Программа внеурочной деятельности в начальной школе Юный книгочей
Пояснительная записка
Программа «Юный книгочей» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.
Цели программы
расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
Задачи программы
пробудить и сформировать у первоклассников интерес к детским книгам, вызвать желание их читать;
учить различать различные жанры художественной литературы и фольклора;
развивать стремление самостоятельно сосредоточить своё внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание;
формировать у ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения;
создавать условия для эстетического и нравственного воспитания младших школьников;
формировать потребности и мотивы чтения;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 4 класса.
Данная программа рассчитана на1 год обучения, 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий - 45 минут.
Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых произведений художественной литературы различной тематики.
Методы и формы занятий:
- интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);
- устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание читателя и слушателей);
- "раскадровка" текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;
- чтение произведения по ролям;
- драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе);
- иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно.
Ведущим методом является устная речь - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.
Формы работы разнообразны: книжные выставки, беседы, обсуждения, КВН и т. д. Особое внимание уделяется громкому выразительному чтению, так как дети учатся не только читать, но и слушать.
Ожидаемые результаты обучения
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно – следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Формы подведения итогов
- тесты
- кроссворды
- викторины, игры
- выставки рисунков
- защиты проектов
Содержание программы
Самые интересные книги, прочитанные летом. Обмен впечатлениями.
Какие вопросы задают сказки? «Сказка – ложь, да в ней намек…»
А.Пушкин «Сказка о Золотом петушке» А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».
Серии книг и их назначение. Знакомство с известными сериями литературных произведений.
Стихотворения русских поэтов об осени.
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют.
В. Бианки «Лесная газета». «Лес не школа, а всему учит». Рассказы Н. Сладкова. Рассказы К. Паустовского о природе.
Книги о путешествиях и путешественниках. Великие первопроходцы.
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Книги о тебе и твоих сверстниках.
Стихотворения русских поэтов о зиме.
Сказки и рассказы о труде людей.
Рассказы Л. Воронковой.
Стихотворения русских поэтов о Родине.
Художественные произведения, героям которых установлены памятники. Мой любимый литературный герой.
Твои защитники. Богатырские сказки.
Стихотворения русских поэтов о весне.
Мама – главное слово. Произведения писателей о маме.
Фантастические рассказы Кира Булычева. Чем сказка отличается от фантастики.
Сказки Дж. Родари. Сказки братьев Гримм. Особенности зарубежных сказок.
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер». Герои книг – волшебники.
Л. Лагин «Старик Хоттабыч». Сходство и различие книги и фильма.
А.Курляндский «Приключения попугая Кеши». О создании мультфильма.
Произведения о Великой Отечественной войне. Рассказы о пионерах-героях.
Игра-путешествие «По дорогам любимых книг».
Читательская конференция. Обобщение и систематизация изученного.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема занятия Элементы содержания Вид контроля, измерителя Информационно-методическое обеспечение
1 Самые интересные книги, прочитанные летом. Книги, прочитанные летом. Обмен впечатлениями. Обсуждение. Творческое задание Выставка книг, ЭОР
2 Какие вопросы задают сказки? Поучительный смысл сказок. Положительные и отрицательные герои. Подбор пословиц к сказкам. Творческое задание Раздаточный материал, иллюстрации.
3 А.Пушкин «Сказка о Золотом петушке». Чтение сказок А.С. Пушкина, не вошедших в программу. История создания. Характеристика героев. Поучительный смысл сказок. Тест Раздаточный материал.
4 А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». Тест Раздаточный материал, ЭОР, презентация.
5 Серии книг и их назначение. Знакомство с делением литературы на серии. Назначение и отличительные особенности произведений каждой серии.
Тест Выставка книг, ЭОР
6 Стихотворения русских поэтов об осени. Красота осенней природы в стихах русских поэтов. Чтение и анализ средств выразительности в стихах Тютчева, Фета, Сурикова, Пушкина, Есенина. Выставка рисунков Музыкальные файлы, ЭОР, интерактивная игра.
7 Жизнь и творчество Л.Толстого. Знакомство с интересными фактами биографии писателя. Виртуальное путешествие в Ясную Поляну. Чтение рассказов Л.Н. Толстого.
Кроссворд Выставка книг, ЭОР
8 Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют. Чтение рассказов Н.Дуровой о цирковых животных. Тест Выставка книг, ЭОР
9 Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют. Чтение и обсуждение рассказа А.П. Чехова «Каштанка». Защита проекта ЭОР, презентация.
10 В. Бианки «Лесная газета». Чтение рассказов и сказок о животных. Анализ содержания. Подготовка к выпуску стенгазеты на тему «Стань природе другом». Конкурс рисунков Работы детей, раздаточный материал, книги.
11 «Лес не школа, а всему учит». Рассказы Н. Сладкова. Тест ЭОР, тест.
12 Рассказы К. Паустовского о природе. Викторина ЭОР, тест.
13 Книги о путешествиях и путешественниках. Чтение глав из книги Э. Распе «Приключение Мюнхаузена». Просмотр мультфильма. Беседа Выставка книг, ЭОР, раздаточный материал.
14 Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Биография Н. Носова. Юмор в литературе. Чтение глав из произведения. Беседа Фильм, презентация.
15 Стихотворения русских поэтов о зиме. Красота зимней природы в стихах русских поэтов. Чтение и анализ средств выразительности в стихах Тютчева, Фета, Сурикова, Пушкина, Есенина.
Выставка рисунков Выставка книг, ЭОР
16 Сказки и рассказы о труде людей. Подбор пословиц и поговорок о труде. Составление загадок. Знакомство с рассказами из сборника В. Кондратюк «Не ради славы». Сообщения о Циолковском, Кулибине. Защита проекта Выставка книг, ЭОР
17 Рассказы Л. Воронковой. Знакомство с биографией автора. Чтение и обсуждение рассказов Л. Воронковой. Викторина Интерактивные игры, ЭОР, выставка книг.
18 Стихотворения русских поэтов о Родине. Чтение стихотворений С. Есенина и М. Исаковского. Эссе на тему «что значит – любить родину?». Выставка книг, ЭОР
19 Художественные произведения, героям которых установлены памятники. Сообщения обучающихся по теме. Рассматривание фотографий памятников героям книг « Кроссворд Выставка книг, ЭОР, презентация, интерактивные игры, кроссворд
20 Мой любимый литературный герой. Отзывы детей о прочитанных книгах, создание портрета и характеристики любимого литературного героя. Выставка рисунков. Кроссворд, выставка рисунков. Презентация, ЭОР, интерактивная игра.
21 Твои защитники. Чтение и обсуждение рассказов о военных, о защитниках Родины. Викторина Презентация, ЭОР, интерактивная игра.
22 Богатырские сказки. Сказания о богатырях. Чтение и обсуждение былин. Тест Презентация, ЭОР, интерактивная игра.
23 Стихотворения русских поэтов о весне. Красота весенней природы в стихах русских поэтов. Чтение и анализ средств выразительности в стихах Тютчева, Фета, Сурикова, Пушкина, Есенина. Тест ЭОР, раздаточный материал.
24 Мама – главное слово. С чего начинается любовь к Родине? Чтение рассказов о маме. Л. Воронкова «Что сказала бы мама?» Чтение стихов о маме из детских журналов. Сочинение «Моя милая мама». Творческое задание Раздаточный материал, ЭОР.
25 Фантастические рассказы Кира Булычева. Мир детской фантастики. Чтение отрывков из книги «Миллион приключений». Просмотр мультфильма. Творческое задание Презентация, ЭОР, интерактивная игра.
26 Сказки Дж. Родари. Обзор сказок автора. Особенность итальянских сказок. Чтение глав из сказки «Джельсомино в стране Лжецов». Просмотр мультфильма. Кроссворд Мультфильмы, презентация.
27 Сказки братьев Гримм. Знакомство с биографией авторов. Обзор сказок братьев Гримм. Тест Мультфильмы, презентация.
28 Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер». История создание книги. Обсуждение характеров и поступков героев. Особенности авторской сказки. Сравнение фильма и книги. Тест ЭОР, презентация, выставка книг, раздаточный материал.
29 Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер». Игра «Что? Где? Когда?» Презентация, ЭОР, интерактивная игра.
30 Л. Лагин «Старик Хоттабыч». Сравнение книги и фильма, снятого по книге. Чтение глав из книги. Характеристика героев. Викторина Фильм, презентация.
31 А.Курляндский «Приключения попугая Кеши». История создания мультфильма. Художественное творчество Курляндского. Юмор в литературе. Кроссворд ЭОР, презентация, выставка книг, раздаточный материал.
32 Произведения о Великой Отечественной войне. Чтение и обсуждение рассказов о войне. Знакомство с именами и биографиями пионеров-героев. Выставка рисунков Фильмы, презентация.
33 Игра-путешествие «По дорогам любимых книг». Обобщающая игра – викторина по мотивам прочитанных произведений. Работа в группах по созданию кроссвордов по сказкам. Викторина ЭОР, презентация, выставка книг, раздаточный материал.
34 Читательская конференция Урок – конференция. Обсуждение прочитанных книг. Список литературы на лето. Творческое задание ЭОР, презентация, выставка книг, раздаточный материал.
Учебно-методическое обеспечение программы
Журнал «Начальная школа»
Серия «Всё обо всём». Детская энциклопедия. Москва: Астрель, 2000
Серия «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Москва: Астрель», 2000
Детская периодическая печать.
Фильмотека.
Материалы сети Интернет.