциссов», светло-лимонной груши и драпировок розового и голубого цвета.
Простым карандашом, не сильно нажимая на карандаш, чтобы не испортить работу, наметим контуры всех предметов на листе. Определим правильное композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Найдем композиционный центр картины, правильно выполним компоновку и четкое линейно-конструктивное построение предметов. Желательно рисовать без исправлений резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею: разрушенная резинкой фактура темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
Шаг второй
Начинаем работу с прокладки цвета светлых предметов светло-лимонной груши и драпировок , затем более темной – вазы. Краска для изображения драпировок должна быть жидкой и малонасыщенной. Легко, призрачным слоем нанесем ее на все части тканей, с учетом материальности, объема и освещения.
Шаг третий
На следующем этапе моделируем объемно-пространственную форму предметов. Передать материальность стеклянной вазы не легко. Для этого мы будем использовать и резервную жидкость и воск.
Поверхности, образующие эти формы, движутся, поворачиваются к свету и уходят от него. Цвет то меркнет, то ярко горит на некоторых светлых и полутеневых поверхностях, то темнеет на неосвещенных частях. Отдельными мазками усилим насыщенность цвета освещенных предметов. Отметим прозрачными, но более темными красками тени. Цвет теней сложных, обусловленный средой. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят правильно относительно света, примыкающим к нему поверхностей других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Определив, из каких красок надо составить данный цвет, и смешав их, проверяют, соответствует ли светлота полученного цвета тону изображаемой тени и его насыщенности. Найдя нужный цветовой тон, следует проверить его светлоту, чтобы избежать сильно ослабленной осветленной тени.
Изображая цветы, сначала наносится маскировочная жидкость в форме цветка. Первые мазки краски наносятся только полного высыхания маскировочной жидкости. Начинаем изображать зелень. Смело пишем стебельки и листья. Белые цветы надежно укрыты маскировкой. Дописывая фон, размываем мелкие детали. По влажному фону прокладываются зеленые листья разных оттенков. Маскировочную жидкость можно удалить и при помощи ластика. Делать это нужно осторожно, чтобы не стереть красочный слой. Удаление маскировочной жидкости не означает, что работа готова. Цветам требуется придать объем. Напишем яркие желтые серединки. Смягчим по - сухому контуры некоторых лепестков нарциссов. Около серединок затемните промежутки между лепестками и приступайте к прорисовке стеблей.
На влажную поверхность цветка, написанную по сырому, насыпали мелкую соль. На светлых участках разводы почти не заметны. Разводы от соли могут не получиться на тех темных участках, которые высохли раньше, чем мы успеем нанести соль.
Для передачи материальности драпировок на переднем плане мы можем использовать прием «сухая кисть». Кисть с жесткой щетиной частично окунаем в густую краску и разотрем на лист черновика. На кисти должно остаться немного краски, достаточно, чтобы, не склеивая щетинки, оставлять отдельный след каждой из них. Слишком сухая кисть следов не оставляет. Если краски слишком много, то вместо следов отдельных щетинок останется мазок.
Шаг четвертый
На последнем этапе все цвета обобщаем, подчиняем условиям освещенности. Для этого мы будем использовать акварельные карандаши «Живопись». Какие-то части выделим более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей колористической гаммы гасим; резче подчеркиваем или смягчим контуры предметов дальнего и ближнего плана.
Подведем итоги нашей работы над натюрмортом. Сделаем коллективный просмотр. Цвет - главное изобразительное и выразительное средство в живописи. Глядя на наши работы, мы понимаем, что живопись помогает человеку увидеть красоту мира, заключенную в самых обыденных вещах, воспитывает внимание к окружающему и стремление постичь его смысл. Работа акварелью развивает цветоощущение, эмоциональное, чувственное восприятие цвета, позволяет смотреть на мир глазами художника и является инструментом в создании живописных произведений.
Литература
1. Крошо Э. «Акварель». М., Астрель. Аст, 2006г.
2. Костерин Н.П. «Учебное рисование». М., Просвещение, 1980г.
3. Айзенбарт Б. «Полный курс акварели». М. , Астель. Аст, 2004г.
4. Кальнинг А.Б. «Акварельная живопись». М., Искусство 1968г.
5. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве». М., Просвещение 1988г.
6. Беда Г.В. «Живопись» М., Искусство, 1971г.
7. Шматова О. «Самоучитель по рисованию акварелью». М.,
«Эксмо», 2011г.
8. Гаррисон Х. «Рисунок и живопись». М., Астель.АСТ,2007г.
9. Вульф Р. «Основы техники изображения природы акварелью». Минск «Попурри»,2003г.
10. Мосин И.Т. «Рисование-1» г. Екатеринбург У-Фактория, 1988г.